Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:09, реферат
Самым выдающимся учеником Платона был Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – основатель крупной античной школы – Лицея, просуществовавшей до конца античности и насчитывавшей несколько сотен учеников. Аристотель, прозванный по месту своего рождения Стагиритом, является автором нескольких сотен книг, посвящённых самым различным областям знания, хотя большая часть из долгое время были не систематизированы и, к сожалению, не сохранились. Политика государства и политика семьи также беспокоили Аристотеля. Он изучил политику 158 греческих городов-государств, и охарактеризовал их устройство. Аристотеля волнует и душа человека, понимание счастья для него. В сочинении “О душе”, он разбирается в этих задачах, описывает пути становления характера человека и зависимость человеческого счастья от разума и нравственности.
Введение………………………………………………………………..….3
Учение Аристотеля………………………………………………..……..4
Физика…………………………..…………………………………….......4
Логика и методология………………………..…………........................5
Психология………………………..……………………………………...6
Этика и политика………………………………...……………………….7
Этика Аристотеля: учение о добродетелях…………...………….........8
Заключение……………...…………………………………………….....11
Список использованных источников…………………...……………...12
В Политике излагает теорию
государства, исходя из понимания человека
как «по природе существа политического»,
т.е. склонного к общению на разных
уровнях от языкового и семейного
до высшей формы общения –
Этика Аристотеля: учение о добродетелях
В своих этических воззрениях Аристотель исходит из того, что «добродетель не даётся нам от природы»; от природы нам даётся лишь возможность приобрести её. Многое зависит от человека, «в нашей власти быть нравственными или порочными людьми».
Поступки человека ориентированы на счастье. Но что такое счастье? Для многих это удовольствие и наслаждение. Но жизнь, растраченная в наслаждениях, - рабская жизнь, достойная животного. Для других счастье - почести, успех. Но они представляют собой нечто внешнее, зависящее от других. Третьи полагают, что счастье состоит в умножении богатства. Но это абсурдная цель, поскольку богатство - лишь средство для достижения чего-то другого; как цель оно смысла не имеет. Высшее благо и счастье, доступное человеку, - в совершенствовании себя как человека. Счастье предполагает, что человек не просто живёт (ведь и растения живут), не просто чувствует (и животные чувствуют); счастье - в разумной деятельности, сообразной с добродетелью.
Нравственность тесно связана со свободным выбором. Аристотель подчеркивает, что «всякий в известном отношении виновник собственного характера». Человек становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным, поступая умеренно, мужественным - действуя в опасных ситуациях и привыкая не испытывать страха. Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости учить его не бояться в опасной ситуации. Это лишь вопрос воспитания.
«Этическая добродетель»,
по мнению Аристотеля, состоит в
господстве над чувственной душой.
Импульсы страсти, чувства всегда тяготеют
к излишествам. Разум даёт нам
возможность найти «точную
безрассудство - мужество - трусость,
расточительность - щедрость - жадность,
гневливость - кротость - смирение,
хвастовство - правдивость - ирония,
наглость - стыдливость - застенчивость,
самоунижение - самоуважение - кичливость, и т.д.
Активность разума - цель, достойная человека. «Благо человека состоит в активности души, согласной с добродетелью, а коли добродетелей души много, - то в согласии с лучшей и наиболее совершенной из них. Но, следует добавить, - и в жизни исполненной».
Мало знать, что такое добродетели, нужно ещё уметь на практике находить эту середину. Человек должен не только знать, что хорошо и что плохо, но и стремиться и уметь следовать благу.
Среди всех добродетелей выделяется одна, в которой синтезированы все прочие - справедливость. Важный аспект справедливости - равенство, но не для всех, а для равных; неравенство справедливо для неравных.
Аристотель осуждает зависть. Зависть - это не стремление обладать чем-либо, а желание видеть ближнего лишенным этого. Это не благородное, а мелочное чувство, чувство мелкого соперничества, которое может быть направленно только на подобных нам, но не на тех, кого мы считаем гораздо ниже или выше себя.
Рациональная душа имеет дело с изменяющейся реальностью, с одной стороны, и неизменными принципами, с другой. Отсюда две добродетели - рассудительность и мудрость. Рассудительность проявляется в определении того, что является благом и что злом. Рассудительность связана с практичностью. Практичен тот, кто способен трезво оценивать обстоятельства, верно рассчитывать средства для достижения целей, ведущих к благополучию. Практичность требует умеренности. Для практичности требуется опыт, и поэтому молодые люди не могут быть практичными. Практичные люди годны для управления домом и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой.
Мудрость заключается в познании принципов бытия (что изучается философией). Именно на пути этого познания человек способен достичь высшего счастья, коснуться божественного. Это познание не преследует каких-то конкретных жизненных ценностей. Однако, именно философия, в конечном счёте, руководит практической и нравственно-политической деятельностью.
Аристотель полагает, что нравственный человек является мерой для других людей. Он всегда находится в гармонии с самим собой и «не знает укоров совести».
В этике Аристотель довольно
много внимания уделяет дружбе в
отношении между людьми. Совершенная
дружба возможна между достойными,
и нельзя дружить со многими. Не следует
вступать в дружеские отношения
с человеком, занимающим более высокое
положение, чем ты сам, если он не выше
и по своей добродетели. Друзья являются
утешением в несчастье, но не надо
делать их несчастными, ища их сочувствия,
как поступают женщины и
Заключение
По мнению Аристотеля, философия изучает не природу, которая являет собой лишь отдельный род существующего, - а эту самостоятельную причину, сверхъестественную сущность, т.е. “божественные предметы”.
Аристотель подчеркивал общественную природу человека. Всем известны его слова: “Человек – животное политическое”. Политическую и государственную власти он разделил на хорошие и дурные формы. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу. Это: монархия, аристократия и “полития” (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Дурными, выродившимися видами этих трех форм Аристотель считал тиранию (власть узурпатора), чистую олигархию (власть богатых) и крайнюю демократию. [1]
На вопрос о душе он отвечает: “Так как тело как одаренное жизнью, имеет самостоятельное бытие, то само оно не есть душа, потому что оно не есть какое-нибудь свойство предмета, а, наоборот, само есть предмет и материя. Вследствие этого душа необходимо есть субстанция в смысле формы естественного тела, заключающего в себе способность жизни, а субстанция есть энтелехия. С тем вместе душа есть энтелехия определенного тела, и притом энтелехия в двух значениях, которые относятся между собою так же, как знание и его приложение. Очевидно, что в этом случае она есть энтелехия в смысле знания, потому что как скоро существует душа, является сон и бодрствование: бодрственное состояние имеет аналогию с прилагаемым к делу знанием, сон — с знанием, присущим душе, но не обнаруживающимся в действии. Знание по своему происхождению предшествует приложению, потому душа есть первая энтелехия естественного тела, способного к жизни организованного. Растения тоже обладают органами, только в высшей степени простыми. Так, лист есть покров для скорлупы, а скорлупа есть покров плода; корни имеют сходство со ртом, потому что ими, как и ртом вбирается пища. Таким образом, общее определение души будет следующее: душа есть энтелехия естественного органического тела. [5]
Аристотель рассуждает о человеческом счастье: “Счастье предполагает, что человек не просто живёт (ведь и растения живут), не просто чувствует (и животные чувствуют); счастье - в разумной деятельности, сообразной с добродетелью”.
В “Метафизике” Аристотель говорит, что свободным является тот человек, который живет ради самого себя, а не другого, точно так же как и наука естественно свободная, потому что она существует ради себя самой. Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).[2]
Список использованных источников: