Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:48, реферат
Я выбрала эту тему, так как её считаю очень интересной. Я узнала много нового, неизвестного мне до этого времени. Тема привлекает своей таинственностью, ведь многое в истории еще неизвестно. Некоторые теории построены на догадках, так как нет точных данных. Поэтому в ответах на многие вопросы мы можем делать только предположения.
На основе изученной литературы в моей работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить причины появления самозванчества.
2. Описать личности известных самозванцев.
3. Понять, какую роль они сыграли в истории России.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………… 3
Феномен самозванства………………………………………………………………………………………………………. 4 - 5
Смутное время…………………………………………………………………………………………………………………….. 5 - 6
Исторические портреты:
Борис Годунов……………………………………………………………………………………………………………….. 7 - 8
Три Лжедмитрия…………………………………………………………………………………………………………… 9 - 12
Емельян Пугачев…………………………………………………………………………………………………………… 12 - 13
Княжна Тараканова………………………………………………………………………………………………………. 13 - 14
Тимофей Акундинов……………………………………………………………………………………………………… 14 - 15
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………. 15 - 16
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….... 17
Около 1643 года Акундинов бежал в Польшу. Подьячий Константин Евдокимов Конюхов (Конюховский), бежавший вместе с ним и сопровождавший его в странствиях, показал позднее под пыткой, что в ночь перед побегом Акундинов сжег свой дом – вместе с нелюбимой женой, которую там намеренно запер, прежде вывезя детей к подьячему Ивану Пескову. Трудно сказать, соответствует ли это действительности. По-видимому, бегство Акундинова и Конюхова из Москвы было как-то связано с опалой, которая постигла их покровителя Ивана Патрикеева после его неудачной поездки в Данию за женихом для царевны Ирины Михайловны (посольство вернулось в сентябре 1642 г.).
В Польше Акундинов объявил себя гонимым царевичем. Есть сведения, что он был представлен королю и взят на дворцовое содержание. Однако после вмешательства русских послов Акундинову пришлось уехать в Турцию. В Царьграде он старался заручиться поддержкой султана, для чего, между прочим, «побусурманился». Но и принятие магометанства мало ему помогло. В 1648 году самозванец перебрался в Рим, где ходатайствовал перед папой о признании своих прав на московский трон, взамен обещая обратить русских в католическую веру, в которую при этом случае перешел сам.
Когда и эти надежды потерпели крушение, он через Австрию, Венгрию и Польшу уехал на Украину к Богдану Хмельницкому. Московские представители настойчиво хлопотали о выдаче беспокойного авантюриста. Хмельницкий отказал, сославшись на то, что у него на Украине, как и в области Войска Донского, всякому пришлому «вору» жить вольно.
Мятежи, вспыхнувшие в 1650 году в Пскове и Новгороде, вселили в самозванца надежду, что позиции новой русской династии все еще шатки. Акундинов добрался до Ревеля, откуда собирался «шпиговски или лазутчески» пересылать в Псков пропагандистские «грамотки». Однако мятежи были тотчас подавлены, и Акундинов в 1651 году переехал из Ревеля в Швецию, где в который раз переменил веру, на этот раз перешел в лютеранство. Жил он еще в Нарве и Кенигсберге.
В 1653 году Акундинова выдала Голштиния, где он пытался найти убежище. В Москве Акундинов был допрошен в застенке, отрекся на очной ставке от своей матери и был четвертован.
Заключение
С легкой руки первого Лжедмитрия самозванство стало хронической болезнью российского государства. С конца XVII века и чуть не до конца XVIII века редкое царствование проходило без самозванца, а при Петре за недостатком такового народная молва настоящего царя превратила в «самозванца». Череда дворцовых переворотов, предшествующих восшествию на престол всех русских императриц, подтверждала устойчивый характер самозванства как регулятивного механизма истории. Самозванство было удобнейшим выходом из борьбы непримиримых интересов, взбудораженных пресечением династии: оно механически, насильственно соединяло под привычной, хотя и поддельной властью элементы готового распасться общества, между которыми стало возможно органическое, добровольное соглашение. Таким образом, самозванство выступало в роли механизма культуры, объединяющего, сплачивающего общество в условиях распада, хаоса, наслоения неразрешимых и накапливающихся количественно противоречий.
О начале появления самозванцев Ключевский говорил: « В первое время боярство пыталось соединить классы готового распасться общества во имя нового государственного порядка; но этот порядок не отвечал понятием других классов общества. Тогда возникла попытка предотвратить беду во имя лица, искусственно воскресив только что погибшую династию, которая одна сдерживала вражду и соглашала непримиримые интересы разных классов общества. Самозванство было выходом борьбы этих непримиримых интересов. Когда не удалось, даже повторительно, и эта попытка, тогда, по-видимому, не осталось никакой политической связи, никакого политического интереса, во имя которого можно было бы предотвратить распадение общества. Но общество не распалось: расшатался лишь государственный порядок.
Самозванство - одно из проявлений «нормального» монархического сознания, модель поведения, созданного и отточенного в году смутного лихолетия, самозванчество имело то преимущество, что служило внутренним оправданием для выступления протии правящего государственного режима.
При сакральном воспроизведении царской власти поддержка истинного царя - будь то царь, сидящий на престоле, или претендент-самозванец, доказывающий законности своих притязаний - становилась обязательной, угодной Богу, моментом в спасении. Эти особенности в национальном самозванчестве и придавали самозванчеству на русской почве особый размах.
Список литературы
Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М.: Молодая гвардия, 1989
Будыко М.И. Путешествие во времени: сборник эссе. – М.: Наука, 1987
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Слово, 1995.
Глушко Е.А. Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян – М: Диадема-Пресс, 2000.
Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – Ростов на Дону.: Феникс, 2002
Куковенко В.А. Одиннадцатый самозванец / Наука и религия/ 7 июля 1993.
http://kot-begemott.
http://www.supersova.ru/
http://www.newreferat.com/ref-
Стр.