Философия Айн Ренд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Развитие человеческой личности происходит под влиянием многих факторов. Такими факторами являются: семья, окружение, социальное положение, состояние общества и его идеологическая позиция, воспитание, учеба и многое другое. Зарождение философского направления мысли американской писательницы Айн Рэнд происходило как раз во время ее внутреннего личностного формирования.

Файлы: 1 файл

Философская концепция Айн Рэнд.docx

— 201.44 Кб (Скачать файл)

 

Развитие человеческой личности происходит под влиянием многих факторов. Такими факторами являются: семья, окружение, социальное положение, состояние общества и его идеологическая позиция, воспитание, учеба и многое другое. Зарождение философского направления мысли американской писательницы Айн Рэнд происходило как раз во время ее внутреннего личностного формирования.  Алиса Зиновьевна Розенбаум, так звали будущую американскую писательницу до присвоения творческого псевдонима, родилась в Санкт – Петербурге 2-го февраля 1905г., в семье фармацевта Залмана – Вольфа Розенбаума и его жены, зубного техника Ханны Берковны Каплан. Читать и писать Алиса начала в четыре года(http://ru.wikipedia.org/wiki/Айн_Рэнд), что свидетельствует о ее раннем начале творческого развития и стремлении к осознанному восприятию мира. Очень рано она начала создавать на бумаге свой собственный выдуманный мир, который интересовал ее больше, чем мир окружающий и действительный. Однажды прочитав творение французского прозаика Виктора Гюго Алиса полюбила его произведения. Как у Гюго, в последствии и у Айн Рэнд будет проглядывать тенденция к крайностям и контрасту. А. Розенбаум училась в женской гимназии М.Н. Стоюниной. В 1916 году наша героиня впервые и на всю жизнь увлеклась политикой, с радостью встретив февральскую революцию 1917 года и осознав себя свободным гражданином от царской «деспотии»( http://www.alpinabook.ru/books/authors/detail.php?AUTHOR=3864&phrase_id=6173/).

 Конечно, ее взгляды расходились  со взглядами вождей российского  пролитариата: Лениным, Троцким и Сталиным. Но сама система, в которой росла будущая американская писательница, оставила значительный отпечаток в ее мировоззрении. В 1918 году вся семья Розенбаум переехала в Крым, где Алиса закончила школу в Евпатории и 2 октября 1920 года она поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трёхлетний курс, объединяющий историю, филологию и право. В годы учебы познакомилась с философией Фридриха Ницше, оказавшей на нее большое влияние. В 1924 году девятнадцатилетняя Алиса Розенбаум закончила университет и некоторое время работала музейным экскурсоводом. В 1925 году она получила визу для поездки в США и поселилась в Чикаго у живших там кузенов своей матери. Её родители остались в Ленинграде и умерли во время блокады в годы Великой Отечественной войны. Рэнд приземлилась в Нью-Йорке, совершенно не говоря по-английски, вооруженная лишь печатной машинкой и немногими личными вещами, которые ее мать купила, продав фамильные драгоценности. Самая изобретательная русская иммигрантка выбрала себе имя Айн и проявила свои творческие способности, приняв в качестве фамилии название марки своей печатной машинки "Ремингтон Рэнд". После нескольких месяцев, проведенных в Чикаго, Рэнд отправилась в Голливуд с мыслью о карьере актрисы или сценариста для кинематографа. Она встретила великолепного молодого актера Фрэнка 0'Коннора, за которого вышла замуж в 1929 году.

Рэнд начала писать и закончила  свою первую пьесу, "Чердачные легенды", в 1933 году.

