Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:30, реферат
Цель данной работы – раскрыть личность выдающегося философа и ученого Аристотеля, показать в каждом отдельном разделе насколько многогранен его талант в областях самых разнообразных наук, на ярких примерах отобразить индивидуальность и неординарность его мышления.
Задачи реферата: отобразить видение ученого в области первой философии; проанализировать его учения о причинах и началах бытия; освятить мнение Аристотеля в области физики; показать неординарность его идей.
Введение 2
1. Краткая биография………………………………………………………4
2. Философия Аристотеля. 2
3. Аристотель о предмете философии. 2
4. Категории философии Аристотеля. 2
Заключение 19
Список использованнойлитературы 20
Содержание
Введение 2
1. Краткая биография…………………………………
2. Философия Аристотеля. 2
3. Аристотель о предмете философии. 2
4. Категории философии Аристотеля. 2
Заключение 19
Список использованнойлитературы 20
« Все науки более необходимы,
(Аристотель)
Введение
Аристотель является самым
универсальным мыслителем всех времен
и народов. Вся современная философия,
наука и культура, так или иначе,
обязаны Аристотелю. Философская
мысль Древней Греции достигла наибольшей
высоты в творениях Аристотеля, воззрения
которого, энциклопедически вобравшие
в себя достижения античной науки, являют
собой грандиозную систему
Его философия заслуживает
название истинной философии, потому что
она носит индуктивный характер
с начала и до конца, и сам Аристотель
есть истинный философ, потому что никогда
не сходил с почвы живой
Цель данной работы – раскрыть личность выдающегося философа и ученого Аристотеля, показать в каждом отдельном разделе насколько многогранен его талант в областях самых разнообразных наук, на ярких примерах отобразить индивидуальность и неординарность его мышления.
Задачи реферата: отобразить видение ученого в области первой философии; проанализировать его учения о причинах и началах бытия; освятить мнение Аристотеля в области физики; показать неординарность его идей.
Аристотель (384 - 323 до Р.Х.) - древнегреческий
философ и ученый-натуралист. Биография
Аристотеля известна в самых общих
чертах. Родился в селении Стагире
в Халкидике, из-за чего нередко его
называют Стагиритом. Отцом его был
врач Никомах, который возводил свой
род к мифическому богу-
После смерти Аристотеля главой Ликея стал Теофраст. Ликей просуществовал до конца античного мира.
Считается, что Аристотель написал более 160 сочинений, известные из которых можно распределить по следующим сферам1:
1. Учения о природе – "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении".
2. Логические сочинения,
получившие название (видимо, от
византийских логиков, чему
3. Трактат "О душе".
4. Этические сочинения – "Никомахова этика" и "Большая этика".
5. Искусство анализируется в "Поэтике".
6. Типы государственного устройства – в "Политике".
7. Исторические исследования – "история Афин" (не сохранилось).
8. Естественнонаучные сочинения – "Метеорологика", "История животных" и др.
На основании перечисленного можно сделать вывод, что кругозор Аристотеля был не только необычайно широк, но также и глубок, ибо он явился основателем, первооткрывателем новых наук, например – логики. Но не только ее. Он открыл, в смысле в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований – "первую философию". Поэтому необходимо добавить еще один пункт – наиважнейший:
9. Собственно философские изыскания – "Метафизика".
Однако Аристотель не сразу и не вдруг формулирует понятие "первой философии". Как истинный ученый, он предварительно анализирует всю предшествовавшую философскую традицию, выявляя то ценное, что было открыто в ней, и, критикуя все то, что, с его точки зрения, не соответствует, не согласуется с логикой и не соответствует истине. Аристотеля, в противовес Платону, часто называют эмпириком. Этому восприятию способствовал и сам Аристотель масштабом той критики теории идей, которую он развернул на страницах "Метафизики" против своего бывшего учителя. Познание начинает с чувственности, но не исчерпывается и не заканчивается им. Более того, о чувственности можно говорить как о начале познания, не в смысле важности и ценности – эти категории принадлежат не суждениям об эмпирии, но "первой философии", которая и венчает как гносеологию, так и онтологию Аристотеля. "То, что первее для уразумения через определение, различно от того, – заявляет Аристотель, – что первее для чувственного восприятия"2.
Метафизика Аристотеля явилась
результатом систематической
Конечно, Аристотель не был и не мог быть Гегелем в истории философии, к тому же его отделяло еще очень мало времени от тех учений, которые он исследовал. Гегелевская история античной философии могла возникнуть лишь тогда, когда возникло значительное временное опосредствование. То же, что смог осуществить Аристотель как историк античной философии, поражает глубиной мысли и точностью оценок. Ни один современный исследователь не может и сейчас без них обойтись.
Принципиально важным является признание Аристотелем, возможно впервые в истории философии, что в развитии данной науки есть своя закономерность и необходимость. После того как оказалось, что начала натурфилософии "были недостаточны, чтобы вывести из них природу существующего, сама истина... побудила искать дальнейшее начало"3.
Получается, что философия развивается исходя из внутренней закономерности, через обнаружение противоречий и попытку их преодоления. Исходя из этого и того фактического философского материала, который проанализировал Аристотель, его можно назвать одним из основателей истории философии.
