Ф. Бэкон "Новый Органон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Жизнь и деятельность Френсиса Бекона………………………………..4
«Новый Органон» ………………………………………………………..6
Учение о методе и его влияние на философию XVII в….......................10
Заключение………………………………………………………………………12
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 40.28 Кб (Скачать файл)

Перечисление призраков  закончено. Бэкон выражает горячую  веру и убеждение, что «они должны быть опровергнуты и отброшены твердым  и торжественным решением и разум  должен быть совершенно освобожден и  очищен от них»1. Общий смысл учения о призраках определяется этой его  социальной воспитательной функцией. Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не дает гарантии движения к  истине. Такой гарантией может  быть только тщательно разработанное  учение о методе. «Но и перечисление призраков многому служит»: его  цель – «подготовить разум людей  для восприятия того, что последует»2, очистить, пригладить и выровнять площадь ума.

Речь идет о создании новых  общественных и одновременно индивидуальных установок, новых принципов подхода  к изучению и развитию науки, об обеспечении  тех социально-психологических условий, которые отнюдь не самодостаточны, но в качестве исходных и предварительных  необходимы и желательны. И в этом смысле значение теории призраков Бэкона выходит далеко за пределы породивших его конкретно-исторических задач. В нем заключено и общесоциальное содержание. Бэкон правильно перечисляет здесь опасности, которые угрожают науке во времена массового поклонения авторитетам, в периоды особой догматизации знаний и принципов. Прав Бэкон и в том, что личные, индивидуальные интересы, склонности, весь строй привычек и устремлений оказывают определенное и часто отрицательное влияние на деятельность данного индивида в науке, а в некоторой степени - на развитие знания вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учение о методе и его влияние на философию XVII в.

 

Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном  изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и ее закона - с другой. «Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который есть как бы божественный огонь».

 Первое, Бэкон выступает против тех людей, чей разум «пленен и опутан привычкой, кажущейся целостностью вещей и обычными мнениями», кто не видит настоятельной необходимости, в том числе во имя созерцания целого, единого, расчленить целостную картину природы, целостный образ вещи.

Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение не есть самоцель, но средство для выделения  наиболее простого, наиболее легкого  Бэкон характеризует данное требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна быть разложена  на «простые природы», а затем выведена из них. Во-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, «конкретные  тела, как они открываются в  природе в ее обычном течении». «...Эти исследования, - поясняет далее  Бэкон, - относятся к естеством слитым - или собранным в одном построении, и здесь рассматриваются как бы частные и особые навыки природы, а не основные и общие законы, которые образуют формы»2.

Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых  начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует  «открывать форму данной природы, или  истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас  слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)1». Речь идет, собственно, об открытии закона и  его разделов (это содержание и  вкладывает Бэкон в понятие «формы»), причем такого закона, который мог  бы служить «основанием, как знанию, так и деятельности». Но если простое есть одновременно закон, сущность, «форма» (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного, интеллектуального «рассечения».

Высоко оценивая необходимость  реального эмпирического исследования, владеющего различными способами разложения и обнаруживающего неоднородность целого, признавая, что «необходимо  разделение и разложение тел». Но как  же предотвратить опасность, исходящую  от лавины эмпирических опытов? Как  перекинуть мостик от эмпирического к философскому, теоретическому содержанию?

Четвертое требование метода отвечает на эти вопросы. «Прежде  всего, - пишет Бэкон, - мы должны подготовить  достаточную и хорошую Естественную и Опытную Историю, которая есть основа дела»2. Иными словами, мы должны тщательно суммировать, перечислить  все то, что говорит природа  разуму, «предоставленному себе, движимому  самим собой». Но уже в ходе перечисления, предоставления разуму примеров необходимо следовать некоторым методологическим правилам и принципам, которые заставят эмпирическое исследование постепенно превратиться в выведение форм, в  истинное истолкование природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, философия  Ф.Бэкона - это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.

В сочинении “Новый Органон” Бэкон предложил мощное средство научного исследования. И инструмент этот постоянно развивается и  пускает новые ветви.

Влияние учения Бэкона на современное  ему естествознание и последующее  развитие философии огромно. И даже в конце своей жизни Бэкон  написал книгу-утопию «Новая Атлантида», в которой изобразил идеальное  государство, где все производительные силы общества преобразованы при  помощи науки и техники. Бэкон  описывает удивительные научно-технические  достижения, преображающие жизнь  человека: комнаты чудесного исцеления  болезней и поддержания здоровья, лодки для плавания под водой, различные зрительные приспособления, передача звуков на расстояния, способы  улучшения породы животных и многое другое. Некоторые из описываемых  технических новшеств осуществились  на практике, другие остались в области  фантазии, но все они свидетельствуют  о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума и возможность  познания природы с целью усовершенствования человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Бэкон Ф. Сочинения  в двух томах. Т.2, М.: Мысль, 1972.

2. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. –М., 1986.

1995. Т.3.

3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1999.

4. Субботин А.Л. Френсис Бекон. – М., 1974.

 


Информация о работе Ф. Бэкон "Новый Органон"