Философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Зарождение новых производительных сил и производственных отношений обусловливает возникновение (со второй половины XV в.) и развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. Это выражается, прежде всего, в возникновении нового, более реалистичного взгляда на природу и человека.
Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер. Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религиозными знаменами (лютеранство, кальвинизм и др.).

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….......
3
1
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения …………………………………………………….

4
2
Натурфилософия эпохи возрождения ………………………………………
9
3
Связь идей эпохи возрождения с идеями античности ……………………..
13

Заключение …………………………………………………………………...
15

Список используемой литературы …………………………………………..
16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии на тему- «Философия эпохи Возрож.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему:

«Философия эпохи Возрождения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………….......

3

1

Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения …………………………………………………….

 

4

2

Натурфилософия эпохи  возрождения ………………………………………

9

3

Связь идей эпохи возрождения  с идеями античности ……………………..

13

 

Заключение …………………………………………………………………...

15

 

Список используемой литературы …………………………………………..

16


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпохой Возрождения  называют поздний период феодального  общества (XIV-XVI вв.), когда в его  недрах получает все более заметное развитие буржуазный уклад.

 Зарождение новых  производительных сил и производственных  отношений обусловливает возникновение (со второй половины XV в.) и развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. Это выражается, прежде всего, в возникновении нового, более реалистичного взгляда на природу и человека.

Культура эпохи Возрождения  носит яркий антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер. Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религиозными знаменами (лютеранство, кальвинизм и др.).

Эпоха Возрождения породила в странах Западной Европы величайший подъем искусства (Данте, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и др.).

Крупнейшим достижением  науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая  система Н. Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую революцию в естествознании, получившую название коперниканской.

Новый социально-экономический  уклад и гуманистическая культура обусловили усиление материалистической тенденции, выразившейся, прежде всего, в появлении пантеистических учений (пантеизм (от греч. рan – все и theos – бог) отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к материализму).

 

  1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глубокие изменения  в социально-экономической и духовной жизни Италии конца XIV в. сыграли  определяющую роль в возникновении  и становлении общеевропейской культуры, получившей название Возрождение.

Главным признаком возрожденческого движения становится антропоцентризм (греч. anthropos — человек), ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности. Гуманистические взгляды находят свое отражение в произведениях литературы и искусства, философских и научных трактатах.

Философия, рассматривая проблемы мироздания (онтология, натурфилософия), общественно-исторического развития, процесса познания, постепенно преодолевает прежнюю теологическую форму. Духовная жизнь общества начинает приобретать светский характер. Возникают первые политические теории и социальные утопии. Значительное развитие получает естественнонаучное знание.

Эпоха Возрождения (или  Ренессанса), возникнув в Италии (конец XIV в.), затем (XV-XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений.

Движение Возрождения начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

В узком смысле термин "возрождение" означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия, в широком — стал синонимом новой европейской культуры. Ее существенным признаком становится антропоцентризм — напряженный интерес к конкретному человеку, его деятельности, месту в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику, нуждам и чаяниям. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков средневековья. Возрастание личностного фактора находит свое выражение и в социальной психологии, что, например, проявляется в отношении к фактору времени. Именно в этот период на башнях итальянских городов-государств появляются первые механические часы.

В эпоху Возрождения  возрастает запрос на умственный, интеллектуальный труд, быстро растет число так называемых "свободных профессий", формируется светская интеллигенция. В распространении и развитии новой культуры большую роль сыграли "гуманистические кружки" — сообщества прогрессивно мыслящих представителей искусства, науки, религии, активно выступающих против засилья схоластики.

Признанной столицей итальянского Возрождения являлась Флоренция. Здесь родился и получил всеобщее признание великий поэт Данте Алигьери (1225-1321). Его перу принадлежат: "Божественная комедия", "Пир", "О монархии". Именно эти произведения оказывали большое влияние на умы и сердца людей, вдохновляли гуманистов.

Родоначальником возрожденческого движения по праву считается другой великий лирический поэт Италии Франческо Петрарка (1304-1374). В цикле стихотворений (канцоньере), посвященном Лауре, аскетизму средневекового сознания противопоставляются естественные чувства к возлюбленной и природе. Глубоко верующий человек, он решительно отвергал схоластику, которую считал воплощением глупости и бессмыслицы.

Наиболее последовательные гуманисты делали выводы о самодостаточной  ценности личности. Так, французский  гуманист Мишель Монтень (1533-1592) в книге  своей жизни "Опыты" отказывается видеть в человеке совершенный результат божественного промысла и подчеркивает, что цель человеческой жизни не во вне, а в ней самой.

Глубокие социально-экономические изменения способствовали проявлению новых представлений о политическом устройстве общества, социальных идеалах, путях и средствах их достижения.

Одним из первых буржуазных политических идеологов стал Николо Макиавелли (1469-1527) — государственный деятель, писатель, историк. В своем наиболее известном произведении "Государь" ("Князь") раскрывает побудительные мотивы деятельности людей — материальный интерес, эгоизм. Эгоистическая природа человека делает необходимым государственное устройство общества. Государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству смыслом и счастьем человеческой жизни. Макиавелли полагает, что лучшая форма государства — республика, где каждый ответственен за ее судьбу. Но если у народа не развиты демократические традиции, то для достижения политических целей государь может употребить любые средства. Как частное лицо государь не может пренебрегать моральными нормами, но ради процветания государства он может и не считаться с ними.

