Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:27, контрольная работа
Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь.
Введение…………………………………………………………………………3
Жизнь и деятельность Френсиса Бекона………………………………..4
«Новый Органон» ………………………………………………………..6
Учение о методе и его влияние на философию XVII в….......................10
Заключение………………………………………………………………………12
Литература
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: Ф. Бэкон "Новый Органон"
По дисциплине: Философия
г. Великий Новгород
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что философия сама по себе учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум. В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Одним из значимых мыслителей философии является Фрэнсис Бэкон.
Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные с его проектом «Великого Восстановления Наук», который в силу неизвестных нам причин не был закончен. Завершенной оказалась лишь вторая часть проекта, посвященная разработке индуктивного метода, опубликованная в 1620 г. под названием «Новый Органон». В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.
Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь.
Главным сочинением Бэкона по методологии научного был «Новый Органон».
Родоначальником эмпиризма был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода Отец его - Николай Бэкон, - лорд-хранитель печати. Френсис Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он, барон Верлуамский и виконт Сент-Олбанский, становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе. Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в неоконченной книге “Новая Атлантида”, однако эта попытка провалилась (как и попытка Платона осуществить свою мечту в Сиракузах), разбившись об алчность и несоверешенство людей, выбранных им в союзники.
Уже в молодости Френсис
Бэкон вынашивает грандиозный план
“ Великого Восстановления наук”,
к реализации которого стремился
всю жизнь. Первую часть этого
труда составляет совершенно новая,
отличная от традиционной для того
времени аристотелевской
Годы жизни Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) совпадают с последней четвертью эпохи возрождения, эпохи перехода от феодального общества к буржуазному.
Этот период характеризуется быстрыми темпами развития промышленности. Ремесло в чистом виде оттесняется производством, организованным по принципу мануфактурных мастерских – механизмом, органами которого являются люди. Каждый винтик этого механизма состоит из обыкновенной человеческой плоти, а его функции теперь определяются той точкой, которую он занимает в механизме.
Связь функций работников – деталей машины – отщепляется от них самих и в виде плана, алгоритма производства противостоит им. Образ процесса, его картина задается геометрически.
Принцип машинного производства – разложение процесса производства на составные фазы и разрешение возникающих задач посредством применения естественных наук – послужил причиной коренного изменения характера предметной деятельности. Структура деятельности в своей первооснове становится математической.
В теоретическом отображении этой деятельности происходили аналогичные процессы. Бэкон отметил, что “лучше всего продвигается вперед естественное исследование, когда физическое завершается в математическом”. Появилась потребность в новом методе исследования как методе математическом, определившая логику формирования и развития новой теории, новой науки.
Книга Ф. Бэкона «Новый органон» начинается с «Афоризмов об истолковании природы и царстве человека». Раздел открывается замечательными словами Ф. Бэкона: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может»1. Обновление науки - это ее «обновление до последних основ» (афоризм XXXI). Прежде всего, оно предполагает, согласно Бэкону, опровержение и, насколько возможно, устранение призраков и ложных понятий, «которые уже захватили человеческий разум и глубоко в нем укрепились» (афоризм XXXVIII). Бэкон придерживается того мнения, что старый, унаследованный от средневековья и идеологически освященный церковью и схоластикой способ мышления переживает глубокий кризис. Старое знание (и соответствующие ему способы исследования) несовершенно по всем линиям: оно «в практической части бесплодно, полно нерешенных вопросов; в своем росте медлительно и вяло; тщится показать совершенство в целом, но дурно заполнено в своих частях; по содержанию угождает толпе и сомнительно для самих авторов, а потому ищет защиты и показной силы во всевозможных ухищрениях».
По мнению Бэкона труден
путь человеческого познания. Здание
природы, в котором приходится прокладывать
путь познающему человеку, подобно
лабиринту, дороги здесь разнообразны
и обманчивы, сложны «петли и узлы
природы». Познавать приходится при
«неверном свете чувств». Да и
те, кто ведет людей по этому
пути, сами сбиваются с дороги и
увеличивают число блужданий
и блуждающих. Вот почему требуется
внимательнейшим образом
Бэконом структура учения о познании по сути дела заимствуется, как мы увидим, Декартом и Спинозой.
Итак, первая задача - разрушительная, задача «очищения», освобождения разума, подготовка его к последующей позитивной творческой работе. Эту задачу Бэкон стремится решить в своем знаменитом учении о «призраках», или «идолах».
Учение о призраках
«Наше учение об очищении разума
для того, чтобы он был способен
к истине, заключается в трех изобличениях:
изобличении философий, изобличении
доказательств и изобличении
прирожденного человеческого
1) призраки рода, имеющие основание «в самой природе человека, в племени или в самом роде людей»;
2) призраки пещеры, заблуждения
отдельного человека или
3) призраки рынка, проистекающие из взаимного общения людей, и, наконец,
4) призраки театра, «которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств».
Призраки рода, по Бэкону,
неотъемлемо присущи
Призраки пещеры возникают потому, что свойства души различных людей весьма разнообразны; одни любят частные науки и занятия, другие больше способны к общим рассуждениям; «одни умы склонны к почитанию древности, другие охвачены любовью к восприятию нового». Эти различия, проистекающие и из индивидуальных склонностей, и из воспитания и привычек, существенным образом влияют на познание, замутняя и искажая его. Так, сами по себе установки на новое или старое отклоняют человека от познания истины, ибо последнюю, как убежден Бэкон, «надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен».
Призраки рынка порождаются
неправильным употреблением слов и
имен: слова могут обратить свою
силу против разума. Тогда, подчеркивает
Бэкон, науки и философия становятся
«софистическими и
Отличие призраков театра
состоит в том, что они «не
врожденны и не проникают в
разум тайно, а открыто передаются
и воспринимаются из вымышленных
теорий и превратных законов доказательств»2.
Здесь Бэкон рассматривает и
классифицирует те типы философского
мышления, которые считает принципиально
ошибочными и вредными, препятствующими
формированию непредубежденного разума.
Речь идет о трех формах ошибочного
мышления: софистике, эмпиризме и
суеверии. Бэкон перечисляет