Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:40, реферат
Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 г. в местечке Рёккен в Тюрингии, входившей в то время в состав Пруссии. Отец Ницше был протестантским священником, мать — дочерью пастора. Семейная легенда гласила о славянском происхождении рода Ницше, восходившего якобы к польскому графу Ницскому, протестанту, покинувшему Польшу во времена контрреформации. После смерти отца в 1849 г. семейство перебирается в Наумбург, где Фридрих Ницше поступает в гимназию. Домашнее воспитание, пронизанное духом протестантского благочестия, в окружении матери, сестры, тёток, наложило отпечаток на Ницше разве что тем, что он с детства хорошо знал Библию, хорошо играл на фортепиано и знал немецкую музыку от Баха и Генделя до Гайдна и Моцарта.
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
ФИЛОСОФИИ
СибГУТИ
Реферат
Ф. Ницше «Антихристианин»
Введение
Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 г. в местечке Рёккен в Тюрингии, входившей в то время в состав Пруссии. Отец Ницше был протестантским священником, мать — дочерью пастора. Семейная легенда гласила о славянском происхождении рода Ницше, восходившего якобы к польскому графу Ницскому, протестанту, покинувшему Польшу во времена контрреформации. После смерти отца в 1849 г. семейство перебирается в Наумбург, где Фридрих Ницше поступает в гимназию. Домашнее воспитание, пронизанное духом протестантского благочестия, в окружении матери, сестры, тёток, наложило отпечаток на Ницше разве что тем, что он с детства хорошо знал Библию, хорошо играл на фортепиано и знал немецкую музыку от Баха и Генделя до Гайдна и Моцарта.
Уже в гимназических сочинениях Ницше виден незаурядный литературный талант. Появляются и первые сомнения в достоверности священного писания. Аристократическая гимназия Пфорта давала основательное образование, особенно в области классической филологии. Неудивителен поэтому выбор Ницше: хотя в Боннском университете он сначала, следуя семейной традиции, записался на реологический факультет, но быстро сменил богословие на классическую филологию. Вслед за своим профессором, известным филологом Ф.В. Ричлем, он перебирается в Лейпциг, где и заканчивает университет. Будучи студентом, Ницше пишет настолько квалифицированные исследования (о Феогниде, Симониде, Диогене Лаэртском), что Ричль рекомендует ещё не окончившего университетский курс Ницше на место профессора классической филологии в Базельском университете. Сдав экзамены, быстро получив докторскую степень за уже опубликованные студенческий работы, Ницше перебирается в Базель.
С 1869 г. он преподавал классическую филологию, принял швейцарское гражданство; последнее помешало ему принять участие во франко-прусской войне — он смог стать лишь волонтёром в санитарном отряде, но вскоре вынужден был покинуть действующую армию с расстроенным здоровьем и неприязнью к бисмарковскому рейху. С 1873 г. появляются первые симптомы болезни, которая заставила его в 1879 г. оставить преподавание. Ницше умер в Веймаре в 1900 г.
Устами своего Заратустры Ницше говорил о "трёх превращениях духа: о том, как дух сделался верблюдом и верблюд львом и, наконец, лев дитятей" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Спб., 1913, с. 43). Верблюд тащит на себе весь груз человеческой культуры, это "выносливый дух", навьюченный всем тем, что было сделано ранее, приучающий себя к почитанию самого совершенного. Но путь верблюда ведёт в пустыню: тот, кто ограничился усвоением сотворённых другими образов, — бесплоден. "В безлюднейшей пустыне" совершается превращение верблюда во льва: "свободу хочет он добыть себе и стать господином в своей собственной пустыне". Лев яростно отрицает тысячелетние ценности, завоёвывает себе право создавать собственные. Но ему нужно стать ребёнком, дитятей, чтобы творить новые ценности в невинности и забвении, в бесконечной священной игре.
