Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:22, контрольная работа
Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером», причем для изучения жизненного функционирования мышления в эпоху античной культуры необходимо отдавать себе отчет в том, что такое общинно- родовая формация и что такое формация рабовладельческая.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы……………....4
2. Философия Сократа ………………………………………………………... 11
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля ………………………..17
Заключение ……………………………………………………………………...30
Список литературы ……………………………………………………..............31
Нельзя не отметить вклад Аристотеля в классификацию наук. До Аристотеля хотя уже и существовали различные науки, но они были разрозненные отдаленны друг от' друга, не определена была их направленность. Естественно, это создавало определенные трудности и в их изучении, и в определении их предмета, и в области применения. Аристотель был первым, кто провел как бы инвентаризацию имеющихся наук и определил их направленность. Существовавшие науки он разделил на три группы: теоретические, куда вошли физика, математика и философия; практические или нормативные, в рамках которых политика является одной из главнейших; поэтические науки, которые регулируют производство различных предметов.
В области социальной философии Аристотель выдвинул также глубокие идеи, что дает основание рассматривать его как мыслителя, стоявшего у истоков наших современных представлений об обществе, государстве, семьи, человеке, праве, равенстве.
Происхождение общественной
жизни, формирование государства Аристотель
объясняет не божественными, а земными причинами.
Согласно Аристотелю, государство возникает
Форму государственного правления Аристотеля характеризует как политическую систему, олицетворяемую верховной властью в государстве. В зависимости от числа властвующих (один, немногие, большинство) определяется форма государства. При этом существуют как правильные, так и неправильные формы правления. Критерием правильных форм правления является их служение общим государственным интересам, неправильных — стремление к личному благу, выгоде. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и политика (полития — это правление большинства, объединяющее в себя лучшие стороны аристократии и демократии). Ошибочными, неправильными являются тирания, олигархия, демократия. В свою очередь, каждая форма имеет несколько разновидностей.
Основную причину возмущения людей, приводящих порой к смене форм правления, в том числе, в результате государственных переворотов, Аристотель видит в отсутствии в государстве равенства. Именно ради достижения равенства осуществляются перевороты и восстания.
В вопросе
о земле Аристотель считает,
что должны существовать две
формы собственности на землю:
одна предполагает общее
Законодательство
в государстве – это
Основные работы Платона
Мы являемся обладателями 23 подлинных диалогов Платона, одной речи под названием «Апология Сократа», 22 приписываемых Платону диалогов, 13 писем, многие из которых считаются подлинными. К раннему периоду, начиная со смерти Сократа и заканчивая первой поездкой Платона в Сицилию, то есть с 399 года до 389-387 годов до н.э., относят: защитительную речь Сократа на суде, так называемую «Апологию Сократа», «Критона», «Протагора», 1-ю книгу «Государства», «Лахета», «Лисия», «Парменида». К переходному периоду относят написанные в 80-е годы диалоги: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен». К зрелому периоду творчества, то есть к 70-60 годам IV века до н.э., диалоги: «Федон», «Пир», «Федр», «Теэтет», «Тимей», «Критий», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Государство» (2-10 книги). Наконец, к 50-м годам относятся написанные только в черновом виде и переписанные набело одним из ближайших учеников Платона – Филиппом Опунтским – «Законы».
Основные работы Аристотеля
1. Учение о бытии: «Метафизика» (О «первой философии»), «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»;
2. Логика: «Категории», «Об истолковании»
3. Психология: «О душе»;
4. Этика: «Этика Никомахова», «
5. Учение об искусстве: «Поэтика»
6. Политические учения: «Политика»;
7. История: «Афинская полития»;
8.Естественнонаучные труды: «
Заключение
Античная философия
Основная характерная
черта античной философии – четкое
размежевание основных философских
направлений, - материализма и идеализма,
теоретическая борьба между которыми
проходит через всю историю
Если рассматривать философию древнего мира в целом, следует оценить огромное значение античной философии. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
Мы кратко рассмотрели
историю античной философии. В заключении
следует сказать, что античная философия,
в которой содержались зачатки
основных видов философского мировоззрения,
разрабатывавшиеся во все последующие
века, - это не «музей древностей», а
живая картина становления
Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества.
Список используемой литературы
2. Адибекян О. А. Философия – Учебный курс. Пят., Автиздат, 2010г.
3. Алексеев П.В., Панин Ф.В. Философия. Учебник. Москва, 2000. Раздел І.
4. Асмус В.Ф. «Античная философия», М. 2010г.
5. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики — М., 2010г.
6. Богомолов А.С. Античная философия. СПб, 2009г.
7. Кессиди К.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
8. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика — М., 2010г.
9. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. - М.. 2009г.
10. В.С. Нерсесянц «Сократ». 2010г. М. : «Наука».
11. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. - М., 1993.
12. А.А.Радугин «Философия», Москва 2010г. Издательство «Центр»;
13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков и до наших дней. – М., 1994.
14. Серия «Научные биографии». В.С. Нерсесянц «Сократ». Издательство «Наука», Москва 2009г;
15. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М.,2010г.
16. Филосовский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. Издание 3-е, М. Политиздат 2010 г.
17. Философия. Учебникпод ред. В. П. Кохановского. Р/Д, Феникс, 2008г.
18. Философия. Учебник под ред. В. Н. Лазаренко, М. 2009г.
19. И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, Издательство политической литературы, 1989г.
20. А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, Москва, 1981г.