Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:28, реферат
В данном реферате говорится о зарождении космизма именно в России. об основных идеях и мыслях Циалковского.
Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов.
Введение
Еще несколько лет назад
понятие русского космизма брали
неизменно в кавычки как
Уникальнейшее направление отечественной философии науки, получившее название "русский космизм", осмысливало идею, рожденную в недрах сакральной мудрости человечества - идею тождества человека как микрокосмаса Вселенной. Сознательное человеческое существо причастно космическому бытию, микрокосмос человека вбирает в себя космические энергии, природные стихии, органично включен в жизнь всего мироздания. В космизме важны проблемы преодоления болезней и смерти, достижения бессмертия.
Но ведь не случайно говорится
именно о русском космизме. Именно
в нашей стране начиная с середины
прошлого века, зародилось, а в ХХ
веке широко развернулось уникальное
космическое направление
Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосмаса (Земли, биосферы, космоса ), так и микрокосмаса ( человека, как биологического отражения макрокосмаса ). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.
Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. В советское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое влияние оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федорова оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное федоровскими учениками “Философия общего дела”. Мизерный тираж в несколько сот экземпляров сразу же сделал труды Федорова библиографической редкостью, однако и это не стало препятствием для распространения идей мыслителя. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями.
“Философия общего дела” открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническим преобразованиям как в мире, так и внутри каждого индивидуума. “В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим”, - писал Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и человечества: природная эволюция в своем все усложняющемся развитии привела к появлению человеческого вида и сознания.
Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут побеждены болезни и сама смерть. Федоров говорит об “имманентном (естественном) воскрешении” всех человеческих поколений. Это одна из конечных и величайших задач человечества.
Чтобы достичь полного владычества над временем и пространством, Н.Ф.Федоров ставит перед человечеством ряд задач. В их исторической последовательности одной из первых должна была стать регуляция, по выражению философа, “метеорических”, космических явлений. Причем начинать, по Федорову, можно уже сейчас. В качестве примера реальной регуляции природы Федоров приводил опыты общественного деятеля и ученого начала XIX века В.Н.Каразина, выступавшего с конкретными проектами управления погодой. От подобных, еще явно несовершенных опытов человечество, по мере увеличения знаний, должно перейти к овладению всеми земными процессами, превратить свою планету в полностью управляемый космический корабль.
Из всех направлений
русской философии в советский
период наибольшего взлета
По высоким оценкам исследователей, Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935)- выдающийся космист конца XIX и начала XX в., поразительно органично сочетает теософско-мистическое и позитивистское направление "в столь дорогой ему естественной философии". Хотя Циолковскому представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естественнонаучного эволюционизма и буддийских идей и элементов теософии3. "Калужский мечтатель", как называли его современники, и "новый гражданин Вселенной", как называл он сам себя, с юности испытывал потребность создавать диковинные машины, расширяющие мощь человека и преодолевающие земные пространственно-временные ограничения. Идеи космического преображения человечества, которыми заразил молодого К. Циолковского великий аскет и изумительный философ Н. Федоров, отозвались серьезными философскими проектами.
Однако итоги размышлений
и теоретических разработок К. Циолковского
проникают в научные и
Как лозунг звучит фраза
Циолковского: "Человечество не останется
вечно на Земле, но в погоне за светом
и пространством сначала робко
проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное
пространство". Тематика его проектов
разнообразна: это и регулирование
стихий, широкое использование
В 1977 г. была опубликована любопытная беседа Циолковского и Чижевского под названием "Теория космических эр", согласно которой человечество было в состоянии эволюционировать к своей лучистой форме, затем возвращаться в корпускулятно-вещественную и воспроизводить уже на более высоком уровне цикл развития, а затем перейти в нир-ваническое, божественное состояние.
