Ф. Бэкон "Новый Органон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Жизнь и деятельность Френсиса Бекона………………………………..4
«Новый Органон» ………………………………………………………..6
Учение о методе и его влияние на философию XVII в….......................10
Заключение………………………………………………………………………12
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 40.28 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Новгородский государственный  университет имени Ярослава Мудрого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

На тему: Ф. Бэкон "Новый Органон"

 

По дисциплине: Философия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            Выполнила:

                                                                                                       студентка 2 курса

                                                                                                       кафедры «ЛиО»               

                                                                                                       гр. 0702 ЗУ     

                                                                                                       Иванова О.С.

 

                                                                                                                 

 

 

 

 

г. Великий Новгород

                                                             2012г

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Жизнь и деятельность Френсиса Бекона………………………………..4
  2. «Новый Органон» ………………………………………………………..6
  3. Учение о методе и его влияние на философию XVII в….......................10

Заключение………………………………………………………………………12

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что философия  сама по себе учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может  и должен выбрать и осуществить  сам, полагаясь на собственный разум. В становлении и формировании духовной культуры человека философия  всегда играла особую роль, связанную  с ее многовековым опытом критически-рефлексивного  размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали  на себя функцию прояснения проблем  бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое  человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести  себя в периоды кризисов культуры. Одним из значимых мыслителей философии  является Фрэнсис Бэкон.

Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ посвящена проблемам  развития науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные  с его проектом «Великого Восстановления Наук», который в силу неизвестных  нам причин не был закончен. Завершенной  оказалась лишь вторая часть проекта, посвященная разработке индуктивного метода, опубликованная в 1620 г. под названием  «Новый Органон». В другую группу вошли  такие работы, как «Моральные, экономические  и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах  и началах» (незаконченное исследование) и другие.

Основной задачей философии  Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки  – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для  того, чтобы достичь власти, ни для  неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь.

Главным сочинением Бэкона по методологии научного был «Новый Органон».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизнь и деятельность Френсиса Бекона

 

Родоначальником эмпиризма  был английский философ Френсис  Бэкон (1561-1626). Он был талантливым  ученым, выдающимся общественным и  политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода Отец его - Николай  Бэкон, - лорд-хранитель печати. Френсис  Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он, барон Верлуамский и виконт Сент-Олбанский, становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе.  Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в  неоконченной книге “Новая Атлантида”, однако эта попытка провалилась (как и попытка Платона осуществить свою мечту в Сиракузах), разбившись об алчность и несоверешенство людей, выбранных им в союзники.

Уже в молодости Френсис  Бэкон вынашивает грандиозный план “ Великого Восстановления наук”, к реализации которого стремился  всю жизнь. Первую часть этого  труда составляет совершенно новая, отличная от традиционной для того времени аристотелевской классификации  наук. Она было предложена еще в  труде Бэкона “О преуспевании знания”(1605), но полное развитие получила в главном  труде философа “Новый органон”(1620), который в самом своем названии указывает на противопоставление авторской  позиции догматизированному Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе за непогрешимый авторитет.  Бэкону принадлежит заслуга придания философского статуса опытно-экспериментальному естествознанию и “возвращения”  философии с небес на  землю.

Годы жизни Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) совпадают с последней четвертью эпохи возрождения, эпохи перехода от феодального общества к буржуазному.

Этот период характеризуется  быстрыми темпами развития промышленности. Ремесло в чистом виде оттесняется  производством, организованным по принципу мануфактурных мастерских – механизмом, органами которого являются люди. Каждый винтик этого механизма состоит  из обыкновенной человеческой плоти, а  его функции теперь определяются той точкой, которую он занимает в механизме.

Связь функций работников – деталей машины – отщепляется  от них самих и в виде плана, алгоритма производства противостоит им. Образ процесса, его картина  задается геометрически.

Принцип машинного производства – разложение процесса производства на составные фазы и разрешение возникающих  задач посредством применения естественных наук – послужил причиной коренного  изменения характера предметной деятельности. Структура деятельности в своей первооснове становится математической.

