Философия эпохи Античности. Характеристика и основные этапы развития. Космоцентризм. Поиск первоосновы мира в античной философии. Диалект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленность своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………3
1. Философия эпохи Античности………………………………4
1. Характеристика и основные этапы развития………….…….4
2. Философия Платона и Аристотеля…………………………..5
3. Диалектика в философии Гераклита……………………...…7
4. Атомистический материализм Демокрита………………...10
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 47.47 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

Кафедра Философии

 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Философия

                                Тема: Философия эпохи Античности. Характеристика и основные этапы развития. Космоцентризм. Поиск первоосновы мира в античной философии. Диалектика Гераклита. Атомистическое учение Демокрита.

                         Проверил: ПросековаМ.Н.

                                                       Группа :      НТХдозс-10

                                            Выполнил: Флейшман И.А.

                                                                                      Вариант.5

            

          

2010 г.

                                                 

     План

     Введение………………………………………………………….…………3

  1. Философия эпохи Античности………………………………4
    1. Характеристика и основные этапы развития………….…….4
    2. Философия Платона и Аристотеля…………………………..5
    3. Диалектика в философии Гераклита……………………...…7
    4. Атомистический материализм Демокрита………………...10

     Заключение………………………………………………………………..17

     Список  литературы……………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Античная  философия (сначала греческая а  затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования  с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленность своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных  способов философствования, так и  от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно  связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась  рассматривать вопрос о соотношении  чувственных образов мира и его  самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы  сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.

     Перед взором древних греков, живших в  период детства цивилизации, мир  представал как огромное скопление  различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире ? Кто управляет в нём? Как согласовать  собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого  влияния космоса? Бытие ассоциировалось  со множеством стихий, которые находятся  в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном  постоянном виде. Поиск устойчивого  первоначала в изменчивом круговороте  явлений необъятного космоса  был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает  по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Философия эпохи Античности.
 

     1.1.Характеристика  и основные этапы развития. 

     В развитии античной философии можно  с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

     Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и  Демокрит).

     Второй  этап охватывает период примерно с  половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью  выдающихся греческих философов  Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская  философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской  философии можно выделить три  направления: стоицызм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

     Третий  этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие  от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд  философских школ: перипатетики, академическая  философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными  философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход  от комментаторства учения Платона  и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в  эпоху заката и упадка эллинской  культуры.

     Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда  решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия  формируется под влиянием греческой  философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской  философии можно выделить три  направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

     Этот  период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.

     В 3-4 века. н. э. в римской философии  возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был  Платон. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.

     Перед взором древних греков, живших в  период детства цивилизации, мир  представал как огромное скопление  различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире ? Кто управляет в нём? Как согласовать  собственные возможности с верховными силами?  

    1. Философия Платона и Аристотеля
 

     Платон (427-347 гг. До н.Э.) Является первым греческим  философом, создавшим целостную  концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что  мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению  к миру вещей. Философские произведения Платона написаны в основном в  форме диалога: «Апология Сократа», «Федон», «Кратил», «Софист», «Пир», «Протагор», «Государство», «Тимей», «Законы» и  др.

     Философия Платона явилась синтезом всего  предыдущего знания, изложенного  на общепонятном языке. Для него подлинное  бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир же чувственных вещей представляет собой только тусклый блик, собственного рода тень мира идей. Мир идей вечен  и неизменен.

     В философской системе Платона  можно выделить четыре составные  части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию  и этику.

     Бытие у Платона множественно, оно состоит  из идей. Условием существования бытия, то есть идеей является единое, которое  отождествляется с благом. С учением  о бытии тесновато связано  учение о космосе, космология. Платон развивает учение о творении божеством  Космоса из первобытного Хаоса, где  творцом является Демиург. Признав, что неразумное творение не будет  замечательно, он вселил разум в  душу Космоса, а душу в тело. Космос представлялся ему в виде шара, в центре которого размещается наша планета, а вокруг нее вращаются  остальные планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Конкретно  душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать  окружающий мир.

