Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:09, реферат

Описание работы

Самым выдающимся учеником Платона был Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – основатель крупной античной школы – Лицея, просуществовавшей до конца античности и насчитывавшей несколько сотен учеников. Аристотель, прозванный по месту своего рождения Стагиритом, является автором нескольких сотен книг, посвящённых самым различным областям знания, хотя большая часть из долгое время были не систематизированы и, к сожалению, не сохранились. Политика государства и политика семьи также беспокоили Аристотеля. Он изучил политику 158 греческих городов-государств, и охарактеризовал их устройство. Аристотеля волнует и душа человека, понимание счастья для него. В сочинении “О душе”, он разбирается в этих задачах, описывает пути становления характера человека и зависимость человеческого счастья от разума и нравственности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….3
Учение Аристотеля………………………………………………..……..4
Физика…………………………..…………………………………….......4
Логика и методология………………………..…………........................5
Психология………………………..……………………………………...6
Этика и политика………………………………...……………………….7
Этика Аристотеля: учение о добродетелях…………...………….........8
Заключение……………...…………………………………………….....11
Список использованных источников…………………...……………...12

Файлы: 1 файл

Кононович-Реферат. Философия.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

”ПОЛЕСССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ“

 

Кафедра Биотехнологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине Философия

на тему: ”Философия Аристотеля “

 

 

 

 

Студент                      Светлана Александровна Кононович      Биология, 2 курс, группа 1031412

 

Проверил                                 Андрей  Вячеславович  Дорогенский    Декан экономического факультета, кандидат философских наук, доцент

 

 

 

ПИНСК 2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………..….3

Учение Аристотеля………………………………………………..……..4

Физика…………………………..…………………………………….......4

Логика и методология………………………..…………........................5

Психология………………………..……………………………………...6

Этика и политика………………………………...……………………….7

Этика Аристотеля: учение о добродетелях…………...………….........8

Заключение……………...…………………………………………….....11

Список использованных источников…………………...……………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Самым выдающимся учеником Платона был Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – основатель крупной античной школы – Лицея, просуществовавшей  до конца античности и насчитывавшей несколько сотен учеников. Аристотель, прозванный по месту своего рождения Стагиритом, является автором нескольких сотен книг, посвящённых самым различным областям знания, хотя большая часть из долгое время были не систематизированы и, к сожалению, не сохранились. Лишь спустя столетия часть оставшегося аристотелевского наследия была собрана в единый корпус одним из лидеров Лицея Андроником Родосским. Наиболее известны следующие произведения:  “Метафизика”, “Физика”, “О душе”, “Первая аналитика”, “Вторая аналитика”, “Топика”, “Опровержение софизмов”, “Категории”, “Никомахова этика”, “Евдемова этика”, “Большая этика”, “Политика”, “Риторика”.

В “Метафизике” автор ставит принципиальный вопрос: “существует ли помимо чувственных сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если существует, то в чем она”.[1]

Политика государства  и политика семьи также беспокоили Аристотеля. Он изучил политику 158 греческих городов-государств, и охарактеризовал их устройство.

Аристотеля волнует и  душа человека, понимание счастья  для него. В сочинении “О душе”, он разбирается в этих задачах, описывает пути становления характера человека и зависимость человеческого счастья от разума и нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учение Аристотеля

Аристотель разделял философию  на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» –  орудие, инструмент). Теоретическая  философия имеет дело с истиной  и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков  и оперирующей не с понятиями  истина – ложь, а с понятиями  добро – зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь  искусство словесное – риторику и поэтику). Теоретическую философию  составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или  теология). Данное деление соответствует  делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает  мыслимые, неподвижные и самостоятельные  сущности.[2]

 

Физика

 К физической проблематике  у Аристотеля относятся все  естественнонаучные вопросы –  от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении  элементов до биологии, зоологии  и психологии (учение о душе, ее  частях и функциях). Аристотель  исходит из первичности качественных  характеристик чувственно-данного  сущего по отношению к его  количественным описаниям, согласно  его теории в основе природных  закономерностей лежит фундаментальное  взаимодействие двух пар противоположных  качеств: горячего – холодного  и сухого – влажного, которые образуют, так называемые, элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом – эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.

В своих физических трактатах  предлагает универсальную схему  четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в  метафизике: формальная причина (что  это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего  по природе, искусство – причина  всех рукотворных вещей; основное отличие  сущего по природе в том, что оно существует «для себя», а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.