Первым фундаментальным ее трудом стал роман “Мы живые”. Далее последовали роман “Источник” – 1943г., где Говард Рорк, главный герой , стал средством для выражения философской доктрины Рэнд, и “Атлант расправил плечи” – 1957г. После этого Рэнд начала писать философские книги: «Капитализм: неизвестный идеал» (1966), «Для нового интеллектуала» (1961), «Введение в философию познания объективизма» (1979), «Новые левые: антииндустриальная революция» (1971), «Философия: кому она необходима» (1982), «Добродетель эгоизма» (1964) и многие другие, а также читать лекции в американских университетах. В обзоре книг за май 1943 года "New-York Times" назвала ее писателем огромной мощи с тонким простым умом и способностью писать блестяще, великолепно и резко. В течение 1945 года “Источник” двадцать шесть раз попадала в список национальных бестселлеров.

     Рассмотрев основные моменты биографии и ступени развития личности  А. Розенбаум, можно понять ту среду, которая несла в себе условия возникновения философской концепции, в будущем американской писательницы Айн Рэнд. 

 На первый взгляд, ее философская доктрина является сложной и не совсем понятной. Но стоит познакомиться с содержанием основных произведений А. Рэнд, как многие идейные взгляды становятся ясными.   Отсюда и популярность среди общества ее романов. Философия этой американской писательницы затрагивает различные стороны самосознания человека, его взаимотношений с обществом и властью, с Богом и Церковью, определяет цель человеческого бытия и высшие ценности земной жизни, к которым необходимо стримиться. Для человечества во все времена свойственно было искать высшее благо - счастье, видеть высокие цели своей земной жизни, стремиться к совершенству и свободе. От начала человеческого бытия и до настоящего времени возникали различные философские системы и религиозные учения, но ни одно из них не несет в себе такие высочайшие этические, культурные, моральные, духовные ценности как христианство. Господство христианства в мире, по мнению русского религиозного философа Льва Александровича Тихомирова, способствовало развитию величайшей в мире культуры, которая справедливо называется христианской, “так как все это утончение внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, …овладение силами природы и разностороннее украшение жизни – все это было выращено влиянием христианства” (РФОИ Л. Тихомиров). Интересно, что “рендовская” философская концепция вызвала чувства заинтересованности и понимания у миллионов людей.

Значит в ее философии есть то зерно, которое определяется обществом как благо. Таким образом, рассматривая данную доктрину нужно определить, что явилось близким и понятным для общества, и какие стороны философии оказались не состоятельными.

 

          

   

 

Философское учение, которое сформулировала Айн Рэнд – это объективизм. Основой объективизма является фундаментальный монизм: единство мира и языка, бытия и мышления, тождество бытия. Рэндовская концепция выделяет три основные аксиомы: 1. Бытие существует. Кроме того, все, что существует, есть бытие. Любое наша высказывание – это высказывание о чем-то, любая наша мысль – это мысль о чем-то. Потому любая наша мысль подразумевает, что что-то существует, следовательно, любая наша мысль опирается на эту предпосылку. 2. Сознание существует. Любая мысль подразумевает, что есть тот, кто ее думает. Потому предпосылки о существовании сознания избежать невозможно, что делает ее аксиомой. Это заметил еще Декарт в своем знаменитом «Мыслю, следовательно, существую». Но между подходом Рэнд и Декарта к этой аксиоме есть важное отличие. Декарт считал, что если существование сознания не подлежит сомнению, то вот уже в существовании внешнего мира можно сомневаться и оно уже требует доказательств. Рэнд же считала сомнение в существовании внешнего мира столь же абсурдным, сколь и сомнение в существовании сознания. Сознание должно сознавать нечто. Оно не может существовать без бытия. Потому в философском смысле бытие не только необходимо существует, но и первично по отношению к сознанию. Сознание – лишь способность воспринимать бытие и не более того. 3. Бытие есть тождество. Смысл данной аксиомы в том, что каждая вещь тождественна самой себе. Любое описание – это всегда описание вещи как отличной от других вещей, а значит обладающей конечными атрибутами.«Задача человеческого сознания — воспринимать реальность, а не создавать ее. Разум человека — его единственное орудие познания. А всегда А».  http://offline.business-magazine.ru/2004/52/111381/page/all/. Монизм предполагает существование только одной объективной реальности, а не двух. Человеческие знания и ценности объективны: они не зозданы чьими-то мыслями, а определены природой вещей, чтобы быть обнаруженными человеческим сознанием. Надлежащая моральная цель – это стремление к собственному счастью или “рациональный эгоизм”, который принимает только единственную социальную систему – полное уважение индивидуальных прав человека через призму капитализма. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%FA%E5%EA%F2%E8%E2%E8%E7%EC_(%C0%E9%ED_%D0%FD%ED%E4

