Фейербах и Маркс: конец немецкой классической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 16:49, реферат

Описание работы

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
- Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры.
- Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

Содержание работы

Введение
Классическая немецкая философия
Основные положения философской концепции Фейербаха
Значение философии Маркса в наши дни
Залючение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 46.09 Кб (Скачать файл)

Объективно существующие явления, обладающие своей имманентной логикой бытия, совершенно не зависящей от наших «лингвистических конструкций». Вне системности человеческого мышления и систематичности человеческой практики совместное бытие людей и наука принципиально оказываются невозможными.

Марксова философия в этом смысле играет сегодня роль почти единственного ориентира для создания широкого систематического базиса современной науки.

 

Социальная философия. Еще одним важным достижением мысли Маркса является открытие социального закона о детерминации общественного сознания общественным бытием. Как только не смеялись в свое время антимарксисты над этим законом; но если мы откроем сегодня ведущие западные философские и социологические (прежде всего европейские) журналы, то с удивлением обнаружим, что 50–60 % статей в них так или иначе ориентируются именно на этот закон, но имя его первооткрывателя умалчивается. Умалчивается потому, что многие западные философы (впрочем, как и отечественные) либо знают подлинного Маркса понаслышке, либо вообще не знают. Но дело не в этом, а в том, что именно современная эпоха открыла возможность непосредственно, наглядно верифицировать справедливость этого Марксова закона: когда появляются новые товары (например, мобильные телефоны), то широкие массы сразу же начинают «мыслить» в соответствии с новыми формами «бытия». Безусловно, это примитивный пример, но, на наш взгляд, он вполне адекватно отражает современную ситуацию массовости. Поэтому анализ этой ситуации никак не может обойтись без марксистской методологии. Маркс в отличие от большинства философов истории дает четкое определение историчности, выявляет ее бытийные, фундаментальные основания и механизмы, особенно периода возникновения и становления капитализма. Но самое важное, чего достиг Маркс в своей философии истории, состоит, во-первых, в том, что он каузально связал исторический процесс с жизненным, социально-бытийным процессом вообще; во-вторых, в том, что история предстала у него в виде всемирного процесса, в ходе которого первоначально замкнутые «культуры» посредством расширения мирового рынка постепенно втягиваются в единое целое, в мировой рынок, а значит, и в мировую тотальность. Сегодня это называют «глобализацией» и удивляются: откуда она вдруг ни с того ни с сего возникла? Маркс показал неизбежность такого процесса еще в XIX в. Хотя бы только в силу этого Марксов анализ исторического процесса и методология такого анализа оказываются радикально востребованными именно сегодня в целях адекватного понимания глобализационных процессов, происходящих в мире, особенно в связи с распространением разного рода теорий «локальных цивилизаций».

 

 

Методология. «Действительное положение дел» (коррелят истины в классической теории истины) эксплицируется наукой, которая выявляет закономерности развития и функционирования тех или иных явлений в мире. Выявление закономерностей осуществляется с помощью той или иной  методологии.

Марксистская методология материалистической диалектики оказалась способной объяснить не только социальные явления капиталистической эпохи и истории человечества в целом, но и позволила «втянуть» в свою объяснительную способность фактически все сферы бытия в целом. Более того, хотелось бы также особо отметить два важных момента, связанных с будущим марксистской методологии. Во-первых, удивительная способность ее проникать в совершенно гетерогенные области бытия, по всей видимости, позволяла ей ранее и позволит в будущем объяснять впервые возникающие феномены. Думается, именно поэтому данная методология оказывается внутренненеисчерпаемой, исторически преходящие формы самого марксизма всегда будут  марксизмом  в силу своей приверженности методу, а не верности содержанию той или иной формы.

Гуманизм.Как видно из изложенной философской системы К. Маркса, вся его теория пронизана гуманистической проблематикой: он начинает с философского учения о сущности человека как практического существа, переходит к социальному миру, который представляет собой не что иное, как мир человека, возникающий в совместной человеческой практике, и наконец завершает свое учение философией истории, в которой фиксируется общая историческая тенденция (но не «логический» закон!) полного освобождения человека от внешней зависимости и развитие всех его сугубо человеческих способностей. Учение Маркса о человеке неотделимо от гуманизма. Этот гуманистический лейтмотив Марксовой философии, на наш взгляд, весьма важен именно в современный момент, когда обесчеловеченность достигла своего апогея, когда выключение человека (субъекта) из его собственного предметного мира выразилось наиболее радикально в учении постмодернистов о «смерти автора», о «самопродуцировании симулякров» и «письма без субъекта». Маркс, напротив, показал, что все подобные «структуралистские» идеи бессубъектности – всего лишь иллюзорная видимость поверхности исторического и социального процессов. Если мы заглянем «по ту сторону» этих процессов, то с неизбежностью обнаружим там движущую, но не всегда эксплицитно заметную силу, которая приводит социально-исторический механизм в действие, обнаружим там действующих человеческих индивидов.

Это одна сторона Марксова учения о гуманизме. Вторая состоит в том, что это учение позволяет четко определить само существо понятия «гуманизм». Исходя из учения Маркса о сущности человека, гуманизм мы можем определить как такую ситуацию, в которой люди способны свободно (объективно и субъективно) реализовывать свои замыслы в практической деятельности и при этом получать удовольствие от самого акта этой практической самореализации в мире, наслаждаясь предметностью субъективно при ее непосредственном утверждении и объективно – когда наслаждаются другие. Только создание условий, при которых люди будут свободно наслаждаться своей собственной деятельностью, и даст «гуманизм». Все остальное – только лишь лицемерные разговоры о «человеке», скрывающие радикально бесчеловечную действительность.

Философское образование. Особую актуальность, на наш взгляд, философия К. Маркса имеет в сфере образования. Философское образование сегодня превратилось либо в набор каких-то околонаучных и религиозных измышлений, либо в простое бессвязное перечисление философских учений без их критического анализа. В обоих случаях философия теряет свои наиболее важные функции  –  мировоззренческую, методологическую и критическую.

Итак, мы видим, что философия К. Маркса не устарела сегодня по многим параметрам. Более того, в период нынешнего безвременья марксистские исследования, ориентированные на системность, научность и методологию материалистической диалектики, могут дать действительные ориентиры для выхода из того духовного кризиса, в котором сегодня находится не только российская, но и мировая философская мысль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы  (Интернет-ссылки):

  • http://leninism.su/works/65-tom-26/2094-karl-marks.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB
  • https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&cad=rja&uact=8&ved=0CDUQFjAE&url=http%3A%2F%2Fwww.ateist.ru%2F4r7.rtf&ei=jr1wVKDrB4K-ygPp-4DACQ&usg=AFQjCNGAh0-UhA_lsWZfQmCCfS9hpJ24XA&sig2=IELeYbWY4i6tqzOMvUbS4w&bvm=bv.80185997,d.bGQ
  • http://www.bellabs.ru/Books/Dialogika/Dialogika-06.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фейербах и Маркс: конец немецкой классической философии