     Теория  познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает  для себя мир. До этого чем познать  вещь во всех проявлениях, по его мнению, следует знать смысл вещи, то есть необходимо разумом увидеть идеи.

     Учение  Платона о душе тесновато связано  с учением о путях познания вечного мира идей. Душа состоит  из трех частей: разумной, волевой и  чувственной. Теория познания состоит  из трех частей. Первая - это учение об Эросе, то есть о состоянии мистического интереса, провождающего и обусловливающего познание. Потом это теория воспоминания. Третья часть теории познания посвящена определению роли теоретического мышления. Эта часть называется диалектикой и является разумным постижением истинно сущих родов бытия либо идей.

     Отрицательный тип страны выступает в четырех  формах: тимократия (власть честолюбцев), олигархия (господство немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

     Модель  идеального страны Платон основывает на собственном учении о структуре  души. Подобно тому как в душе три части (разумная, волевая и  чувственная), так и в государстве  обязаны быть три группы сословия. Разумной части души, добродетель  которой состоит в мудрости, обязано  соответствовать сословие правителей-философов; волевой части, добродетель которой  в мужестве - сословие воинов (стражей); вожделеющей части души - сословие земледельцев, ремесленников и торговцев. Конкретно такое правительство, по Платону, является добродетельным. Правда, Платон ничего не может сказать  о путях построения идеального страны и уповает на вариант, который  может привести к его возникновению  в будущем.

     Формы идеального страны, по Платону, могут  быть различными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того, чтоб власти выражали не личный, а народный энтузиазм, требуется  верная организация воспитания людей. И тут принципиальная роль принадлежит  отношению людей к принадлежности. Конкретно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность  и единство страны, восстанавливает  людей друг против друга. В связи  с этим охраны и выходящие из их рядов философы не имеют никакой  частной принадлежности. Ради блага  целого, то есть страны, упраздняется им также семья.

     Критически  оценивая предшествующие философские  взоры, он определяет свое представление  о бытии, под которым соображает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью чувств. Материя есть всеобщая причина, так  как без нее нет бытия. Но она  пассивна и бесформенна и является только материалом для того, чтоб вылиться в какую-или форму. Под материей вообще понимается возможность бытия, «бытие как потенция». Человек постоянно  имеет дело с конкретным проявлением  материи, то есть с вещью. Благодаря  форме реализуется материя и  появляется конкретный предмет. Философ  считал, что существует «форма вообще», что является ничем другим как  «формой форм» либо Богом.

     Аристотель  выделяет четыре вида обстоятельств: материальные, формальные, действующие и целевые. Он связывал движение с соответствующей  энергией, без которой не может  произойти перевоплощение потенциального в актуальное. Указав, что движение вечно, Аристотель предположил, что  обязано существовать нечто, что  приводит тела в движение. Это и  есть перводвигатель, который для  собственной деятельности не нуждается в существовании остальных тел, он сам есть энергия, незапятнанная деятельность.

     Душа  является формой по отношению к материи, но она присуща только живому существу. Душа - это проявление активности живительной  силы и ею владеют лишь растения, животные и человек. Душа человека, как его сущность либо форма тела, дает смысл и направленность жизни. Аристотель выделяет три вида души: растительная, чувственная и разумная.

     Под диалектикой Аристотель соображал  средство разрешения противоречия, с  которым сталкивается знание на уровне единичного. Поскольку сущность не может быть противоречивой, то на этом уровне диалектика исчезает. Диалектика связана с движением от знания единичного к знанию общему, но на уровне сущности действует уже логика (аналитика). Аристотель не признает противоречий в реальности и отрицает объективную  диалектику.

Информация о работе Философия эпохи Античности. Характеристика и основные этапы развития. Космоцентризм. Поиск первоосновы мира в античной философии. Диалект