Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:30, реферат
Цель данной работы – раскрыть личность выдающегося философа и ученого Аристотеля, показать в каждом отдельном разделе насколько многогранен его талант в областях самых разнообразных наук, на ярких примерах отобразить индивидуальность и неординарность его мышления.
Задачи реферата: отобразить видение ученого в области первой философии; проанализировать его учения о причинах и началах бытия; освятить мнение Аристотеля в области физики; показать неординарность его идей.
Введение 2
1. Краткая биография………………………………………………………4
2. Философия Аристотеля. 2
3. Аристотель о предмете философии. 2
4. Категории философии Аристотеля. 2
Заключение 19
Список использованнойлитературы 20
Ум по Аристотелю, "мыслит самое божественное и самое достойное и не подвержен изменениям, ибо изменение его было бы изменением к худшему". Следовательно, "ум мыслит сам себя, если только он превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении". Для него "само знание предмет [знания]". Поскольку "постигаемое мыслью и ум не отличны друг от друга, у того, что не имеет материи, то они будут одно и то же, и мысль будет составлять одно с постигаемым мыслью". Он есть божественное мышление, "которое направлено на само себя, на протяжении всей вечности". Он есть "есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность", эта "первая суть бытия не имеет материи, ибо она есть полная осуществленность", "эта сущность не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима", "не подвержена ничему и неизменна"11. Налицо все характеристики первопричины как божества.
Аристотель так и именует, в конце концов, свой перводвигатель: "И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог"12.
Аристотеля, помимо прочего, можно назвать и основателем психологии, так как он выделяет ее предмет, душу в качестве необходимого объекта размышления. Так, он пишет, что "познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы", а потому ему необходимо отвести "одно из первых мест". Говоря о душе, Аристотель начинает как эмпирик. Так он пишет, что душа фактически ничего не испытывает и не действует без тела и все ее состояния имеют свою основу в материи: "душа не существует без материи". Душа бывает растительной и животной, а также "разумной". Есть у него и более подробная классификация, где можно выделить пять видов или частей души: душа "питающая", "ощущающая", как энергия "стремления", "движения" и "мышления". В основу всего познания, как и в "Метафизике", Аристотель полагает ощущение: "существо, не имеющее ощущений, – говорит он, –ничему не научится и ничего не поймет"13.
Однако далее Аристотель
переходит к критике
Вместе с тем он признает,
что только одной душе присуще
мышление, а если "имеется какая-нибудь
деятельность и состояние, свойственное
одной лишь душе, то она могла
бы существовать отдельно от тела".
И в этом смысле душа становится
объектом "первой философии", т.е.
метафизики, так как отделенное "от
всего телесного как таковое
изучает тот, кто занимается первой
философией". Здесь он вступает уже
в область умозрительных
Аристотель называет человека существом общественным и считает государство первичным по отношению к нему. Он признает рабство ("раб – некая неодушевленная собственность") и считает войны справедливыми.
Но есть в этике Аристотеля и то, что достойно его метафизики. Он выделяет три вида благ: внешние, физические и духовные. И хотя он говорит, что для счастливой жизни необходимо наличие всех этих видов, приоритет он отдает именно духовным, внутренним благам. Внешние блага он рассматривает как орудия для какой-либо определенной цели, в силу чего они имеют предел. Духовное же благо не имеет ограничений. Душа, утверждает Аристотель, "является более ценной, нежели собственность и тело"14. Счастье не может существовать от добродетели, но находится в прямой зависимости от нее.
Философия у Аристотеля достаточно четко выделяется из всей сферы знания, хотя и у него этот процесс еще не закончен. Отсюда различение им "первой философии" и "второй философии". Физика для Аристотеля все еще философия, но уже "вторая". Но кроме физики как умозрительного рассуждения о природе (другой тогда физики не могло быть) у Аристотеля есть еще "первая философия", предмет которой отличен от предмета физики как "второй философии"15.
Предмет "первой философии" (позднее названной "метафизикой") – не природа, а то, что существует сверх нее. Аристотель ограничивает природу определенными рамками, природа у него не совпадает с сущим, сущее шире природы, которая есть для него лишь один из родов сущего. Если бы дело обстояло иначе, то философия не имела бы права на существование, не имела бы своего предмета. Поскольку же предметом физики являются материя и подвижные, изменчивые "чувственные сущности", то, с точки зрения Аристотеля, философия имеет право на самостоятельное существование лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины и сверхчувственные и неподвижные, вечные сущности.
