Фейербах и Маркс: конец немецкой классической философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 16:49, реферат
Описание работы
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: - Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. - Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.
Содержание работы
Введение Классическая немецкая философия Основные положения философской концепции Фейербаха Значение философии Маркса в наши дни Залючение Список использованной литературы.
Объективно существующие
явления, обладающие своей имманентной
логикой бытия, совершенно не зависящей
от наших «лингвистических конструкций». Вне системности человеческого мышления
и систематичности человеческой практики
совместное бытие людей и наука принципиально
оказываются невозможными.
Марксова философия в этом смысле
играет сегодня роль почти единственного
ориентира для создания широкого систематического базиса современной науки.
Социальная философия. Еще одним
важным достижением мысли Маркса является
открытие социального закона о детерминации
общественного сознания общественным
бытием. Как только не смеялись в свое
время антимарксисты над этим законом;
но если мы откроем сегодня ведущие западные
философские и социологические (прежде
всего европейские) журналы, то с удивлением
обнаружим, что 50–60 % статей в них так или
иначе ориентируются именно на этот закон,
но имя его первооткрывателя умалчивается.
Умалчивается потому, что многие западные
философы (впрочем, как и отечественные)
либо знают подлинного Маркса понаслышке,
либо вообще не знают. Но дело не в этом,
а в том, что именно современная эпоха
открыла возможность непосредственно,
наглядно верифицировать справедливость
этого Марксова закона: когда появляются
новые товары (например, мобильные телефоны),
то широкие массы сразу же начинают «мыслить»
в соответствии с новыми формами «бытия».
Безусловно, это примитивный пример, но,
на наш взгляд, он вполне адекватно отражает
современную ситуацию массовости. Поэтому
анализ этой ситуации никак не может обойтись
без марксистской методологии. Маркс в
отличие от большинства философов истории
дает четкое определение историчности,
выявляет ее бытийные, фундаментальные
основания и механизмы, особенно периода
возникновения и становления капитализма.
Но самое важное, чего достиг Маркс в своей
философии истории, состоит, во-первых,
в том, что он каузально связал исторический
процесс с жизненным, социально-бытийным
процессом вообще; во-вторых, в том, что
история предстала у него в виде всемирного
процесса, в ходе которого первоначально
замкнутые «культуры» посредством расширения
мирового рынка постепенно втягиваются
в единое целое, в мировой рынок, а значит,
и в мировую тотальность. Сегодня это
называют «глобализацией» и удивляются:
откуда она вдруг ни с того ни с сего возникла?
Маркс показал неизбежность такого процесса
еще в XIX в. Хотя бы только в силу этого
Марксов анализ исторического процесса
и методология такого анализа оказываются
радикально востребованными именно сегодня
в целях адекватного понимания глобализационных
процессов, происходящих в мире, особенно
в связи с распространением разного рода
теорий «локальных цивилизаций».
Методология. «Действительное
положение дел» (коррелят истины в классической
теории истины) эксплицируется наукой, которая выявляет
закономерности развития и функционирования
тех или иных явлений в мире. Выявление
закономерностей осуществляется с помощью
той или иной методологии.
Марксистская
методология материалистической диалектики
оказалась способной объяснить не только
социальные явления капиталистической
эпохи и истории человечества в целом,
но и позволила «втянуть» в свою объяснительную
способность фактически все сферы бытия
в целом. Более того, хотелось бы также
особо отметить два важных момента, связанных
с будущим марксистской
методологии. Во-первых, удивительная
способность ее проникать в совершенно
гетерогенные области бытия, по всей видимости,
позволяла ей ранее и позволит в будущем объяснять впервые возникающие
феномены. Думается, именно поэтому данная
методология оказывается внутренненеисчерпаемой, исторически
преходящие формы самого марксизма всегда
будут марксизмом в силу своей
приверженности методу, а не верности
содержанию той или иной формы.
Гуманизм.Как видно
из изложенной философской системы К.
Маркса, вся его теория пронизана гуманистической
проблематикой: он начинает с философского
учения о сущности человека как практического
существа, переходит к социальному миру,
который представляет собой не что иное,
как мир человека, возникающий в совместной
человеческой практике, и наконец завершает
свое учение философией истории, в которой
фиксируется общая историческая тенденция
(но не «логический» закон!) полного освобождения
человека от внешней зависимости и развитие
всех его сугубо человеческих способностей.
Учение Маркса о человеке неотделимо от
гуманизма. Этот гуманистический лейтмотив
Марксовой философии, на наш взгляд, весьма
важен именно в современный момент, когда
обесчеловеченность достигла своего апогея,
когда выключение человека (субъекта)
из его собственного предметного мира
выразилось наиболее радикально в учении
постмодернистов о «смерти автора», о
«самопродуцировании симулякров» и «письма
без субъекта». Маркс, напротив, показал,
что все подобные «структуралистские»
идеи бессубъектности – всего лишь иллюзорная
видимость поверхности исторического
и социального процессов. Если мы заглянем
«по ту сторону» этих процессов, то с неизбежностью
обнаружим там движущую, но не всегда эксплицитно
заметную силу, которая приводит социально-исторический
механизм в действие, обнаружим там действующих человеческих индивидов.
Это одна сторона
Марксова учения о гуманизме. Вторая состоит
в том, что это учение позволяет четко
определить само существо понятия «гуманизм».
Исходя из учения Маркса о сущности человека, гуманизм мы можем определить
как такую ситуацию, в которой люди способны
свободно (объективно и субъективно) реализовывать
свои замыслы в практической деятельности
и при этом получать удовольствие от самого
акта этой практической самореализации
в мире, наслаждаясь предметностью субъективно при ее непосредственном
утверждении и объективно – когда наслаждаются
другие. Только создание условий, при которых
люди будут свободно наслаждаться своей
собственной деятельностью, и даст «гуманизм».
Все остальное – только лишь лицемерные
разговоры о «человеке», скрывающие радикально
бесчеловечную действительность.
Философское образование. Особую актуальность,
на наш взгляд, философия К. Маркса имеет
в сфере образования. Философское образование
сегодня превратилось либо в набор каких-то
околонаучных и религиозных измышлений,
либо в простое бессвязное перечисление
философских учений без их критического
анализа. В обоих случаях философия теряет
свои наиболее важные функции – мировоззренческую, методологическую и критическую.
Итак, мы видим,
что философия К. Маркса не устарела сегодня
по многим параметрам. Более того, в период
нынешнего безвременья марксистские исследования,
ориентированные на системность, научность
и методологию материалистической диалектики,
могут дать действительные ориентиры
для выхода из того духовного кризиса,
в котором сегодня находится не только
российская, но и мировая философская
мысль.
Список использованной
литературы (Интернет-ссылки):