Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:11, реферат
Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи - с конца 7 века до н.э. вплоть до 6 века н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и нечто поучительное. Она развивалась, не изолировано - она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развились собственно философские воззрения.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1: Античная философия: ее основные черты, направления и представители........................................................................................................4
Глава 2. Классический век древнегреческой философии.........................12
Заключение...................................................................................................25
Список использованной литературы.............................................................26
Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделял три вида души. Первая из них -- растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.
Вторая -- чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений.
И, наконец, третья разновидность души -- разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что ты познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание, общего. Отсюда опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее.
Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Знание же законов мышления (логики) Аристотель сопоставлял с мудростью. Он по праву считается основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысячелетий.
Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия, с которым сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой, по Аристотелю. Поэтому на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика есть низший уровень логики и связана она с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).
Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью.
Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Счастье Аристотель отождествлял с «хорошей жизнью». «Счастлив тот, кто доволен», -- говорил он. Государство есть естественный способ бытия людей, «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования».
Здесь философ ведет речь только о свободных гражданах. Рабы же «по природе» предназначены повиноваться, считал он, полагая, что система рабовладения справедлива.
Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три -- неправильными: тиранию, олигархию и демократию
Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной.
При этом, если Сократ основной принцип нравственности
искал в «душе» человека, Платон -- в мире
божественных идей, то Аристотель выстраивал
уже социальную систему моральных отношений
и вобщественных же отношениях ис
Добродетельное
поведение отличает его сознательный
характер, доброе намерение и
Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетие.
Философия эллинистической эпохи
Своеобразие философии
эллинизма определяют те философские
школы, которые сделали второстепенным
Эпикуреизм. Основал эту философскую школу Эпикур (342--271 до н. э.). Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий:
Одна из самых существенных задач философии -- практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью.
Цель Эпикура -- помочь разобраться человеку в том, как следует жить. Он задумывается над вопросом о счастье человека и находит его в наслаждении. Последователи Эпикура извратили его мысли о наслаждении как цели жизни. Сам же Эпикур подчеркивал, что «когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения чувственности или распутства, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наши учения, -- нет, мы разумеем свободу от страданий тела и смятений души».
Цель счастливой жизни -- в душевном спокойствии, в «безмятежности души (атараксии). Эпикур имеет в виду такое душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей -- и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.
Основным принципом индивидуалистической этики Эпикура являлся принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности.
Скептицизм (от.греч. исследующий) основан Пирроном (IV в. до н.э.). Скептицизм просуществовал вплоть до III века н. э. Скептики одно время стояли во главе платоновской Академии. Видный представитель позднего скептицизма -- Секст Эмпирик. Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых-- смерть (абсолютный покой), также являются идеалом для скептиков. Главный противник человека, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание -- разрушительная сила. Всякие утверждения и отрицания вредны. Тот, кто хочет достигнуть счастья, стремится ответить на следующие вопросы: из чего состоят вещи, как к ним относиться, какую выгоду мы получим от этого. На первый вопрос ответ невозможен. Ответом на второй вопрос будет воздержание от всяких суждений о вещах. В результате мы достигнем основной «выгоды» -- покоя, таков ответ на третий вопрос. Надо просто отдаться жизни, «следовать жизни без мнения», надо отказаться от философии. Образ такого безмятежного, не мыслящего человека плывущего по течению, только отдаление напоминает человека. Однако скептики сами внесли определенный вклад в изучение познавательной деятельности. В русле скептицизма разрабатывались идеи вероятностного характера наших званий, анализировался ряд логических процедур.
Стоицизм (название связано с афинским портиком) возник в конце IV века до н. э. и просуществовал до III века н. э.
Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе -- отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца-- апатия(от греч. -- отсутствие страданий, бесстрастие). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму. Он не должен радоваться тому, чему радуются все, и не должен печалиться по поводу утраты имущества, болезни, даже собственной смерти. Идеал мудреца для стоиков -- Сократ, спокойно принявший собственную смерть. Если мудрец не может упорядочить жизненный хаос, он должен добровольно уйти из жизни. Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие не должно нарушать стоическую апатию. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободного принятия решения. Не во власти человека отменить смертный приговор, но он может выслушать его достойно. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель, в этом он становится подобным Богу - логосу.
Завершает античную философию неоплатонизм (III--V вв. н. э.), наиболее видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние на раннюю христианскую философию.
Заключение
Если рассматривать философию древнего мира в целом, следует оценит огромное значение античной философии. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поиском истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказало огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие философской цивилизации.
Античная философия, в которой содержались зачатки основного вида философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века,- это не "музей древности", а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры, и каждое новое поколение, получающее высшее образование, призвано окунутся в этот свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнует философские вопросы. Многие проблемы над которыми размышляли античные философы, не утратили и своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышления выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.
Список использованных источников
1. Гуревич П.С. Философия человека. - М: ПРИОР, 2000
2. Исаев А.А.
Философия. Учебное пособие
3. Смиpнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М.: ПРИОР, 1996
4. Сольников
В.П. Философия: Учебное
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: «Гардарика», 1998
6. Толпыкин В.Е.
Основы философии: Учебное
7. Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 1996
8. Фролов И.Т. Введение
в философию. Учебник для