Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 12:14, реферат
В отличие от конкретных наук, истины которых все равно были бы открыты не тем, так другим ученым, в философских рассуждениях огромное значение имеют личность философа, его характер и мироощущение.
Цель данной работы: Сократ, Платон и Аристотель - вершина греческой философии.
Введение
1. Философский смысл учений Сократа
2. Учение Платона
3. Аристотель
Заключение
Список используемой литературы
В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно: разумному, яростному и вожделеющему в государстве соответствуют три аналогичных начала - совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия - философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев).
Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.
Платон является примером теоретика-мечтателя, который хотел практически применить свои концепции в масштабе небольшого государства. С этой целью он трижды отправлялся в Сицилию к тиранам Дионисию Старшему и Дионисию Младшему, чтобы устроить в их стране идеальное общество. Платон понял после казни Сократа, что и демократическая власть, убившая его учителя, не идеальна, и создал первую в истории социальную утопию. Ему, однако, не удалось добиться ее реализации.
Интерес к философии природы у Платона имел совсем не эмпирический и не материалистический характер. Платон, увлекаясь натурфилософией, вовсе не стремился объективно исследовать окружающий человека мир. Платон воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д.
От Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai -- беседую), а также главное философское направление -- идеализм. По Диогену Лаэртскому, Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий -- диалектический и тем завершил становление философии. Правда, диалектика скорее относится к методу, а этика и физика -- к содержанию рассуждений.
В одном из диалогов Платона диалектиком называют того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».
Главным достижением Платона все же является, однако, то, что он разработал концепцию, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п., существует еще мир сверхчувственный -- мир идей. Понятия, которыми пользуются, когда говорят: дерево, дом, человек и т.д., -- есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. То есть существуют не только отдельные дома, но и дом как таковой, «идея дома».
Платон в своём учение противопоставлял мир «идей» и материальный мир. Он утверждал, что определённые вещи существуют независимо от нашего ума, представлений и идей. Таким образом, Платон метафизически отождествлял объективность с миром форм (идей).
Термин «объективность» в данном случае относится ко взгляду, согласно которому правда о предмете независима от наблюдающего субъекта. Платон утверждал, что всё существующее в нашем мире существует лишь потому, что является копией универсальной, неизменной формы (идеи) и что существует иерархия идей. Утверждая этот постулат своего учения, Платон оказал значительное влияние на европейскую эстетику.
Мир идей нужен был Платону для обоснования возможности познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется» (Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку). Платон соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита. Выделив чувственный и умопостигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму -- подлинного существования.
Синтез Платона показал, что предшествующие философы не только спорили, но вносили свой вклад в создание в дальнейшем некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах рождается истина. Не во всех, конечно, спорах, а в тех, которые вдохновлены именно поисками истины как высшего блага, а не стремлением одержать победу над противником и прославиться. Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям -- ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и содержатся в одном месте, откуда люди и получают их.
Наконец, есть еще одна причина, вызывающая необходимость мира идей. Платоновское учение характеризует страстное влечение к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь») и стремление сделать действительность насколько возможно полным отражением идеала.
3. Аристотель
Наше представление о древнегреческой философии будет неполным без анализа философского наследия Аристотеля (384-322 до н.э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.
Аристотель был непосредственным учеником Платона. В отличие от Платона, который был коренным афинянином, Аристотель пришел в Афины с севера. Он родился в городе Стагире -- во Фракии, неподалеку от Македонии, в частности от македонской столицы Пеллы. Как чужеземец, он никогда не был гражданином Афин, а всего лишь «метэком». Отец Аристотеля Никомах был по профессии врач и, наверное, видный, так как он числился медиком македонского царя Аминты. Таким образом, Аристотель жил в семье, где он мог с юношеских лет приобрести интерес к изучению физической природы человека, а также завязать некоторые связи в македонских придворных кругах.