В теоретическом отображении  этой деятельности происходили аналогичные  процессы. Бэкон отметил, что “лучше всего продвигается вперед естественное исследование, когда физическое завершается  в математическом”. Появилась потребность в новом методе исследования как методе математическом, определившая логику формирования и развития новой теории, новой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Новый Органон»

 

Книга Ф. Бэкона «Новый органон» начинается с «Афоризмов об истолковании природы и царстве человека». Раздел открывается замечательными словами Ф. Бэкона: «Человек, слуга  и истолкователь природы, столько  совершает и понимает, сколько  постиг в порядке природы делом  или размышлением, и свыше этого  он не знает и не может»1. Обновление науки - это ее «обновление до последних  основ» (афоризм XXXI). Прежде всего, оно  предполагает, согласно Бэкону, опровержение и, насколько возможно, устранение призраков  и ложных понятий, «которые уже захватили  человеческий разум и глубоко  в нем укрепились» (афоризм XXXVIII). Бэкон придерживается того мнения, что старый, унаследованный от средневековья  и идеологически освященный церковью и схоластикой способ мышления переживает глубокий кризис. Старое знание (и соответствующие ему способы исследования) несовершенно по всем линиям: оно «в практической части бесплодно, полно нерешенных вопросов; в своем росте медлительно и вяло; тщится показать совершенство в целом, но дурно заполнено в своих частях; по содержанию угождает толпе и сомнительно для самих авторов, а потому ищет защиты и показной силы во всевозможных ухищрениях».

По мнению Бэкона труден путь человеческого познания. Здание природы, в котором приходится прокладывать путь познающему человеку, подобно  лабиринту, дороги здесь разнообразны и обманчивы, сложны «петли и узлы природы». Познавать приходится при  «неверном свете чувств». Да и  те, кто ведет людей по этому  пути, сами сбиваются с дороги и  увеличивают число блужданий  и блуждающих. Вот почему требуется  внимательнейшим образом изучить  принципы познания. «Надо направить  наши шаги путеводной нитью и по определенному правилу обезопасить  всю дорогу, начиная уже от первых восприятии чувств». Поэтому великое дело восстановления наук Бэкон разбивает на две части: первая, «разрушительная», должна помочь человеку «осуществить совершенный отказ от обычных теорий и понятий и приложить затем заново к частностям очищенный и беспристрастный разум». Поддерживая впоследствии это великое дело Бэкона, Декарт справедливо заметит, что позитивные успехи, достигнутые им в науке, есть следствия и выводы из пяти-шести преодоленных главных трудностей. Беспристрастный разум есть та исходная точка, в которой может и должно быть применено учение о методе, - положительная, собственно созидательная часть восстановления наук. Предложенная здесь

Бэконом структура учения о познании по сути дела заимствуется, как мы увидим, Декартом и Спинозой.

Итак, первая задача - разрушительная, задача «очищения», освобождения разума, подготовка его к последующей  позитивной творческой работе. Эту  задачу Бэкон стремится решить в  своем знаменитом учении о «призраках», или «идолах».

Учение о призраках

«Наше учение об очищении разума для того, чтобы он был способен к истине, заключается в трех изобличениях: изобличении философий, изобличении  доказательств и изобличении  прирожденного человеческого разума»1, - пишет Бэкон. Соответственно этому  Бэкон различает четыре рода «призраков» - помех, препятствующих подлинному, истинному  познанию:

1) призраки рода, имеющие  основание «в самой природе  человека, в племени или в самом  роде людей»;

2) призраки пещеры, заблуждения  отдельного человека или группы  людей, обусловленные «малым миром», «пещерой» индивида или группы;

3) призраки рынка, проистекающие  из взаимного общения людей,  и, наконец,

4) призраки театра, «которые  вселились в души людей из  разных догматов философии, а  также из превратных законов  доказательств».