Можно говорить о весьма своеобразной атомарной антропологии Циолковского, трактующей человеческий организм как господство атомов, которые бессмертны и путешествуют от одного конгломерата или организма к другому. Распадаются не сами атомы, а их ассоциации, поэтому трагедия смерти есть всего лишь иллюзия человеческой эгоистической эмоциональности. Бессмертным мозговым атомам человечества дается возможность попасть в мозг "богов разных степеней", каковыми являются косможители. Тем самым Циолковский обосновывает идею атомарного бессмертия, но не в той ее форме, которая весьма близка чаяниям каждого верующего, что души родных и близких людей встретятся. Напротив, космос Циолковского атомарен и бездушен, это не космос христианского одушевленного помысла о встрече с умершими близкими, жалости, памяти, привязанности и любви. "Нет ни одного атома, который не принимал бы бесчисленное число раз участие в высшей животной жизни. <...> Так, входя в атмосферу или почву планет, он порою поступает в состав мозга высших существ. Тогда он живет их жизни и чувствует радость сознательного и безоблачного бытия. <...> С разрушением организма атом человека, его мозга или других частей тела (также со времени выхода атома из организма, что совершается много раз при его жизни) попадает сначала в неорганическую обстановку.
Е Бесконечность истекшего
времени заставляет предполагать существование
еще ряда своеобразных миров, разделенных
бесконечностями высшего
Идея преобразовательной активности космоса, с которой тесно связана идея неизбежного выхода человечества в космос, - выдающееся достижение, которым обогатили русские космисты отечественную философию науки. Отсюда и вера в реальность полетов человечества за пределы земной атмосферы. По Циолковскому, судьба Вселенной зависит от преобразовательной деятельности человечества, т.е. от его совокупного космического разума.
В своих взглядах на проблему генезиса науки Циолковский тяготеет к общеизвестной схеме. Генезис науки связывается с переходом от ремесленно-рутинных форм деятельности к сложным, требующим как оснащения техническими средствами, так и вооружения обобщенными принципами и методами. Наука, по мнению ученого, служит средством технического прогресса, преобразования Космоса и с необходимостью должна быть связана с нравственностью. Пытаясь классифицировать научное знание, Циолковский выделяет:
• знание непосредственное;
• знание теоретическое, поддающееся прямой или косвенной проверке;
• знание теоретическое, которое проверить нельзя;
• несомненно точные знания;
• знания вероятные или приблизительные, поддающиеся проверке, например, статистические данные;
• знания вероятные или приблизительные, которые пока проверить невозможно;
• знания несомненные, проверить
которые принципиально
• знание фактическое.
В качестве фундаментальных наук Циолковский рассматривал математику, геометрию, механику, физику, радиологию, биологию и психологию. К прикладным относил: технические науки, науки о земле, науки о небесах, науки о человеке, науки об устройстве общества. Тем самым Циолковский доходчиво показывает сложность структуры научного знания, акцентируя принципиальные приоритеты научного мышления, работающего в системе взаимодействия характеристик Земли и Космоса.
Космическую философию
К.Э.Циолковский считал наивысшим своим
достижением, а исследования в области
ракетной техники и космонавтики – только
сферой применения идей об «океане счастья»,
разлитом во Вселенной. Изучение мировоззренческой
концепции Циолковского показало, что
она является не чем иным, как новым вариантом
религиозной «доктрины спасения», которую
сам ее автор считал «более оптимистической»,
чем все остальные. Но сейчас его космическая
философия стала объектом странных, односторонних
и некомпетентных интерпретаций (рассматриваясь,
например, как вариант идеологии фашизма),
ее представляют в кривом зеркале. Мировоззренческая
система русского ученого действительно
нуждается в серьезном критическом анализе,
но отнюдь не в наклеивании всяческих
ярлыков.
Хочу высказать и свои суждения
о мировоззрении К.Э.Циолковского. При
этом решусь утверждать, что космическая
философия остается феноменом малоизвестным.
Многие помнят две-три ключевые фразы
ученого, например, о неизбежности космического
будущего человечества. К этим немногим
фразам и сводят всю космическую философию
или даже растворяют ее в идеях выдвинутых
Циолковским научно-технических проектов
(типа использования ресурсов космоса
или создания космических поселений).
Но в каком контексте возникли эти идеи,
были ли у научного творчества основоположника
космонавтики философские основания и
в чем они заключались? Как сочетались
в его мышлении образы космоса физического
и космоса духовного, без которого проекты
космического будущего человечества не
могли бы появиться? К сожалению, эти проблемы
не привлекают особого внимания и не осмыслены
должным образом. Основной массив философских
сочинений Циолковского знаком лишь крайне
ограниченному кругу специалистов в области
космической деятельности. Ситуация почти
не изменилась и после издания трех увесистых
томов с работами ученого по космической
философии Содержание этих сочинений
удивительным образом проходит мимо сознания
даже тех, кто о них упоминает.
