Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:52, реферат
Размышления на эту тему привели меня к решению ознакомиться с мнением об абсурде известных философов и выяснить, распространяется ли их трактовка данного способа организации человеческого бытия на современность, приобрел ли в настоящее время абсурд другое значение или, наоборот, полностью его потерял.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Философия абсурда А. Камю на примере произведения «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» 4
1.1 «Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?» А. Камю 4
1.2 Вопрос о первоначальности счастья и абсурда. 8
2. Человек бунтующий. 10
2.1 Основной смысл работы 10
2.2. БУНТ И ИСКУССТВО 12
Заключение 17
Список литературы: 18
А. Камю в своем эссе уделяет особое внимание таким видам искусства, как поэзия и проза. Отдельной главой он выделяет влияние бунта на романическое творчество.
Главу «Роман и бунт» А. Камю начинает со следующих слов: «Роман зарождается одновременно с духом мятежа и выражает - в эстетическом плане - те же мятежные устремления». Автор сразу настраивает нас на то, что роман – одно из самых ярких выражений стремления и предрасположенности человека к бунту.
Первоначально Камю задается вопросом, а что побуждает людей к тому, чтобы из набора подлинных фактов создавать историю, не имевшую место в реальной жизни. И почему люди испытывают такой интерес к этим «выдумкам»?
«Всегда считалось, что романтический идеал отделен от жизни, которую он приукрашивает в той же мере, в какой искажает. Искусство романа - попытка бегства от действительности. Но от чего мы убегаем с помощью романа? От действительности, которая кажется нам чересчур гнетущей? Но ведь и счастливые люди читают романы, в то время как избыток лишения отбивает охоту к чтению».
Если обратиться к статистике,
то действительно большинство
Каждый из нас пытается найти смысл своего существования. Позволю себе образное сравнение со строительством моста: жизнь человека подобна мосту – своеобразному пути с конечной целью. Строим мы этот «мост» с помощью опор, которые отождествляются с принципами, и камней (решений), которые помогают двигаться вперед, достигать промежуточных целей, на пути к главной. От этих самых решений будет зависеть: насколько быстро мы продвигаемся к цели, по какому пути мы будем следовать, как будет изменяться наш «мост» с течением времени. Каждый день мы кладем все новые и новые камни, но замечаем одну-единственную закономерность – сколько бы мы не старались, берега, к которому примкнет наш мост все равно не видно. Мы постоянно стремимся познать высшую цель всего нашего существования, но как таковое осознание к нам приходит по сути только перед смертью, и что мы видим: мост так и не достроен, сил больше нет, конечного пункта мы не достигли… Но самое главное: высшей целью нашего существования было само СУЩЕСТВОВАНИЕ. Но как говорил А.Камю, и как уже упомянула я, осмысление этого факта происходит только под конец нашей жизни.
«Отсюда берет начало злосчастное чувство зависти, испытываемое множеством людей по отношению к чужим жизням. Глядя на эти жизни со стороны, мы наделяем их цельностью и единством, которые не присущи им на самом деле, но кажутся неоспоримыми стороннему наблюдателю. Он видит только линию их вершин, не задумываясь о мелочах, которые подтачивают их основания. И тогда мы пытаемся воплотить эти существования в искусстве. Мы самым элементарным образом романизируем их. В этом смысле каждый стремится превратить собственную жизнь в произведение искусства». В этом А. Камю безусловно прав. Мы постоянно стремимся обрести гармонии, придать законченность и смысл образам, которые нас окружают. Мы подобно художнику, который каждый день кропотливо выводит черты лица, пытаемся очертить хотя бы контуры нашей жизни, нередко стараясь придать ей идеальную форму. Здесь А. Камю приводит в пример вечную любовь, к которой так стремится большинство людей, прекрасно зная, что таковой не существует. Мы стремимся идеализировать наших избранников, чтобы как можно дольше поддерживать иллюзию любви, способной продлиться вечность, а то и дольше. Камю объясняет это страстью к обладанию: Страсть к обладанию - это всего лишь одна из форм стремления к беспредельности во времени; именно она порождает бессильный бред любви. … Ни об одном существе, даже самом любимом и отвечающем нам еще более сильной любовью невозможно сказать, будто мы им обладаем. … В предельном случае каждый человек, снедаемый безумной страстью к беспредельности во времени и к обладанию, желает существам, которые он любил, бесплодия и смерти. Это и есть подлинный бунт»:
Этого не скажешь о романах. Подобно сказкам, заканчивающимся со словами: «И жили они долго и счастливо», романы ставят в своих историях не столько точку, сколько точку с запятой, тем самым показывая, что свершилось одно из ключевых событий, но, не раскрывая подробностей о том, что случилось после. Создается впечатление, что судьба героев состояла именно в этом ключевом событии и не более. Мы додумываем, что исполнив свою судьбу, герои романов обретают вечное счастье. Именно это и ищет человек в подобных произведениях: определенность и законченность. Возвращаясь к моим словам о потребности человека в осознании смысла своего существовании, хочется процитировать еще один отрывок:
« Нам недостаточно жить; нам надо, не дожидаясь смерти, обрести судьбу. … Любое человеческое усилие, будь оно религией или преступлением, в конечном счете повинуется этому безрассудному желанию, состоящему в том, чтобы придать жизни отсутствующую у нее форму.… И в самом деле, что такое роман, - вселенная, где действие обретает свою форму, где звучат ключевые слова, люди открывают друг другу свои души и каждая жизнь принимает обличье судьбы... Но они, в отличие от нас, познают свою судьбу до конца. Нет более потрясающих образов, чем те, в которых воплощены люди, исчерпавшие свою страсть до предела. Нам не по плечу их мерки, ибо они доводят до конца то, что мы никогда не в силах завершить».
Так и выходит, что романы – это не попытка бегства, это попытка найти в чужих историях собственную судьбу, придать форму и смысл существованию.
И не только романы, но и вообще все искусство в целом. Когда мы даем в своих творениях нашим героям жизнь, полностью продуманную нами, необремененную деталями, способными что-либо изменить, мы пытаемся придать и нашей жизни смысл, а возможно отображаем тот ход событий, который хотели бы «примерить» на себя. Стремление владеть своей судьбой не иначе как бунт, очередной бунт человека, в данном случае против его бессилия перед случайностью, роком и удачей.
Заканчивая исследование понятия бунта, Камю сопоставил бунт и понятие убийства — аналогично ранее сделанному им сопоставлению абсурда и самоубийства. Ценность бунта заключается в том, что он, положив предел угнетению, создает общее для всех людей достоинство. Его значение — в общности людей, единстве их природы, общении, всем, что способствует их схожести и содружеству. Таким образом, бунт и убийство логически противоречат друг другу. Совершив убийство, бунтовщик раскалывает мир, разрушая те самые общность и единство людей. Таким образом, появляется новая формула, вмещающая в себя ценность и значение бунта: «я бунтую, следовательно, мы будем существовать».
Проблемы и понятия абсурда и бунта — одни из основных в творчестве А. Камю. В своих работах Камю придал этим понятиям жизнеутверждающий смысл. Действительно, чувство абсурда пробуждает сознание человека, он возвышается над своей судьбой и в абсурде находит смысл бытия. Сознание, в свою очередь, является первоисточником бунта — стремления к преображению. Бунт индивида, развиваясь, становится ценностью множества людей, объединяя их как созидательную силу.
Проблематика бунта и абсурда остается актуальной и сейчас. В современном противоречивом мире с его катаклизмами эти вопросы являются одними из главных объектов исследования философов.
Список литературы:
1 В. Захаров «Герой абсурда и его бунт. А. Камю: трагедия счастья», 1996
2 «Камю А. «Бунтующий человек». Философия. Политика. Искусство»: Пер. с фр.--М.:Политиздат, 1990.—132-135 с.-- (Мыслители XX века)