Феноменология: психологический и философский аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 13:02, реферат

Описание работы

Феноменология – это одна из философских дисциплин, позднее – идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.

Файлы: 1 файл

Феноменология- психологический и философский аспект.docx

— 28.90 Кб (Скачать файл)

 

Систематизируя прочитанное и анализируя статью  «Философия  как строгая наука», я прихожу к тому, что феноменология — это не замкнутая философская школа, но широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля — учения Макса Шелера и Мартина Хайдеггера. Также эволюцию феноменологии характеризуют, во-первых, дальнейшее применение феноменологического метода в психологии (Александр Пфэндер) и психиатрии (Людвиг Бинсвангер), этике (Макс Шелер и Дитрих фон Гильдебранд), эстетике (Мориц Гайгер, Микель Дюфрен), истории и метафизике (Людвиг Ландгребе), во-вторых, влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения, в-третьих, широкое распространение после Второй мировой войны в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии, Китае и некоторых других странах Азии.

В России быстрое распространение идей Гуссерля в начале XX в. (одним из непосредственных учеников Гуссерля был Густав Густавович Шпет) было обусловлено определенной традицией философии со знания в русской философии XIX в., которая затем была прервана по политическим причинам в начале 1920-х гг. С 1960 г. вновь появляются аналитические работы по феноменологии и переводы феноменологических текстов.

Подводя итоги и резюмируя прочитанное, отмечу, что феноменология как наука, нейтральна по отношению к логике и психологии, также она объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» и абсолютный временной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие, причем время рассматривается в феноменологии не как объективное время (существование которого не отрицается, так же как и существование объективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания, и прежде всего его первичных модусов — восприятия, памяти, фантазии, человеческого бытия, человеческой реальности, субъективности.

Рассматривая психологические и философские аспекты статьи, невольно приходишь к тому, что предметная область, которую исследует феноменология, является относительно молодой областью, а потому не имеет полного детального непротиворечиво сформированного категориального аппарата философии. Именно в этом, наверное, и состоит сложность понимания проблем, поднятых Эдмундом Гуссерлем и решаемых его последователями. Но речь-то идет о нашем сознании, о том, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять другого человека, наделенного таким же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то что именно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеем ли мы им пользоваться. Эти и многие другие вопросы поднимает Гуссерль в своей статье, говоря о том, что «… феноменология и психология должны находиться в очень близких отношениях, поскольку обе они имеют дело с сознанием, хотя и различным образом, в различной «установке»; выразить это мы можем так: психология должна оперировать с «эмпирическим сознанием», с сознанием в его опытной установке, как с существующим в общей связи природы; напротив, феноменология должна иметь дело с «чистым» сознанием, т.е. с сознанием в феноменологической установке…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1.- М.: Гнозис, 1994.

2. Введение  в философию: Учебник для высших  учебных заведений. В 2 частях. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

3. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.- С. 376-392.

4. Феноменологическая  концепция сознания: проблемы и  альтернативы. М., 1998. Философия: Учебник./Под  ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.– М., 2005.

5. Каган  М.С. Метаморфозы бытия и небытия. //Вопросы философии – 2001. – № 6.

 


Информация о работе Феноменология: психологический и философский аспект