Сам философ говорит об
этом так: "Главным образом нужно
исследовать и разработать
На оба вопроса Аристотель
отвечает утвердительно: да, нематериальные
самостоятельные причины
Позднее такие сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности были названы метафизическими, а наука о них получила название метафизики, ей сопутствовал и метафизический метод, поскольку предметы метафизики мыслились неизменными, лишенными развития, вечными (правда, ирония истории философии состояла в том, что идущее перед физикой у самого Аристотеля было названо метафизикой, т. е. идущим после физики).
"Первая философия",
по Аристотелю, – наука "наиболее
божественная" в двух смыслах:
владеть ею пристало скорее
богу, чем человеку, ее предметом
являются "божественные предметы",
поэтому Аристотель называет
свою философию теологией,
Однако бог лишь "одно из начал". Поэтому философия Аристотеля все же шире теологии. Она изучает вообще "начала и причины [всего] сущего ...посколькy оно [берется] как сущее". Аристотель называет эти причины "высшими", а начала – "первыми".
Таким образом, предмет философии
у Аристотеля расширяется. Поскольку
же это высшие причины и первые
начала всего сущего как сущего,
то в центре внимания Аристотеля оказывается
сущее как таковое. На вопрос, "имеет
ли первая философия общий характер
или она подвергает рассмотрению
какой-нибудь один род бытия и
какую-нибудь одну сущность", Аристотель
отвечает, что "первая философия"
– эта "наука философа" –
имеет своим предметом "сущее
вообще", "сущее как таковое",
"сущее просто", что она "исследует
общую природу сущего как такового"
и рассматривает некоторые
О сущем же, подчеркивает Аристотель, говорится в нескольких значениях, поэтому получается, что предмет философии Аристотеля как некая поисковая область весьма обширен. Вся философия Аристотеля – попытка разобраться в сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к не-сущему, или к небытию.
Основной же вопрос философии,
вопрос об отношении сущего, бытия
к мышлению, в ясной форме у
Аристотеля не ставится, а ставится
неявно. У каждого крупного философа
прошлого времени основной вопрос философии
принимал в силу его неосознанности
неявную и свойственную только этому
философу форму. Выше мы видели, как
представлял себе основной вопрос философии
Платон в диалоге "Софист". У
Аристотеля в силу его колебаний
между материализмом и
Для Аристотеля основной вопрос философии выражается, по-видимому, в тех двух вопросах, о которых говорилось выше: существует ли самостоятельная нематериальная причина и существуют ли неподвижные и вечные сущности. В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей и физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии в философии Аристотеля.
В целом Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, – сторонник тождества бытия и мышления: формы мышления для него есть формы бытия, и наоборот. Что это так, очевидно из трактовки того, что сам Аристотель называет "началом для всех других аксиом"19. Это начало также входит у него в предмет философии; поскольку оно имеет отношение также ко всему сущему, его действие универсально.
Это же начало помогает у Аристотеля определить взаимоотношение бытия и небытия, решить проблему небытия, поставленную уже до Аристотеля Парменидом и развитую Демокритом и Платоном20.
Категории – это фундаментальные
понятия философии. Аристотелевское
рассмотрение соотношения материи
и эйдоса (формы), акта и потенции
выявляет энергийный динамизм сущего
в его развитии. При этом мыслитель
усматривает причинную
Здесь мы имеем дело с
таким исключительно важным положением
философии Аристотеля, как смысловое
начало всего сущего, а также иерархия
его уровней – от материи как
возможности к образованию
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была “сущность” и “субстанция”, а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.
Своим анализом потенции и
акта Аристотель ввел в философию
принцип развития. Это было ответом
на апорию элейцев, согласно которым
сущее может возникнуть либо из сущего,
либо из не-сущего, но и то и другое
невозможно, ибо в первом случае
сущее уже не существует, а во
втором – нечто не может возникнуть
из ничего, следовательно, возникновение
или становление вообще невозможно
и чувственный мир должен быть
отнесен к царству “небытия”.
Тем самым Аристотель ввел в оборот
философии категории
Бог как перводвигатель,
как абсолютное начало всех начал. По
утверждению Аристотеля, мировое
движение есть цельный процесс: все
его моменты взаимно
Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех причин! Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса.
По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направлено на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный бог.