Феноменология Эдмунда Гуссерля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:15, реферат

Описание работы

Термин «феноменология» прочно вошел в философский лексикон каждого, кто уже знаком с классической европейской философией. В нашей философской традиции он сразу же заставит вспомнить о гегелевской феноменологии духа, основная идея которой состояла в том, что все объекты мира, в котором живет человек (включая культуру и самого человека), суть «инобытие», предметное воплощение особой духовной сущности - «абсолютного духа».

Содержание работы

Введение 2
Феноменология Эдмунда Гуссерля 4
Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции 7
Лозунг "Назад, к предметам!" 11
Сознание как ноэзис: смыслоформирование 12
Феноменологическая редукция смыслоформирования: сознание как переживание 15
Учение о достоверности 18
Учение о жизненном мире 19
Учение об очевидности. Развитие идей Гуссерля 22
Заключение 24
Использованная литература 26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 25 тема.docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)

В науке и натурализме  объективный мир противоположен субъекту. Наука гипертрофировала объективные  характеристики мира, превратила мир  в объект, тем самым забыла свои истоки. Гуссерль считает, что настало время вернуть объективный мир в исходное положение, перевернуть мир с головы на ноги, сделать из объективного мира жизненный мир, который не противоположен сознанию, а, наоборот, составляет вместе с сознанием единый горизонт как интерсубъективное условие существования мира и сознания. Жизненный мир как сознание-в-мире, как бытие-в-мире, - но это появится после Гуссерля, например, у М. Хайдеггера.

Горизонт является фоном, на котором сознание встречается  с предметным миром. Горизонт не имеет  определенностей, горизонт до-предметен. Но горизонт Гуссерля принципиально отличается от априорных форм И. Канта.

У Канта априорные формы  чувств и рассудка не имели содержания, все содержание субъект получал  из опыта, в процессе деятельности; априорные формы лишь упорядочивали  опыт; отсюда понятно воспевание деятельности, преклонение перед нею всеми  представителями немецкой классической философии.

У Гуссерля своего рода априорной, до-предметной формой является горизонт. Мир, по Гуссерлю, не является предметным образованием. Поскольку сознание интенционально в принципе, постольку сознание уже предметно, а желания, представления, мышление в целом, - уже содержательны. Именно поэтому сознанию нет необходимости в привлечении дополнительного эмпирического материала, без которого не могло состояться мышление Канта. Можно добавить: привлечение эмпирического материала необходимо для установления адекватности содержания сознания, для проверки правильности, - то, что было названо "критерием истины".

Сознание интенционально и как "горизонт" уже наполнено, имеет предварительное знание о предмете, поскольку изначально направлено на предмет, - в этом - суть предметности сознания. Именно этот пункт станет узловым для философской герменевтики (направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов). "Горизонт" как нетематический (до-предметный) план сознания будет находится в основании "пред-понимания" М. Хайдеггера и, далее, в положении о герменевтичности (понимаемости) Бытия.

Горизонт означает точку, из которой временит будущее, следовательно, горизонт - это уже не точка, а  основание будущего. Жизненный мир  и горизонт - формы актуальностей, в которых сконцентрированы формы  будущности. Очень упрощенно можно  различить жизненный мир и  горизонт как актуально-пространственный и актуально-временной аспекты  жизнепереживания, как интерсубъективные (пространственные и временные, соответственно), условия встречи сознания с предметом.

 

Учение об очевидности. Развитие идей Гуссерля

 

С понятием времени, или длительности, Гуссерль связывает такой характер восприятия окружающего мира как очевидность. "Очевидность не может означать безусловной уверенности в точечном временном бытии", таким образом понимаемую очевидность Гуссерль трактует как "фикцию", не имеющую ничего общего с объективным характером восприятия. Суть очевидности состоит в том, что очевидность есть "временная протяженность", не имеющая в своем содержании "эмпирической вещественности". Очевидность имеет в себе различия, но не являет собой отдельности, очевидность - это "неразрывное единство" восприятия предмета, это - "Перводанное"; элементы очевидности отличаются друг от друга (verschieden), но не разделены (geschieden). Содержание очевидности есть "сознание единства", которое должно лежать в основе, - считает Гуссерль.

С помощью понятия "горизонт" Гуссерль надстраивает над феноменологической онтологией феноменологическую гносеологию и придает своей философии некоторые системные качества.

Два положения: обращенность к самим вещам (ориентация на онтологию (учение о бытии)), - с одной стороны, и ноэтическое прочтение вещи (ориентация на гносеологию (теория познания)), - с другой, - знаменуют два этапа в творчестве Гуссерля и свидетельствуют, в целом, о противоречивости основания его философии, об отсутствии однозначного решения вопроса: чем является феноменология, онтологией или методом? Это проявилось в разделении учеников Гуссерля, соответственно, на онтологов и трансценденталистов, хотя и те, и другие оставались феноменологами.