Первая философия (метафизика). Теоретическая философия (или первая философия в отличие от второй – физики) изучает бытие как  таковое, т.е. сущность, причем в связи  с разделением сущего на природные  и искусственные вещи, первую философию  интересуют сущности природные, самоцельные  и самоценные. Сущность интерпретируется двояко: как отдельное нечто и  как мыслимая суть каждой вещи, последнее  значение передается понятием «чтойности» (греч. «то, чем было бытие»). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается  в зависимости от их способности  быть носителями также и сущностного  содержания во втором смысле. Чем меньше в сущности «материального» (возможного, динамического) и чем больше в  ней «формального» (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. В неологизме «энтелехия»  выражено совпадение формального и  телеологического причинного ряда: уже  в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда  он смотрит, а строитель не сразу  построил дом, когда он приступил  к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет  мысли – себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому  в нем нет ничего возможного –  он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота  бытия.[2]

 

       Логика и методология

Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает  отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики  – научная силлогистика, Софистические  опровержения – диалектическая силлогистика). В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых  происходит описание и выяснение  смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель  научной силлогистической логики. Доказательство – силлогизм – есть специфический  метод науки, в отличие от опыта  и искусства, основанных преимущественно  на наблюдении. Те первоначала, из которых  исходит силлогизм, сами недоказуемы  и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем  индуктивного обобщения.

Знание связано со знанием  первопричин вещи. Аристотелевское  противопоставление «первое для  нас» и «первое по природе» связано  с противопоставлением вещей, более  понятных и очевидных «нам» как  познающим субъектам – а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу – и вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным основам бытия, «первым по природе». По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины.[2]

 

Психология

Аристотель — основоположник не только логики, но и психологии. Ему  принадлежит специальный трактат  «О душе» — одно из знаменитейших  его произведений. В нем рассматриваются  природа души, явления восприятия и памяти. Душа — организующая форма.

 В душе Аристотель  видит высшую деятельность человеческого  тела. Это его действительность, его «энтелехия», его осуществление.  Поэтому между душой и телом  имеется, согласно Аристотелю, тесная  связь. Но связь эта распространяется  не на все психические функции.  В душе человека существует  часть, присущая определенной  ступени человеческого развития, но тем не менее часть, не  возникающая и не подлежащая  гибели. Часть эта — ум. На ум  уже нельзя смотреть как на  органическую функцию. В известный  момент развития ум оказывается  для человека чем-то непосредственно  данным. Как таковой ум не прирожден  телу, но приходит извне. Именно  поэтому ум, в отличие от тела, неразрушим, а его существование  не ограничено длительностью  человеческой жизни. За исключением  ума все остальные (низшие), т.  е. «растительная» и «животная», части души подлежат разрушению  так же, как и тело.

 Впрочем, на прямой  и открыто выраженный разрыв  с традиционной верой в бессмертие  души Аристотель не отважился.  В его суждениях о природе  души осталась недоговоренность, и в схоластике возникли споры,  как надо понимать неясное  учение Аристотеля о бессмертий  «активной» части ума, а значит  души.

 Много раз воспроизводилось  впоследствии и учение Аристотеля  о восприятии. Согласно его взгляду,  восприятие может возникнуть  только при существовании различия  между свойством воспринимаемого  предмета и свойством воспринимающего  этот предмет органа. Если и  предмет, и орган, например, одинаково  теплы, то восприятие не может  состояться.

 С поразительной ясностью  высказывает Аристотель мысль  о независимости предмета от  восприятия. Соответствующие места  в трактате «О душе» принадлежат  к наиболее ярким обнаружениям  материалистической тенденции Аристотеля.

 Утверждая объективность  и независимость предмета восприятия, Аристотель отрицает пассивный  характер его существования. Воспринимаемый  предмет словно движется навстречу  нашему восприятию.

 Предмет, находящийся  на самом коротком расстоянии, воспринимается при посредстве  обоняния. При восприятии более  удаленных предметов необходимо, чтобы воспринимаемое свойство  прошло через пространственную  среду, отделяющую человека от  предмета восприятия. Так, например, звук проходит через эту среду, прежде чем дойдет до воспринимающего органа слуха. Именно поэтому звук, производимый отдаленным предметом, слышится не одновременно, а после удара, которым был произведен звук. Этим же Аристотель объясняет, почему с увеличением расстояния звуки, произведенные удаляющимися или удаленными предметами, становятся все менее слышимыми: им предстоит пройти гораздо более протяженную, среду, а кроме того, проходя через нее, они смешиваются, и человеческое ухо становится уже не способным к их дифференцированному восприятию.

 По своей природе  чувственное восприятие — не  тело, а движение, или аффицирование  телом посредством среды, через  которую оно достигает органа  чувств. Особое место среди восприятий  принадлежит зрительным восприятиям.  Свет, посредством которого передаются  эти восприятия, не есть движение. Свет — бытие особого рода. Производя изменение в воспринимающем, свет не требует времени и  совершается в предмете мгновенно.

 Специальное исследование  Аристотель посвятил объяснению  явлений памяти. Воспоминание, согласно  его учению, есть воспроизведение  представлений, существовавших ранее.  Условие воспоминания — связи,  посредством которых вместе с  появлением одного предмета возникает  представление, о другом; Самые,  связи, обусловливающие характер  или род воспоминания, могут быть  связями по порядку, по сходству, по противоположности и по  смежности. Это догадка об ассоциациях.[3]

 

Этика и политика

Они образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах – Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному – так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

Информация о работе Философия Аристотеля