       В своей философской системе Айн Рэнд восхваляет такие качества в человеке, как разум, независимоть, и чувство собственного достоинства. Принятие любого учения на веру, без рационального познания и осознания, она называет “вирусом мозга”. http://lurkmore.to/Айн_Рэнд “Величайшее ощущение жизни: не верить, а знать” – говориться в ее романе “Источник”.  http://lookianov.livejournal.com/103220.html Главными врагами осуществления философской идеи А. Рэнд явились: альтруизм, коллективизм, мистицизм. http://geopolitica.ru/articles/645 Символом ее жизни всегда оставался знак доллара. “Крест — это символ пытки. Я предпочитаю знак доллара — символ свободной торговли и свободного разума.” http://offline.business-magazine.ru/2004/52/111381/

    Из всего выше сказанного, можно обозначить шесть основных  положений объективизма Айн Рэнд: 1. Разум — единственное орудие познания и единственное руководство к действию.

2. Главная задача человека в  жизни — добиваться личного  счастья, не жертвуя собой ради  других и не требуя жертв  от окружающих.

3. Капитализм — высшее достижение  человечества, а свободное предпринимательство  — основа всеобщего счастья  и процветания.

4. Единственная задача государства  — обеспечение неприкосновенности  частной собственности и прав  индивида. Все остальное — узурпация власти.

5. Религия, Бог, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, беззаветное  служение, мистицизм и интуиция  — злейшие враги свободного  человека, безнравственные препятствия  на пути к светлому будущему  и прогрессу.

6. Главный двигатель прогресса — не писатели, не художники, не философы, не поэты, а бизнесмены. Они же величайшие страдальцы современной эпохи. http://offline.business-magazine.ru/2004/52/111381/ Таковы основные принципы философской концепции Айн Рэнд, ее взгляд на человеческое общество и на развитие личности индивидуума.

 

В чем же причина популярности данной философской концепции среди  американского общества и не только американского? Конечно, нужно отметить, что изложение концепции объективизма в трудах А. Рэнд является не сложным и понятным для всех слоев населения. Она смогла связать сложнейшие идеи с реальной жизнью. В ее книгах доминирует романтизм, и поэтому она критически относится как к реализму, так и к субъективизму. “Реализм в литературе предполагает нагромождение ненужных деталей и типичность в ущерб оценочным суждениям и идеям. Субъективизм – это нагромождение расплывчатых абстракций, порой красивых, но лишенных ясного содержания”. http://vmireidei.wordpress.com/tag/айн-рэнд/ Рэнд на конкретных жизненных примерах показывает, как ее персонажи индивидуально подходят к описанию природы, личности, отношений мужчины и жнщины, свободы, счастья и так далее. Свобода и счастье – это как раз основные ценности человечества, которые ищут все люди. Естественно каждый хочет быть свободным и счастливым. За это люди жертвуют многим, порой даже всем. Но понятие о счастье и свободе, о путях их достижения бывают совершенно разные.  Какое видение счастья и свободы у Айн Рэнд? “Счастье — есть то состояние сознания, какое проистекает от достижения собственных ценностей человека”. (Атлант). Свобода отождествляется с эгоизмом личности. Человек существует не для других. Основной принцип жизни – это стремление, прежде всего к своему личному счастью, в цетре всего “Я”.  “Первейшее на земле право — это право Я. Первейший долг человека — долг перед собой. Его нравственный долг — никогда не отождествлять свои цели с другой личностью; нравственный закон — делать то, что он хочет, при условии, что его желания в основе своей не зависят от других людей”- говрил Говард Рорк, герой романа “Источник”. Такое понимание сободы и счастья симпатизирует многим людям, чтобы оправдать свою черствость, эгоистичность, нечестность и не способность делать добро. Все дело в испорченности человеческой природы грехом. Человек, как ему кажется стремится к благим целям, но греховная испорченность его естества не дает осознать и увидеть истинности и чистоты стремлений. С христианской точки зрения данное отношение к основным ценностям свидетельствует о низком духовном уровне личности. Быть игоистом жить только для себя всегда проще. Конечно проще пройти мимо нищего, чем остановиться и оказать милость. Проще не платить алименты на ребенка женщине, которую ты разлюбил. Она же тебе уже никто, не дорога. Очень тяжело бывает выдавить из себя бескорыстное добро, изменить греховным принципам, вылезти из того греховного болота, в котором ты привык жить. “Эгоизм и самолюбие надо распять в себе, не жалеть себя и своей собственности для других, полагать душу свою за други своя…” – учит сваятой праведный Иоанн Кронштадский.

