Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:17, контрольная работа
Развитие человеческой личности происходит под влиянием многих факторов. Такими факторами являются: семья, окружение, социальное положение, состояние общества и его идеологическая позиция, воспитание, учеба и многое другое. Зарождение философского направления мысли американской писательницы Айн Рэнд происходило как раз во время ее внутреннего личностного формирования.
Развитие человеческой личности происходит
под влиянием многих факторов. Такими
факторами являются: семья, окружение,
социальное положение, состояние общества
и его идеологическая позиция, воспитание,
учеба и многое другое. Зарождение философского
направления мысли американской писательницы
Айн Рэнд происходило как раз во время
ее внутреннего личностного формирования.
Алиса Зиновьевна Розенбаум, так звали
будущую американскую писательницу до
присвоения творческого псевдонима, родилась
в Санкт – Петербурге 2-го февраля 1905г.,
в семье фармацевта Залмана – Вольфа Розенбаума
и его жены, зубного техника Ханны Берковны
Каплан. Читать и писать Алиса начала в
четыре года(http://ru.wikipedia.org/
Конечно, ее взгляды
Рэнд начала писать и закончила свою первую пьесу, "Чердачные легенды", в 1933 году.
Первым фундаментальным ее трудом стал роман “Мы живые”. Далее последовали роман “Источник” – 1943г., где Говард Рорк, главный герой , стал средством для выражения философской доктрины Рэнд, и “Атлант расправил плечи” – 1957г. После этого Рэнд начала писать философские книги: «Капитализм: неизвестный идеал» (1966), «Для нового интеллектуала» (1961), «Введение в философию познания объективизма» (1979), «Новые левые: антииндустриальная революция» (1971), «Философия: кому она необходима» (1982), «Добродетель эгоизма» (1964) и многие другие, а также читать лекции в американских университетах. В обзоре книг за май 1943 года "New-York Times" назвала ее писателем огромной мощи с тонким простым умом и способностью писать блестяще, великолепно и резко. В течение 1945 года “Источник” двадцать шесть раз попадала в список национальных бестселлеров.
Рассмотрев основные моменты биографии и ступени развития личности А. Розенбаум, можно понять ту среду, которая несла в себе условия возникновения философской концепции, в будущем американской писательницы Айн Рэнд.
На первый взгляд, ее философская доктрина является сложной и не совсем понятной. Но стоит познакомиться с содержанием основных произведений А. Рэнд, как многие идейные взгляды становятся ясными. Отсюда и популярность среди общества ее романов. Философия этой американской писательницы затрагивает различные стороны самосознания человека, его взаимотношений с обществом и властью, с Богом и Церковью, определяет цель человеческого бытия и высшие ценности земной жизни, к которым необходимо стримиться. Для человечества во все времена свойственно было искать высшее благо - счастье, видеть высокие цели своей земной жизни, стремиться к совершенству и свободе. От начала человеческого бытия и до настоящего времени возникали различные философские системы и религиозные учения, но ни одно из них не несет в себе такие высочайшие этические, культурные, моральные, духовные ценности как христианство. Господство христианства в мире, по мнению русского религиозного философа Льва Александровича Тихомирова, способствовало развитию величайшей в мире культуры, которая справедливо называется христианской, “так как все это утончение внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, …овладение силами природы и разностороннее украшение жизни – все это было выращено влиянием христианства” (РФОИ Л. Тихомиров). Интересно, что “рендовская” философская концепция вызвала чувства заинтересованности и понимания у миллионов людей.
Значит в ее философии есть то зерно, которое определяется обществом как благо. Таким образом, рассматривая данную доктрину нужно определить, что явилось близким и понятным для общества, и какие стороны философии оказались не состоятельными.
Философское учение, которое сформулировала
Айн Рэнд – это объективизм. Основой
объективизма является фундаментальный
монизм: единство мира и языка, бытия и
мышления, тождество бытия. Рэндовская
концепция выделяет три основные аксиомы:
1. Бытие существует. Кроме того, все, что существует,
есть бытие. Любое наша высказывание –
это высказывание о чем-то, любая наша
мысль – это мысль о чем-то. Потому любая
наша мысль подразумевает, что что-то существует,
следовательно, любая наша мысль опирается
на эту предпосылку. 2. Сознание существует. Любая
мысль подразумевает, что есть тот, кто
ее думает. Потому предпосылки о существовании
сознания избежать невозможно, что делает
ее аксиомой. Это заметил еще Декарт в
своем знаменитом «Мыслю, следовательно,
существую». Но между подходом Рэнд и Декарта
к этой аксиоме есть важное отличие. Декарт
считал, что если существование сознания
не подлежит сомнению, то вот уже в существовании
внешнего мира можно сомневаться и оно
уже требует доказательств. Рэнд же считала
сомнение в существовании внешнего мира
столь же абсурдным, сколь и сомнение в
существовании сознания. Сознание должно
сознавать нечто. Оно не может существовать
без бытия. Потому в философском смысле
бытие не только необходимо существует,
но и первично по отношению к сознанию.
Сознание – лишь способность воспринимать
бытие и не более того. 3. Бытие есть тождество.
Смысл данной аксиомы в том, что каждая
вещь тождественна самой себе. Любое описание
– это всегда описание вещи как отличной
от других вещей, а значит обладающей конечными
атрибутами.«Задача человеческого
сознания — воспринимать реальность,
а не создавать ее. Разум человека — его
единственное орудие познания. А всегда
А». http://offline.business-
В своей философской
системе Айн Рэнд восхваляет такие качества
в человеке, как разум, независимоть, и
чувство собственного достоинства. Принятие
любого учения на веру, без рационального
познания и осознания, она называет “вирусом
мозга”. http://lurkmore.to/Айн_Рэнд “Величайшее ощущение жизни: не верить,
а знать” – говориться в ее романе “Источник”. http://lookianov.livejournal.
Из всего выше сказанного,
можно обозначить шесть
2. Главная задача человека в
жизни — добиваться личного
счастья, не жертвуя собой
3. Капитализм — высшее
4. Единственная задача
5. Религия, Бог, альтруизм,
6. Главный двигатель прогресса — не писатели,
не художники, не философы, не поэты, а
бизнесмены. Они же величайшие страдальцы
современной эпохи. http://offline.business-
В чем же причина популярности данной
философской концепции среди
американского общества и не только
американского? Конечно, нужно
отметить, что изложение концепции объективизма
в трудах А. Рэнд является не сложным и
понятным для всех слоев населения. Она
смогла связать сложнейшие идеи с реальной жизнью.
В ее книгах доминирует романтизм, и поэтому она критически относится
как к реализму, так и к субъективизму.
“Реализм в литературе предполагает нагромождение
ненужных деталей и типичность в ущерб
оценочным суждениям и идеям. Субъективизм
– это нагромождение расплывчатых абстракций,
порой красивых, но лишенных ясного содержания”. http://vmireidei.wordpress.
Свобода, по своему существу – это духовная свобода, то есть свобода духа, а не тела. Тело человека не свободно. Оно находится в пространстве и во времени, средимножества других тел и вещей – огромных, как планеты и мельчайших, как пылинки и бактерии. Все это делает человека земного смертным и распадающимся до смерти, и всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы. Эти законы человек может комбинировать или себе на пользу, или себе во вред, но создавать и нарушать их он не может. Человек может не знать оних или забыть об их действии, но освободиться от них он не сможет никогда.
Но духу человека доступна свобода. “Дух есть сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар – вывести себя внутренно из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, оценить его, избрать его или отвергнуть, включить его в свою жизнь или извергнуть его из нее. Ему присуща способность внутренно освобождать себя, ему доступно самоусиление и самоопределение к благу. Освободить себя значит прежде всего обратить свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха.” (Ильин 1т. С95). Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что настоящая свобода получается при освобождении человека от владычества страстей. (Игнатий Брянчан. Т1 с 525).
Рассматривая философскую