Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:27, контрольная работа
Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь.
Введение…………………………………………………………………………3
Жизнь и деятельность Френсиса Бекона………………………………..4
«Новый Органон» ………………………………………………………..6
Учение о методе и его влияние на философию XVII в….......................10
Заключение………………………………………………………………………12
Литература
Перечисление призраков закончено. Бэкон выражает горячую веру и убеждение, что «они должны быть опровергнуты и отброшены твердым и торжественным решением и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них»1. Общий смысл учения о призраках определяется этой его социальной воспитательной функцией. Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией может быть только тщательно разработанное учение о методе. «Но и перечисление призраков многому служит»: его цель – «подготовить разум людей для восприятия того, что последует»2, очистить, пригладить и выровнять площадь ума.
Речь идет о создании новых
общественных и одновременно индивидуальных
установок, новых принципов подхода
к изучению и развитию науки, об обеспечении
тех социально-психологических
Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и ее закона - с другой. «Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который есть как бы божественный огонь».
Первое, Бэкон выступает против тех людей, чей разум «пленен и опутан привычкой, кажущейся целостностью вещей и обычными мнениями», кто не видит настоятельной необходимости, в том числе во имя созерцания целого, единого, расчленить целостную картину природы, целостный образ вещи.
Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение не есть самоцель, но средство для выделения наиболее простого, наиболее легкого Бэкон характеризует данное требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна быть разложена на «простые природы», а затем выведена из них. Во-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, «конкретные тела, как они открываются в природе в ее обычном течении». «...Эти исследования, - поясняет далее Бэкон, - относятся к естеством слитым - или собранным в одном построении, и здесь рассматриваются как бы частные и особые навыки природы, а не основные и общие законы, которые образуют формы»2.
Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует «открывать форму данной природы, или истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)1». Речь идет, собственно, об открытии закона и его разделов (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие «формы»), причем такого закона, который мог бы служить «основанием, как знанию, так и деятельности». Но если простое есть одновременно закон, сущность, «форма» (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного, интеллектуального «рассечения».
Высоко оценивая необходимость
реального эмпирического
Четвертое требование метода
отвечает на эти вопросы. «Прежде
всего, - пишет Бэкон, - мы должны подготовить
достаточную и хорошую
Заключение
Таким образом, философия Ф.Бэкона - это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.
В сочинении “Новый Органон” Бэкон предложил мощное средство научного исследования. И инструмент этот постоянно развивается и пускает новые ветви.
Влияние учения Бэкона на современное
ему естествознание и последующее
развитие философии огромно. И даже
в конце своей жизни Бэкон
написал книгу-утопию «Новая Атлантида»,
в которой изобразил идеальное
государство, где все производительные
силы общества преобразованы при
помощи науки и техники. Бэкон
описывает удивительные научно-технические
достижения, преображающие жизнь
человека: комнаты чудесного исцеления
болезней и поддержания здоровья,
лодки для плавания под водой,
различные зрительные приспособления,
передача звуков на расстояния, способы
улучшения породы животных и многое
другое. Некоторые из описываемых
технических новшеств осуществились
на практике, другие остались в области
фантазии, но все они свидетельствуют
о неукротимой вере Бэкона в силу
человеческого разума и возможность
познания природы с целью
Литература
1. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.2, М.: Мысль, 1972.
2. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. –М., 1986.
1995. Т.3.
3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1999.
4. Субботин А.Л. Френсис Бекон. – М., 1974.