Аристотель считал, что
одному человеку истину познать сложно,
но вместе с тем каждый, размышляющий
об этом, не терпит полную неудачу. Каждый
вскрывает нечто от истины, внося
тем самым свой вклад в ее познание,
когда же достижения многих складываются,
то получается заметная величина. Вместе
с тем Аристотель далек от того
примитивного взгляда, что истину можно
познать в простом историческом
развитии философии путем
Аристотель вскрывает непосредственную зависимость Платона от пифагорейцев, отмечая, что он лишь заменил их термин "подражание" на "причастность", а числа – на идеи. Аристотель видит отличие Платона от пифагорейцев в том, что он "считал единое и числа существующими помимо вещей", а также "ввел эйдосы". К последнему его вынудило занятие определениями и диалектика, которой его предшественники не были причастны. По мнению платоников, считает Аристотель, "все единичное в мире чувственно воспринимаемого течет и у него нет ничего постоянного, а общее существует помимо него и есть нечто иное", "повод к этому дал Сократ своими определениями, но он, во всяком случае, общее не отделил от единичного"4.
После характеристики платоновской философии Аристотель сразу переходит к ее критике, считая, что Платон так толком и не разъяснил, что же означает эта "причастность" вещей идеям. Кроме того, Платон не разъяснил, каким образом бестелесные идеи могут быть причиной движения или какого-либо изменения. Он также считает, что ни один из способов, каким доказывается, что эйдосы существуют, не убедителен.
А, кроме того, что Платон своими идеями просто удвоил мир без необходимости и т.д. Несмотря на те недостатки критики теории идей, которые обнаруживаются у Аристотеля, из своего историко-философского экскурса он делает вывод о том, что "суть бытия вещи и сущность отчетливо никто не объяснил". И это действительно так, если учитывать те непреодолимые трудности, с которыми столкнулся Платон. Выступая против возможного удвоения мира, Аристотель справедливо отмечает, что "и здесь, [в мире чувственно воспринимаемого], и там, [в мире идей], сущность означает одно и то же"5.
Между тем оказывается (в
вульгаризированной теории идей), что
идеи не являются сущностью вещей, которые
они обозначают, так как оказываются
вне их, между тем как сущность
должна быть самих вещах, иначе получится
глупость. Мудрость ищет сущность видимого,
но для этого, в лице Платона, она
утверждает, что существуют другие
сущности, которые являются сущностью
этого видимого. Для Аристотеля это
все пустые слова, ибо причастность
вещей идеям не означает ничего,
так как это объяснить
Успех в философии, считал Аристотель, возможен лишь после устранения предыдущих затруднений платоников, которые "в одно и то же время объявляют идеи, с одной стороны, общими сущностями, а с другой – отдельно существующими и принадлежащими к единичному. А то, что это невозможно", для Аристотеля ясно. Для него является невозможным, "чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть". Или, по другому: "отдельная вещь не представляется чем-то отличным от своей сущности, и сутью бытия называется сущность отдельной вещи". У Платона же соотнесенное (идея) оказалась "[первее] самого по себе сущего"6.
Естеством или природой (physis) Аристотель называет возникновение того, что растет, или первооснову растущего, а также то, "из чего как первого или состоит, или возникает любая вещь". Одним словом, естеством Аристотель называет сущность вещей. Однако последнюю он дробит на материю и форму, поэтому оказывается, что она – это, с одной стороны, материя, а с другой – форма или сущность. Аристотель заключает, что "природа, или естество, в первичном и собственном смысле есть сущность".
Он исходит из уже сформированных
в философии Платона, но четко
не разработанных понятий –
Учение о четырех причинах. Видимо, Аристотель говорит о сущности в различных значениях, соответственно его учению о причинах. Аристотель остановился перед фундаментальным вопросом, "каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость" или "первая философия" (метафизика). Отсюда задача, которую ставит Аристотель: "необходимо приобрести знание о первых причинах", ведь мы говорим, что тогда знаем, "когда полагаем, что нам известна первая причина. Однако Аристотель мыслит архэ в четырех значениях, рассмотрим их8:
1) суть бытия вещи (букв. "что именно есть ставшее") или сущность, первое "почему" в качестве причины и начала, то, чем вещь является согласно своему определению. То, что остается в вещи по отвлечении ее от материи.
2) материя или субстрат (hypokeimenon - букв. "лежащее в основе", "подлежащее");
3) "то, откуда начало движения";
4) благо или "то, ради
чего", "ибо благо есть цель
всякого возникновения и
Ниже в "Метафизике" Аристотель говорит о двух основных понятиях сущности: "Итак, получается, что о сущности говорится в двух [основных] значениях: в смысле последнего субстрата, который уже не сказывается ни о чем другом, и в смысле того, что, будучи определенным нечто, может быть отделено [от материи только мысленно], а таковы образ, или форма, каждой вещи". Еще далее Аристотель говорит, что "в наибольшей мере считается сущностью первый субстрат". Однако и его Аристотель также понимает двояко – как материю и как форму, или даже трояко, добавляя еще и то, что из них состоит (медь, очертание-образ и изваяние как целое). Но здесь же он задается вопросом: "что если форма (eidos) первее материи и есть сущее в большей мере"? Тогда "она на том же основании первее и того, что состоит из того и другого". В конце концов, оказывается, что "форма, или первообраз", и есть определение сути бытия вещи"9.
"Аристотель, подобно Платону,
отправляется от основного