К числу высших ценностей Циолковский
относил рациональность философии и науки. «Моя проповедь,
в моих глазах, даже не мечта, а строго
математический вывод из точного знания», –
писал он. Но с этой самооценкой ученого
согласиться невозможно. Во-первых, Циолковский,
постоянно провозглашая научный характер
своей философии, где-то в 1902–1904 годах
высказал редко цитируемое признание: «...я не могу руководствоваться
исключительно научными выводами, сделанными
нами ранее.
Помимо того, что
они не могут решить мне всех вопросов,
которые возникают в жизни, мое сердце
жаждет большего, видит дальше, чем разум,
и чище его. Смутные чувства и желания
влекут меня к великому учителю с его великою
любовью... Только непонятно, откуда эти
чувства, которые выше разума». Отсюда
следует, что чисто научный подход для
Циолковского оказывается недостаточным.
Во-вторых, хотя космическая философия
включает многочисленные фрагменты современных
Циолковскому научных знаний, в целом
она является довольно спекулятивной
метафизической концепцией, находящейся
далеко за пределами науки. Эта концепция
вовсе не построена по канонам научной
рациональности! Тем более странно, что
космическую философию относят к «естественнонаучному
направлению» русского космизма.
В-третьих, космическая философия Циолковского
глубоко антиномична, то есть основывается
на множестве взаимоисключающих положений.
Вот лишь две-три из наиболее парадоксальных
антиномий, характерных для ее автора.
Циолковский неоднократно и самым категорическим
способом настаивал на материалистическом
характере своей мировоззренческой системы: «В сущности, моя
философия – чистейший материализм».
Но, по его же словам, материализм остановился
на половине дороги в«беспомощном и жалком
состоянии», так как не может разрешить
ряд философских проблем. Конечно, в основании
космической философии можно усмотреть
некоторые материалистические идеи —
преимущественно в устаревших формах
(гилозоизм, так называемый вульгарный
материализм: Циолковский ссылался на
философию Бюхнера). В то же время понятие
материи у нашего ученого довольно противоречиво.
Наука указывает, по его мнению, на «духовность
материи». С одной стороны, он говорит
о духе или душе как о материальных атомах «без всякой таинственности,
кроме научной» . С другой – о духах,
воплощающихся, или приходящих, в материальный
мир. Дух, по мнению Циолковского, материален.
Но, называя себя материалистом, ученый
считал, что Вселенная (Космос) имеет сотворившую
ее Причину, или Первопричину. Причина
Вселенной у автора космической философии
совпадает с определением Бога (Бога-отца).
Антиномично отношение Циолковского и
к проблеме истины, в том числе научной.
Например, он считал истинной свою философию
(добавляя, впрочем, что подобная оценка
является субъективной), высоко ставил
ценность научного знания и научной истины.
Ученый неоднократно говорил о «точном
знании» и сформулировал ряд положений,
которые казались ему несомненными –
их «нельзя отрицать». Например: «Нельзя отрицать,
что атому присуща способность ощущать
жизнь, когда он входит в состав мозга
животного»; «Нельзя, таким образом, отрицать,
что Вселенная заполнена высшею сознательною
и совершенною жизнью». Некоторые
из подобных положений крайне сомнительны,
другие не доказаны до сих пор.
Но абсолютной истины, по мнению Циолковского,
все же «нет, потому что
она основывается на полном познании космоса.
Но такого полного познания нет и никогда
не будет». Наука непрерывно идет вперед, «отвергает или утверждает
старое и находит новое», причем «конца этому не
будет». Значит, «истина может быть
только условная, временная и переменная».
Но в контексте свойственной космической
философии антиномичности Циолковский
настаивал на существовании абсолютной
истины, которая заключается в нашем желании,
чтобы«каждому чувствующему
существу было всегда хорошо». То есть
в качестве абсолютной истины выступает
этический императив, выражающий благо.
Современная философия, да и культура
в целом, переживает глубокий кризис, связанный
с оценкой понятия истины. В этом вопросе
я разделяю позицию меньшинства, считающего,
что отказ от этого понятия (смысл которого
должен, конечно, меняться) означал бы
крах всей культуры наших дней.