Призраки рода, по Бэкону, неотъемлемо присущи человеческому  познанию, которому свойственно «примешивать к природе вещей свою природу», из-за чего вещи предстают «в искривленном и обезображенном виде»1. Каковы же эти призраки? Человеческий разум  склонен, по Бэкону, приписывать вещам  больше порядка и единообразия, чем  он способен действительно отыскать в природе. Разум человека, далее, придерживается однажды принятых положений, стремится искусственно подогнать  новые факты и данные под эти  свои или общераспространенные убеждения. Человек обычно поддается тем  доводам и аргументам, которые  сильнее поражают его воображение. Бессилие ума проявляется и в  том, что люди, не задерживаясь должным  образом на изучении частных причин, устремляются к всеобщим объяснениям, не выяснив одного, хватаются за познание другого. «Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать  в покое, а порывается все дальше»2. Ум по природе своей склонен рассекать  природу на части и текучее  мыслить как постоянное. Разум человека теснейшим образом связан с миром чувств. И отсюда проистекает, по Бэкону, громадная «порча» познания.

Призраки пещеры возникают  потому, что свойства души различных  людей весьма разнообразны; одни любят  частные науки и занятия, другие больше способны к общим рассуждениям; «одни умы склонны к почитанию  древности, другие охвачены любовью  к восприятию нового». Эти различия, проистекающие и из индивидуальных склонностей, и из воспитания и привычек, существенным образом влияют на познание, замутняя и искажая его. Так, сами по себе установки на новое или старое отклоняют человека от познания истины, ибо последнюю, как убежден Бэкон, «надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен».

Призраки рынка порождаются  неправильным употреблением слов и  имен: слова могут обратить свою силу против разума. Тогда, подчеркивает Бэкон, науки и философия становятся «софистическими и бездейственными», «громкие и торжественные» споры вырождаются в словесные перепалки. При этом зло, проистекающее от неправильного употребления слов, бывает двух родов. Во-первых, названия даются несуществующим вещам и по поводу этих фикций, вымыслов создаются целые теории, столь же пустые и ложные. В данной связи Бэкон упоминает о словах и понятиях, порожденных суеверием или возникших в русле схоластической философии. Вымыслы на время становятся реальностью, и в этом состоит их парализующее влияние на познание. Однако отбросить этот род призраков легче: «для их искоренения достаточно постоянного опровержения и устаревания теорий»1 - Но есть, во-вторых, призраки более сложные. Это те, которые проистекают «из плохих и невежественных абстракций». Здесь Бэкон имеет в виду неопределенность того смысла, который связывается с целым рядом слов и научных понятий, пущенных в широкий практический и научный обиход.

Отличие призраков театра состоит в том, что они «не  врожденны и не проникают в  разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из вымышленных  теорий и превратных законов доказательств»2. Здесь Бэкон рассматривает и  классифицирует те типы философского мышления, которые считает принципиально  ошибочными и вредными, препятствующими  формированию непредубежденного разума. Речь идет о трех формах ошибочного мышления: софистике, эмпиризме и  суеверии. Бэкон перечисляет отрицательные  последствия для науки и практики, вызванные догматической, фанатичной, приверженностью к метафизическим рассуждениям или, наоборот, к сугубому эмпиризму. Корень неудовлетворительности созерцательно-метафизической философии  -непонимание или сознательное пренебрежение тем обстоятельством, что «вся польза и пригодность практики заключается в открытии средних истин». Вред крайнего эмпиризма состоит в том, что из-за ежедневных опытов, порождающих невежественные суждения, «развращается воображение» людей. Теология суеверий, признаются главным из всех философских зол. Вред теологии и суеверия очевиден: «человеческий разум не менее подвержен впечатлениям от вымысла, чем впечатлениям от обычных понятий». Таким образом, философские призраки рассматриваются Бэконом не столько с точки зрения их содержательной ложности, сколько в свете отрицательного влияния на формирование познавательных способностей и устремлений человека.

Информация о работе Ф. Бэкон "Новый Органон"