В 367 г. до н.э. Аристотель
уехал в Афины для довершения
образования и вступил в
Научная и философская продуктивность Аристотеля была чрезвычайно велика. По существу в его сочинениях охвачены все отрасли современного философского и научного знания. Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. Аристотель не только создал философскую систему, которая просуществовала много веков и оказала огромное влияние на историю человеческой мысли и европейской философии, но также заложил основы развития таких научных дисциплин, как логика, биология и психология.
Философию Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; практическую - о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую. Считается, что Аристотелем как четвертая часть философии выделена логика.
Традиционно, сочинения Аристотеля делятся на семь групп:
1) логические сочинения, ибо логику отделил от философии еще сам Аристотель и признал необходимым инструментом и основой всякой науки («Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика»);
2) сочинения из области физики, то есть науки о природе («Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах»);
3) биологические
сочинения («История животных»,
4) сочинения из области психологии о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики»;
5) произведения,
касающиеся так называемой
6) так называемые
практические сочинения по
7) сочинения
из области риторики и поэтики
(«Риторика» и дошедшая не
Его логические сочинения составляет сборник его логических трактатов, названный «Органоном» (organon -- «орудие»). Название это указывает, что логика, как ее понимал Аристотель, есть учение об орудии научного исследования и в этом смысле есть как бы введение в философию, в частности и в особенности -- в философию науки. В «Органон» входят:
1) «Категории»
-- сочинение, не совсем
2) «Об истолковании» (трактат о суждении);
3) «Аналитики» -- первая и вторая, каждая в двух книгах. Это основной логический труд Аристотеля. В нем излагаются: учение об умозаключении (силлогизме) -- в первой «Аналитике» и учение о доказательстве -- во второй;
4) «Топика» -- обширный
трактат о вероятных
5) «Опровержение софистических доказательств».
Цель логических трактатов Аристотеля (Органон) состояла в том, чтобы развить универсальный метод рассуждения, посредством которого будет возможно узнать все знания о действительности. Таким образом, Категории предлагают схему описания специфических вещей в терминах их свойств и действий. Предшествующая Аналитика, и Следующая Аналитика исследуют природу дедуктивного вывода, обрисовывая в общих чертах систему силлогистического рассуждения от истинных суждений, которые позже стали известными как «категорическая логика». Хотя одна из логических работ, Физика способствует универсальному методу, различая четыре причины, которые могут использоваться, чтобы объяснить все.
В других трактатах Аристотель применял этот метод, с его характерным акцентом на целенаправленном объяснении, к астрономическим и биологическим исследованиям естественного мира. Так как, согласно Аристотелю, логические связи -- отражение связей бытия, то «Органон» в известном смысле -- не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии.
Этому учению специально посвящено одно из знаменитейших сочинений Аристотеля - собственно философское произведение -- «Метафизика», где автор ставит принципиальный вопрос: «существует ли помимо чувственных сущностей еще какая-нибудь - неподвижная и вечная или же нет, и если существует, то в чем она». По его мнению, философия изучает не природу, которая являет собой лишь отдельный род существующего, - а эту самостоятельную причину, сверхъестественную сущность, т.е. «божественные предметы».
В современном своем составе и тексте «Метафизика» -- свод нескольких трактатов. В Метафизике Аристотель попытался оправдать все действия, основывая все это на абстрактном исследовании того, что называют качеством. В своей «первой философии» («метафизике») Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Хотя Аристотель отклонил Платоническую теорию форм, он защищал свое собственное видение окончательной действительности, включая вечное существование вещества. Единичное - то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом.
Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина - то, ради чего что-либо осуществляется.
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог Аристотеля - «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное - увеличение и уменьшение; перемещение - пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.
По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» - присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».
В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого - «мнение», получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:
1) знание о
каждом отдельном свойстве
2) убеждение
в том, что это свойство - существенное,
должно быть доказано
Видное место
в литературном наследии Аристотеля
занимают работы по этике. Аристотель
предпринимал несколько усилий объяснить,
как моральное поведение
Информация о работе Философия Аристотеля и его историческое значение