Эта притча во многом автобиографичная, творчество Ницше обычно подразделяют на три периода. В первый период он совмещает занятия классической филологией и историей античной философии с увлечением Философией Шопенгауэра и музыкой Рихарда Вагнера (дружба с последним оказала немалое влияние на молодого Ницше). Первое произведение — "Рождение трагедии из духа музыки", вызвавшее резкие возражения со стороны академической филологии, уже содержит в себе ряд основополагающих для творчества мыслителя идей, хотя в главном он следует за Шопенгауэром. Эта работа до сих пор сохранила известное значение, поскольку проведённое Ницше противопоставление "дионисийского" и "аполлоновского" начал в искусстве с тех пор не раз воспроизводилось в европейской философии. Не менее важным для будущих воззрений Ницше было противопоставление Диониса и Сократа, античного и христианского миросозерцаний, воли и рассудка, жизни и культуры. Деление на три периода всё же условно: уже в первой работе содержатся многие идеи позднейших произведений Ницше. Преклонение перед греческой архаикой, духовный аристократизм, переходящий в откровенную проповедь "сверхчеловека", учение о жизни как иррациональном становлении, порыве, воле — таковы общие черты его учения во все периоды.
Но и постепенные изменения в круге идей Ницше не вырывают сомнений. К концу 70-х годов он отходит и от Шопенгауэра, и от Вагнера. Пессимизм Шопенгауэра оценивается им как "декадентство", в соединении германского национализма и романтизированного христианства ("Парсифаль" Вагнера) он видит лицемерие.
Отход от традиций немецкого романтизма, интерес к естествознанию характерны для второго периода творчества Ницше. Начиная с работы "Человеческое, слишком человеческое" (1878), он ведёт критику оснований западноевропейской культуры. В таких работах, как "Странник и его тень", "Утренняя заря", "Весёлая наука", он сводит счёты с кумирами XIX в., пытается установить психологические корни моральных ценностей. В связи с этими исследованиями появляется центральное понятие его доктрины — "воля к власти".
В августе 1881 г. во внутреннем мире Ницше происходит резкая перемена. Трудно сказать, что за "откровение" его посетило; известно только, что с этого времени в учении Ницше соединяются идеи о "воле к власти", "вечном возвращении" и "сверхчеловеке". Начинается разработка собственного философского учения. С 1883 по 1884 г. он пишет "Так говорил Заратустра", в 1886 г. выходит работа "По ту сторону добра и зла", в 1887 г. — "Генеалогия морали". Ницше начинает подготовку фундаментального труда, который должен был вместить в себя всю его философию. Позднее подготовительные наброски такого труда под названием "Воля к власти" были изданы сестрой Ницше — Элизабет Фёрстер-Ницше. Долгое время эта книга считалась главным его сочинением, но на деле представляла собой тенденциозную фальсификацию: разрозненные записи Ницше были скомпонованы так, чтобы Ницше мог выглядеть идеологом германского национализма, а в последствии, опять-таки не без помощи сестры, и германского нацизма. Необходимо было основательно исказить его учение, чтобы сделать из него "предтечу" нацизма.
В действительности такого труда, как "Воля к власти", никогда не существовало. В 1888 г. у него сложился следующий план книги "Переоценка всех ценностей": Книга первая. Антихристианин. Опыт критики христианства. Книга вторая. Вольный дух: критика философии как нигилистического движения. Книга третья. Имморалист: критика невежества самого фатального рода, повседневной морали. Книга четвёртая. Дионис: философия вечного возвращения.
Таким образом, "Антихристианин" является первой и единственной законченной частью главного труда Ницше. Наряду с "Антихристианином" Ницше в 1888 г. создаёт необычайно быстро ряд произведений: "Сумерки кумиров", "Случай Вагнера", "Ecce Homo".
"Антихристианин" был написан Ницше в сентябре 1888 г. Немецкое Antichrist двусмысленно: это и "антихристианин" и "Антихрист", а потому переводы на другие языки, в том числе и на русский, выходили то с одним, то с другим названием (перевод "Антихристианин", однако, точнее передаёт мысль Ницше). Христу противопоставляется Дионис, а не Люцифер, хотя в сознании Ницше присутствовал и образ Антихриста, царство которого возвещалось в следующем весьма характерном наброске (листок был приклеен самим Ницше к рукописи работы):
Закон против христианства
издан в День Спасения, первый день Первого Года
(30 сентября 1888 г. ложного календаря).