 Цель автора “Государя”  – практические советы практическому  политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя – государя.

В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило “цель оправдывает средства”: “Пусть обвиняют его поступки, – говорит он о политическом деятеле, – лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши...”

Подобные рассуждения  Макиавелли создали ему печальную  славу учителя тиранов, а его  имя стало синонимом проповеди  политического вероломства и  насилия — «макиавеллизма».

В развитии и распространении  гуманистических взглядов в Англии выдающаяся роль принадлежит кружку Джона Колета (1467-1519) при Оксфордском университете. Здесь сложилась программа христианского гуманизма, оказавшая значительное воздействие на формирование мировоззрения Эразма Роттердамского и Томаса Мора.

Эразм Роттердамский  был одним из наиболее плодовитых писателей эпохи Возрождения. Он много переводил, занимался издательской деятельностью. В частности, он первым обратил внимание на тот факт, что к XVI веку уже были изданы печатным способом различные варианты Библии, в том числе и ее латинский перевод, и переводы на современные языки, и только греческий текст оставался неизданным.

Выступает Эразм и  против особенно распространенных в  эпоху Возрождения суеверий и псевдонаучных увлечений — алхимических, астрологических и т.п. Причем иногда он даже перегибает палку, выступая против чудес, говоря, что чудеса возможны и необходимы, поскольку Бог существует, но они были во времена пророков, Иисуса Христа, апостолов, а сейчас тех людей, которые могли бы творить чудеса, уже нет, а потому и незачем их искать.

Выступает он и против схоластической философии и богословия, как выпускник Сорбонны, он прекрасно знал эти дисциплины.

Эразм Роттердамский  стремился систематизировать и изъяснить учение Христа таким образом, чтобы оно было понятным для любого человека. Он опирался, прежде всего, на Новый Завет. Ключом к его пониманию были произведения платоновской школы.

Английский  гуманист и политический деятель Томас Мор (1478-1535) – основоположник утопического социализма, лорд-канцлер Англии – в своей книге «Утопия» (с греч.  буквально «Нигдения»  -  место,  которого  нет - слово, придуманное Т. Мором) пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства. Он выдвигал свои идеи о том, что нужно уничтожить все виды частной собственности, ввести обязательный труд всех граждан, выборность государственных органов. Томас Мор так же говорил, что семья – это ячейка коммунистического быта.

Другой, наиболее известный проект социального переустройства связан с именем Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Интерес к естествознанию сочетался у него с еще большей заинтересованностью в социально-политических проблемах своего времени. За участие в борьбе против испанского ига провел в заключении около тридцати лет, где и написал свой главный труд - "Город Солнца". В нем изложено устройство идеального общества, где господствует труд как обязанность и всеобщая моральная норма, активно используются различные технические приспособления, умножающие возможности соляриев.

Идеи утопистов Возрождения сыграли значительную роль в дальнейшем формировании социалистических идей.

Появление в ренессансной политической мысли как социальных утопий, так и планов политических реформ, устремленных в будущее, свидетельствовало о глубокой перестройке общественной и философской мысли под воздействием бурного социально-экономического развития эпохи первоначального накопления и обострения классовых противоречий. Если средневековая мысль устремлена в прошлое, к традиции как воплощению неизменной вечности, а в будущем видит лишь осуществление эсхатологического завершения земной драмы человека, т.е. иную, но тоже вечность, наступающую после Страшного суда, то гуманистическая мысль осуществляет поворот к будущему, в которое устремлены как мечты и чаяния, так и конкретные планы социальных и политических реформ.

Вера в могущество человека и его разума проявилась и в самой идее рационального исправления недостатков существующего общественного устройства, и в попытке конструирования идеального, лишенного недостатков, бесклассового общества в коммунистических утопиях Мора и Кампанеллы. В этой обращенности к будущему сказалось новое, характерное для философской мысли эпохи Возрождения понимание направленности времени, пролагавшее путь к пониманию прогрессивного развития человека и общества, возможности осуществления его чаяний на земле в результате собственных усилий.

 

  1. НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой “великих открытии”. Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда впервые представилась возможность выйти за пределы “мира”, известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных областях естествознания. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно важного значения, как создание великим польским астрономом Николаем Коперником (1473–1543) гелиоцентрической системы мира

Опубликованная в 1543 году книга Коперника “О вращениях небесных сфер” не только определила характер научной революции XVI в., но и сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. Сам Коперник называл созданное им учение “философией”, а себя считал не только астрономом и математиком, но и философом, и как возникновение, так и последующее воздействие его труда на развитие европейской мысли связано с коренными проблемами философии Возрождения.

Истину Коперник провозглашает  делом философии, подчеркивая при  этом ее расхождение со “здравым смыслом” “толпы”, поскольку философ “занимается  изысканием истины во всех делах, в  той мере, как это позволено  богом человеческому разуму”. Ссылка на божественное соизволение свидетельствует лишь об относительности постигаемой разумом истины, но не о признании иной, высшей истины теологии.

Информация о работе Философии эпохи Возрождения