Онтологи - феноменологи старшего поколения, к которым ушел любимый ученик Гуссерля М. Хайдеггер, за основное положение взяли раннюю идею Мастера - "радикальную обращенность к вещности". Что есть суть реальности? Что есть сущность природы? Как реально наличествуют свойства природы? В чем мы не сомневаемся, когда не сомневаемся в объективности и реальности мира? Какое содержание реальности стоит за ноэмой? И не является ли эта реальность именно той, которую Гуссерль вынес за скобки своей феноменологической редукцией? Не ускользает ли реальность, пока мы ловим смысловой поток сознания? Именно это сознание дает нам бытие: бытие есть ни что иное, как бытие, полагаемое сознанием. Что остается, если из ноэмы (мысли) вычесть ноэзис (мышление)?

Трансценденталисты центральным понятием оставили "трансцендентальную субъективность", к которым примкнул непосредственный ученик Гуссерля М. Шелер.

Основные идеи: социальное равенство "равных перед Богом" людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от "вульгарно-материальных" интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.

В ключе трансценденталистов работал Ж. - П. Сартр. Разбирая гуссерлево понятие "интенциональность", Сартр писал: "сознание (субъект) и мир (объект) сосуществуют друг с другом, являясь внешними по отношению друг к другу. Интенциона́льность (от лат. intentio - намерение) - понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.

Сартр цитирует слова Гуссерля: "Любое сознание есть сознание о чем-то" и продолжает словами М. Хайдеггера: бытие (бытие сознания) - это бытие-в-мире. Это - "бытие-в." в смысле движения. Быть - это прорываться в мир, это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пусть сознание пытается восстановить себя, совпасть в конце концов с самим собой - взаперти, в тепле и уюте оно исчезает. Эту необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль и называет "интенциональностью".

Заключение

 

Вклад Гуссерля в мировую философию трудно переоценить. Помимо того, что он является основоположником феноменологии, он оказал влияние на формирование экзистенциализма, структурализма и постструктурализма, герменевтики, деконструктивизма, культурной антропологии. Среди учеников Гуссерля, а также тех, на кого он оказал влияние или тех, кто развивал идеи его феноменологии, был целый ряд выдающихся ученых и философов: Александр Пфендер, занимавшийся проблемами дескриптивной психологии и логики, Мориц Гайгер, исследовавший проблемы чувствования, а также вопросы эстетики и геометрии, Макс Шелер, выдающийся философ, разрабатывавший проблемы философской антропологии и этики, а также проблемы религиозности, Вильгельм Шапп, касавшийся вопросов восприятия, Генрих Гофман, исследовавший понятие ощущения, Адольф Райнах, интересовавшийся проблемами суждения и a priori. Ученицей Гуссерля была также Эдит Штайн, его ассистентка. Одним из самых известных учеников Гуссерля был польский литературовед и философ Роман Ингарден, выпустивший ряд работ, посвященных проблемам эстетики и концепции литературного произведения. Однако влияние Гуссерля не ограничивается одной философией, его концепции нашли применение в психологии, социологии, литературоведении и истории.

В настоящее время феноменология - это философский метод, который  не поддается определению. Утверждается, что она все еще находится  в процессе поиска своего определения. Заключение мнений в скобки или откладывание суждений, которое Гуссерль постулировал, как суть редукции любого философского предмета, невозможно выполнить в том случае, если это просто упражнение для интеллекта практикующего.

Современные философы, которые  переработали и расширили параметры  феноменологии, никогда на самом  деле не обращались к практической стороне применения феноменологии. Для них феноменология осталась чисто философской темой. Поэтому, в их реальности, это заключение мнений в скобки остается просто философским упражнением.

Феноменология Гусселя косвенным образом указала на необходимость диалектического исследования противоположности между философским и нефилософским, т.е. на необходимость анализа их противоречивого единства. В этой связи встают вопросы о социальной сущности сознания, об отношении сознания к общественному бытию, о действительном отношении философии к наукам о природе и обществе и к практической деятельности людей, об историческом процессе формирования и развития категориальных форм научного познания, об общественной практике - действительной основе познания и реальном содержании человеческой жизни.

 

Использованная  литература

 

  1. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.
  2. Гайденко П.П. Философия культуры Карла Ясперса. // Вопросы философии, 1972, № 9.
  3. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
  4. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.П. Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11.
  5. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
  6. Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991.
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  8. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007.
  9. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003.
  10. Золкин А.Л. Философия. Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  11. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПБ.: Наука, 2001;
  12. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 частях. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 2003.
  13. Гуссерль Э. Феноменология (Статья в Британской энциклопедии) // Логос. 1991. №1;
  14. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии ,2005.- № 7
  15. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1.- М.: Гнозис, 1994
  16. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля, - Томск: Водолей, 2001.
  17. Стрелков Ю.К. Феноменология времени у Э.Гуссерля и М.Хайдеггера.
  18. Циплакова Ю. В. Критическая философия как источник феноменологии Э. Гуссерля // Поволжский журнал по вопросам философии и социальным наукам, 2003. - № 2.
  19. www.Deport.ru
  20. ru. wikipedia.org

 


Информация о работе Феноменология Эдмунда Гуссерля