Смертельная война пороку порок есть христианство. Тезис первый. Порочность есть всякого рода противоестественность. Порочнейшим человеком является священник, он учит противоестественному. Против священника нужны не доводы, а каторга.
Тезис второй. Всякое участие в богослужении есть покушение на общественную нравственность. Нужно быть суровее к протестантам, чем к католикам, суровее к либеральным протестантам, чем к правоверным. Чем ближе к науке принимающий участие в христианской службе, тем он преступнее. Следовательно, преступником из преступников является философ.
Тезис третий. Достойные проклятия места, где христианство высиживало свои яйца-базилики, должны быть сровнены с землёй. Как безумные места Земли они должны стать ужасом для всего мира. Там должно разводить ядовитых гадов.
Тезис четвёртый. Проповедь целомудрия есть публичное побуждение к противоестественности. Любое презрение к половой жизни, любое загрязнение её понятием нечистое есть грех против святого духа жизни.
Тезис пятый. Запрещается есть за одним столом со священником этим человек исключает себя из порядочного общества. Священник — это наш чандала — должен быть объявлен вне закона, его должно морить голодом, гнать во всякого рода пустыни.
Тезис шестой. Должно называть священную историю теми именами, каковых она заслуживает, а именно проклятая история; должно пользоваться словами бог, спасение, избавитель как ругательствами, клеймом преступника.
Тезис седьмой. Всё остальное следует из вышеизложенного.
Антихрист.
Этот документ даёт известное представление
о ненависти Ницше к
Основная часть
Основной идеей «Антихриста»
является, как можно догадаться уже
из названия, разоблачение христианство.
Ницше видит в христианстве болезнь
человечества, которая, в конечном итоге,
ведет к его упадку. В книге
автор рассматривает несколько
Христианство против сильных людей
В первых главах Антихриста Ницше противопоставляет свое понимание «естественного», «жизни» христианскому пониманию. [гл2]. В основе авторского понимания жизни как таковой лежит постулат о воле человека к власти как главной добродетели. Борьба, война, сила – вот символы жизни по Ницше. Такое понимание жизни прямо противоположно христианскому смирению, милосердию. «Слабые и неудачники должны погибнуть» - говорит Ницше, в своих убеждениях он опирается на такой закон природы, как естественный отбор.<> Я попытаюсь его опровергнуть.
Сострадание к
слабому, помощь ближнему
Ницше говорит[7], что сострадание, отрицая закон естественного отбора не дает человечеству развиваться. Но, как я сказал выше, сострадание помогает человечеству в целом набирать силу, и оно получает больший шанс выживаемости в глобальном естественном отборе, что способствует выживанию человека как вида.
Бог христиан – бог слабых
[16-19] Ницше рассматривает образ христианского бога. Он считает что образ Бога характеризует народ, ему поклоняющийся. Но мне кажется, это характерно скорее для языческих богов. А христианского Бога я бы рассматривал более отдаленным от человека. Это скорее абстрактная «совесть», чем человеческий образ. Главное отличие его от человека в том, что ему разрешено судить людей, тогда как люди должны лишь прощать и смиряться. В христианском выражено «награждающее-карающее» начало, он мерило всего. А богом же являющимся отражением народа является Иисус Христос. Но его личность рассмотрим потом отдельно.
[25-26]Ницше рассматривает появление христианского Бога из староеврейского Иеговы, который в начале своего существования удовлетворял представлениям Ницше о правильном божестве, Боге силы и справедливости. Но после, жрецы исказили понятие Бога для того чтобы получить власть. На мой взгляд, сравнивая Богов Ветхого и Нового Заветов Библии(насколько я понимаю это имел ввиду Ницше), можно увидеть что Бог Ветхого Завета более близок к языческим богам: он достаточно жестокий, допускает ошибки – в целом, достаточно человечный. Бог же Нового Завета является, как было сказано выше, Богом-совестью.