Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:22, контрольная работа
Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером», причем для изучения жизненного функционирования мышления в эпоху античной культуры необходимо отдавать себе отчет в том, что такое общинно- родовая формация и что такое формация рабовладельческая.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы……………....4
2. Философия Сократа ………………………………………………………... 11
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля ………………………..17
Заключение ……………………………………………………………………...30
Список литературы ……………………………………………………..............31
Содержание:
Введение ………………………………………………………
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы……………....4
2. Философия Сократа ………………………………………………………... 11
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля ………………………..17
Заключение ……………………………………………………………………...
Список литературы
……………………………………………………..........
Введение
Античная философия, то есть
философия древних греков и древних
римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции
и просуществовала до VI в. н. э.
(когда император Юстиниан закрыл в 529
г. последнюю греческую философскую школу,
Платоновскую Академию). Таким образом,
античная философия просуществовала около
1200 лет. Однако её невозможно определять
только с помощью территориальных и хронологических
определений. Самый важный вопрос – это
вопрос о сущности античной философии.
Согласно учению о том,
что процесс исторического
Античная философия в VI в. до н. э. как раз
и зарождается вместе с рабовладельческой
формацией, но общинно–родовая формация
целиком никогда не исчезала в античное
время, а в последнее столетие своего существования
оказалась даже прямой реставрацией именно
общинно–родового мировоззрения. Живучесть
общинно–родовых элементов в течении
всего тысячелетнего античного рабовладения
производит прямо разительное впечатление.
Поэтому дофилософская основа античной
философии, проявлявшая себя как общинно
– родовая и рабовладельческая формация,
должна быть учтена в первую очередь.
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы.
Традиция приписывает введение термина "философия" Пифагору. Структурно феномен философии представляет единство содержания, метода, цели.
Содержание философии стремится объяснить тотальность реальности.
Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей?
Предмет философии - бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.
Метод философии стремится к рациональному объяснению, полагая при этом все общее за предмет. В философии значим разум, логика, логос. Философия должна идти дальше фактов и опыта, опираясь на разум. Рациональность на уровне логоса - отличие философии от таких мировоззренческих форм как религия и искусство.
Цель философии чистое созерцание истины. При этом созерцание истины как таковой не выходит из пределов логоса, не обращается к помощи мифопоэтических образов. Аристотель, утверждая приоритет философии в деле познания истины, говорил: все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной.
Таким образом, рациональность есть принципиальное отличие (греческой) философии от других форм познания. Всеобщее как предмет философии и рациональность как принцип философского познания определили развитие и западной культуры в целом.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также её первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально – психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально – этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Её основная периодизация связана в первую очередь с общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе её содержательного анализа, выделяются следующие взаимопрони кающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов:
1) космологический, с его онтологией и вытекающей из него гносеологией и этикой, называемой порою десократическим или натурфилософским (VI – V вв. до н.э.);
2) антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2 – я пол. V – IV вв. до н.э.);
3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V – IV вв. до н.э.);
4) эллинистический,
связанный с возникновением и
распространением эпикуреизма,
5) римский, представленный философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. – VI в. н.э.).
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно – денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной рилигии и её идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
В античной Греции
философия формируется в тот
период, когда смысл человеческой
жизни, её привычный строй и порядок
оказываются под угрозой, когда
прежние традиционно –
Неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъём в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.
Социально – экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай всё на веру – думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.
К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII – VI вв. до н.э. (от «гнома» - изречение, греческое – стихотворный афоризм), создавших стихотворные афоризмы.
Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей её полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей её полноте, но в форме рациональных понятий.
К социокультурным предпосылкам античной философии мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определённой части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философия как образа жизни (way of life)».
Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии – персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия натуралистична. Свой характер она передаёт и философии. Ссылка на природу есть константа греческой мысли.
Возникнув в конце VII - начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресёкшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах – государствах на рубеже VII – VI вв. до н.э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н.э.). Испытав период блестящего расцвета в VI – V вв. до н.э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IVв. до н.э.) и при его приёмниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения её – в Восточной империи – вплоть до начала VI в.н.э.
Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно – политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Основоположником
древнегреческой философии
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний - математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые задачи, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.
Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II – I вв. до н.э.) и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени её падения (конец V – начало VI в. н.э.).