Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Научный интерес античной, особенно же греческой философии не ограничивается тем, что она служит особым предметом исторического исследования; но он поддерживается в равной степени также и тем продолжающимся значением, которое принадлежит содержанию мыслей античной философии, в силу ее положения в развитии духовной жизни Запада. Центр тяжести при этом падает на факт возвышения знания до степени науки: не довольствуясь накоплением практических сведений и наполненных фантазией умозрений, касающихся религиозных потребностей, греки ищут знания ради него самого. Из слияния с остальными деятельностями культуры знание, как искусство, выделилось в самостоятельную функцию.
Аристотель прожил славную и многотрудную жизнь. Задачей его философии было ничто иное, как самосознание эллинской культуры. Он был величайшим учеником Платона и знаменитым учителем Александра Македонского.

Содержание работы

I. Введение.

II. Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии.

III. Философия и учение Аристотеля.

1) Исходный пункт философии Аристотеля;

а) наука логика;

б) силлогистика Аристотеля;

в) система понятий у Аристотеля.

2) Аристотелевская метафизика.

3) Природа для Аристотеля;

а) астрономические представления Аристотеля;

б) психология Аристотеля;

б.1) животная душа;

б.2) учение об уме.

4) Практическая философия Аристотеля;

а) государство и государственное устройство;

б) поэтическая философия.

IV. Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.69 Кб (Скачать файл)

Парадигма (от греч. parádeigma;, «пример, модель, образец») — осмысление мира на основе идей, взглядов и понятий [3, с.37]. 

Обычно выделяются онтологическая и гносеологическая парадигмы, которые сформировались - одна в античности, а другая в Новое время. В рамках онтологической парадигмы господствует убеждение о данности бытия самого по себе, сопричастность к которому только и придает разумность человеку, его поступкам и учреждениям. Гносеологическая парадигма, напротив, исходит из абсолютности познания или сознания, опираясь на то, что мир дан нам в формах познавательной деятельности; глядя на него, как говорил Кант, мы испытываем удивительное чувство, будто он создан в соответствии с нашим разумом. 

Большое значение для развития философии имеют исследования Аристотеля в области гносеологии–теории познания. Ученый исходит из мысли о том, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания; мир первичен, а сознание вторично. 

Вопрос о познаваемости мира Аристотель не считает дискуссионным. Сомнений в объективности познания у него, видимо нет. «Все люди от природы стремятся к знанию»–пишет он в «Метафизике». По его мнению, любознательность–свойство людей и животных, данное им от рождения. Аристотель убежден, что мир человека и мироздание едины, а формы и законы бытия и мышления в своей сущности тождественны и имеют один и тот же источник [5, с.23]. 

Аристотель опровергает точку зрения скептиков, то есть те, кто «ничего не принимает за истинное». Человеку не все равно, что с ним случиться: упадет ли он в колодезь и в пропасть или нет, он все же проявляет осторожность. Значит, человек знает, что для него объективно лучше, а что хуже. Значит, не все в одинаковой мере истинно. «Дважды два–пять» более истинно, чем «дважды два–тысяча». Эти «более» или «менее», по Аристотелю, существуют в самой природе вещей. А если одно суждение всегда более истинно, чем другое, то тезис о том, что нет ничего истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут. Есть возражения у Аристотеля и против сторонников субъективного идеализма, как позднее было названо учение о создании отдельного человека в качестве основы существующего мира. Аристотель согласен, что, не будь одушевленных существ, не было бы и чувственных представлений о предметах. Но то, что при этом не было бы и самих предметов, Аристотель считает не верным. «Чувственное восприятие, само собой разумеется, не имеет своим предметом само себя, но есть и что-то другое, помимо восприятия, что должно существовать раньше него». 

Основную трудность познания мироздания Аристотель видит в том, что сущность вещей не лежит на их поверхности. Философ различает «более явное и известное для нас» (то есть то, что ближе к чувственному восприятию) и «более явное и известное с точки зрения природы вещей» (суть бытия и причины отдельных вещей и явлений, вообще первоначала и первопричины). Это последнее Аристотель считает наиболее трудным для человеческого познания, поскольку первоначала наиболее удалены от чувственного восприятия. Но вместе с тем Аристотель считает эти первоначала наиболее познаваемыми, поскольку они лучше воспринимаются мыслью.

Заключение (выдержка)

Итак, Аристотель прожил славную и многотрудную жизнь. Задачей его философии было не что иное, как самосознание эллинской культуры. Он был величайшим учеником Платона и знаменитым учителем Александра Македонского. 

Однажды некоего иезуитского профессора XVIII века пригласили посмотреть в телескоп и убедиться, что на Солнце есть пятна, он ответил астроному Кирхеру: «Бесполезно, сын мой. Я два раза читал Аристотеля от начала до конца, и я не обнаружил у него никакого намека на пятна на Солнце. А, следовательно, таких пятен нет». 

Существовала легенда, что Аристотель, будучи не в состоянии решить проблему сильных приливов и отливов в проливе Еврип, отделяющем остров Евбею от Беотии, бросился в него. 

«Искать истину - и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее заменить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина». Эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальной академии наук в Вашингтоне. 

Цицерон так говорил об Аристотеле: «Аристотель, безусловно, первый среди философов, кроме Платона». 

В то время жили и трудились многие философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Парменид, Платон, Пифагор, но Аристотель, ученик Платона в этом списке занимает одно из ведущих мест. 

Греческая философия вырастает на почве замкнутой в себе национальной культуры, она есть чистый продукт греческого духа. Она начинается с обособления потребности к познанию, вращается исключительно около свободного от побочных целей стремления к знанию и оканчивается в лице Аристотеля частью всеобщей теории науки, частью начертанием развившейся отсюда системы наук. Энергия этого чисто теоретического интереса угасает в последующее время и отчасти сохраняется только в скромных работах по отдельным положительным наукам. В философии же, напротив, выступает на первый план практический вопрос о житейской мудрости: знания не ищут больше ради знания, но - только, как средство для правильного строя жизни. 

Список литературы

1. Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1998г. 

2. История философии: Учебник для  вузов / В. Ильин. - СПБ.: Питер, 2003г. 

3. Рассел Б. История западной  философии. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999г. 

4. Философия: Учебник для студентов  технических вузов / Под ред. И.Я. Копылова и В.В. Крюкова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002г. 

5. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. 

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991г. 

7. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. - М., 2001г. 

8. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект: 2005г. 

 


Информация о работе Философия Аристотеля