Свобода, по своему существу – это  духовная свобода, то есть свобода духа, а не тела. Тело человека не свободно. Оно находится в пространстве и во времени, средимножества других тел и вещей – огромных, как планеты и мельчайших, как пылинки и бактерии. Все это делает человека земного смертным и распадающимся до смерти, и всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы. Эти законы человек может комбинировать или себе на пользу, или себе во вред, но создавать и нарушать их он не может. Человек может не знать оних или забыть об их действии, но освободиться от них он не сможет никогда. 

Но духу человека доступна свобода. “Дух есть сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар – вывести себя внутренно из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, оценить его, избрать его или отвергнуть, включить его в свою жизнь или извергнуть его из нее. Ему присуща способность внутренно освобождать себя, ему доступно самоусиление и самоопределение к благу. Освободить себя значит прежде всего обратить свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха.” (Ильин 1т. С95). Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что настоящая свобода получается при освобождении человека от владычества страстей. (Игнатий Брянчан. Т1 с 525).

Рассматривая философскую канцепцию  Айн Рэнд, можно сделать вывод, что счастье – это удовлетворение человеком своих земных желаний, не всегда положительных, и стремление к поставленным целям, не всегда правильным. При этом путь к достижению целей в основном эгоистичный. Счастье понимается как земное благоденствие, к которому относится наличие земных благ, добрые человеческие отношения, семья, здоровье, получение различных удовольствий (телесных и душевных) и земное преуспевание, т.е. все, что приносит человеку чувство довольства и удовлетворенность этой жизнью. Такое счастье можно обозначить, как счастье плотское и мирское. «Степени счастья у нас определяются словами: богат и знатен, доволен, беден, нищ» - говорит святитель феофан Затворник о приземленном понимани счастья. (Начертание христианского нравоучения, ч.2, Б,3) Не важно кому я причиню боль и страдания на этом пути, важно, что я достигну желаемого. Но вот что интересно. Наш мир полон здоровыми, богатыми, могущественными людьми, которые в отчаянии ищут счастья. “Счастье – не вечная гонка, не охота за абсолютной невозможностью. Если хочешь счастья, нучись искусству лишений. И больной требует отнюдь не “всего,” а лишь “здоровья”; и если он не соблюдает меру в “здоровом”, то скатывается в болезнь, чтобы вынести из болезни для себя немного мудрости, без которой счастье невозможно”. (Ильин т3 с195). Получается, что счастье не в “разумном эгоизме”. “Счастье есть идеал не разума, а воображения.”(Имануил Кант http://www.mircitaty.com/kant.html)

Информация о работе Философия Айн Ренд