Философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Зарождение новых производительных сил и производственных отношений обусловливает возникновение (со второй половины XV в.) и развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. Это выражается, прежде всего, в возникновении нового, более реалистичного взгляда на природу и человека.
Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер. Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религиозными знаменами (лютеранство, кальвинизм и др.).

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….......
3
1
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения …………………………………………………….

4
2
Натурфилософия эпохи возрождения ………………………………………
9
3
Связь идей эпохи возрождения с идеями античности ……………………..
13

Заключение …………………………………………………………………...
15

Список используемой литературы …………………………………………..
16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии на тему- «Философия эпохи Возрож.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Кризис традиционной картины мира требовал не просто усовершенствований наблюдений и расчетов, а радикального пересмотра ее теоретических предпосылок.

Признание реальности, объективной  истинности представленных в коперниканстве движений небесных тел оказывалось в непримиримом противоречии не только с буквальным истолкованием текстов Священного писания. В конце концов, нашлись бы (и нашлись действительно – и в XVI–XVII вв., и позднее) ловкие толкователи, которые сумели приспособить понимание этих текстов к потребностям новой науки.

Существенно было другое: гелиоцентризм Коперника вел  к коренному пересмотру всей физической картины мира. Пересмотру подвергались важнейшие положения не только Птолемеевой астрономии, но и Аристотелевой физики и связанной с их ортодоксальным истолкованием католической теологии. Рушилась, прежде всего, иерархическая структура мироздания.

В качестве основных “принципов и гипотез” той “натуральной философии”, на основе которой Коперник строит свою космологию, он называет следующие  центральные положения: “Что мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, что вмещающая все сфера неподвижных звезд находится в покое, что все остальные небесные тела имеют круговое движение. Затем мы приняли, что Земля обладает некоторыми вращениями, и на этом, как на фундаменте, хотим построить всю науку о звездах”.

Земля рассматривалась  в качестве одного из небесных тел, законы движения оказывались едиными  для Земли и иных планет. Земля  не противостоит в коперниканской системе мироздания планетам и звездам, а образует с ними единую Вселенную. Новым оказалось и отношение к движению.

Открытие Николая Коперника, как отмечает Ф. Энгельс, явилось  “революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии”

Итальянские гуманисты XIV-XV вв. сравнительно мало интересовались естественными науками. В основном философов Возрождения интересовали этические вопросы, а онтологические и гносеологические проблемы отступали на второй план (если вообще появлялись) или не включались в круг философских проблем, как это было у Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского, некоторых итальянских гуманистов (например, Петрарки). Онтология у них если и присутствовала, то была заимствована из античной философии.

Николай Кузанский (Николай из Кузы, городка на юге Германии недалеко от Трира) поразительно отличается от всех этих философов. Это действительно самобытный, гениальный мыслитель, обладавший мощью ума и глубиной проблем, которые он ставил. Николай Кузанский больше философ, чем богослов, хотя сам он считал себя богословом.

Николай Кузанский (1401–1464) родился в христианской семье, учился в так называемой школе «братьев общей жизни». Это была полумонашеская организация, противопоставившая себя официальной католической Церкви, но не порывавшая с ней и не уходившая в ересь мистицизма и иррационализма. Братья общей жизни старались возродить дух первоначального христианства, поставив себя в определенную оппозицию римокатоличеству; они хотели уйти от схоластических споров и вернуться к индивидуальному религиозному переживанию Бога.

Николай Кузанский не разделяет ни концепцию творения мира во времени, ни концепцию эманации. Он утверждает, что мир есть развертывание  Бога — экспликация. Бог есть единство всего, Он есть бытие-возможность; Бог развертывается в некоторую актуальность, в действительность.

Философские воззрения  Николая Кузанского не сразу нашли  сторонников и продолжателей, достойных  их создателя. Поначалу дело не выходило за пределы узкого круга учеников и почитателей. Только в XVI в. идеи Николая из Кузы начали оказывать определяющее воздействие на развитие философской мысли, прежде всего – в философии Джордано Бруно, развившего и передавшего философии нового времени глубочайшую диалектику философа-кардинала, выявив заложенную в ней тенденцию, враждебную не только схоластике, но и теологии.

Космологические идеи Николая  Кузанского, его трактовка бесконечности  мира как потенциальной, как безграничности, в отличие от актуальной, абсолютной, “в собственном смысле” бесконечности бога, были развиты Р. Декартом в его обосновании беспредельности Вселенной. Понимание бога как “свернутого” и мира как “развернутого” максимума нашло свое продолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы. Диалектическое учение Николая Кузанского о совпадении противоположностей нашло свое продолжение и развитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII – начала XIX вв.

Развитие производства, усложнение практической деятельности выявляли необходимость все более глубокого изучения природы, выявления закономерностей происходящих в ней процессов. Одной из особенностей ренессансной науки является то, что она возникает в тесной связи с искусством. Причем это единство иногда проявляется в деятельности одного человека. Примером этого служит творчество гениального художника, инженера, ученого — естествоиспытателя, философа — Леонардо да Винчи (1452-1519).

Получив образование  в художественных мастерских, он быстро становится первоклассным мастером живописи. Его картины "Джоконда", "Тайная вечеря" и другие представляют главные шедевры ренессансного времени. Сфера его инженерных интересов необозрима. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Являясь непримиримым противником схоластической учености, основу научной деятельности видел в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта — эксперимента. Глубоко осмыслил значение и роль науки в познании ("Наука — полководец, а практика — солдаты").

Идеи Н.Коперника получили свое всестороннее развитие в натурфилософии великого итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600г.), воплотившего в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворенности мира — причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе.

Основополагающим в  его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы "переселяется" в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя "творит все из своего лона".

 

 

  1. СВЯЗЬ ИДЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С ИДЕЯМИ АНТИЧНОСТИ

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Особое место  в духовной культуре этого времени  занимает философия, и ей присущи  все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Античные философы видели сущность и существование в неразрывном  единстве, как единую сущность – бытие. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) – только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают.

Античная философия  основывалась на принципе объективизма. Это означает, что  субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в  новоевропейской философии). Она исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной  личности (что характерно для Средневековья).

Космос, как считали, это абсолютное божество, а это означает, что античная философия  пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён и обуславливает необходимость.

Необходимость применительно к  человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он  может делать выбор.

Античная философия  достигла высокого уровня в разработке понятий  (категорий), но она почти не знает законов. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и  идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.

Сущность же новой философии – философии Возрождения – антропоцентризм.  Не  Бог,  а человек  теперь помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное  существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела  связывает  его  с антропоцентризмом.

 Задача философии  не противопоставление в человеке божественного  и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Гуманизм (от лат. «Humanitas» – человечность) центральное для Возрождения культурное явление. Гуманизм – это свободомыслие и светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого-теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты, носившие имя «философ»). Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Он творец, подобный Богу, он созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем – самого себя.

Характерно для философии эпохи Возрождения следующее:

  1. Антисхоластический характер (для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию.

  Пантеизм (греч. «рan» – все и  «theos» – бог , это философское учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа») как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма – Николай Кузанский, Мирандола, Парацельс).

  1. Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена.
  2. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери «Божественная комедия», Петрарка «Книга песен»).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ренессанс  напрямую был связан с античностью, что доказывает перевод его названия. Именно в  это время люди стали обращаться к трудам таких известных античных философов, как Платон, Аристотель и др.

Эпоха Возрождения  характеризовалась многими значительными переменами в умонастроении людей  по сравнению со Средневековьем. Усилились светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимыми от церкви стали  искусство, философия, литература, образование, наука.

В центре внимания деятелей Возрождения был поставлен человек, вследствие чего  людей, изучающих антропоцентризм, стали называть гуманистами, а общее течение  получило название  гуманистического.

Жизнь людей  эпохи Возрождения была тесно  связана с искусством, а внимание художников привлекал реальный мир. На смену готическим строениям пришли светские здания, дворцы.

Люди перестали  зависеть от природных факторов и уже не придавали  большого значения сословным ступеням, что позволило делать акцент на индивидуальных талантах и способностях человека. Эпоха Возрождения обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основу философии, свободной от религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / 

С.В. Перевезенцев. - М.: 2001.

  1. Философия; Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко,

В.П. Ратникова,1-3 изд. – М.:2004

  1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980
  2. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М.: 1978
  3. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
  4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003
  5. Дж. Реале, Д. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней»,

часть 2, С-Пб, 1994 г.

 

 

 


Информация о работе Философии эпохи Возрождения