Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:57, контрольная работа
Описание работы
Научный интерес античной, особенно же греческой философии не ограничивается тем, что она служит особым предметом исторического исследования; но он поддерживается в равной степени также и тем продолжающимся значением, которое принадлежит содержанию мыслей античной философии, в силу ее положения в развитии духовной жизни Запада. Центр тяжести при этом падает на факт возвышения знания до степени науки: не довольствуясь накоплением практических сведений и наполненных фантазией умозрений, касающихся религиозных потребностей, греки ищут знания ради него самого. Из слияния с остальными деятельностями культуры знание, как искусство, выделилось в самостоятельную функцию. Аристотель прожил славную и многотрудную жизнь. Задачей его философии было ничто иное, как самосознание эллинской культуры. Он был величайшим учеником Платона и знаменитым учителем Александра Македонского.
Содержание работы
I. Введение.
II. Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии.
Парадигма (от греч. parádeigma;,
«пример, модель, образец») — осмысление
мира на основе идей, взглядов и понятий
[3, с.37].
Обычно выделяются онтологическая
и гносеологическая парадигмы, которые
сформировались - одна в античности, а
другая в Новое время. В рамках онтологической
парадигмы господствует убеждение о данности
бытия самого по себе, сопричастность
к которому только и придает разумность
человеку, его поступкам и учреждениям.
Гносеологическая парадигма, напротив,
исходит из абсолютности познания или
сознания, опираясь на то, что мир дан нам
в формах познавательной деятельности;
глядя на него, как говорил Кант, мы испытываем
удивительное чувство, будто он создан
в соответствии с нашим разумом.
Большое значение для развития
философии имеют исследования Аристотеля
в области гносеологии–теории познания.
Ученый исходит из мысли о том, что мир
познаваем и существует объективно, независимо
от акта познания; мир первичен, а сознание
вторично.
Вопрос о познаваемости мира
Аристотель не считает дискуссионным.
Сомнений в объективности познания у него,
видимо нет. «Все люди от природы стремятся
к знанию»–пишет он в «Метафизике». По
его мнению, любознательность–свойство
людей и животных, данное им от рождения.
Аристотель убежден, что мир человека
и мироздание едины, а формы и законы бытия
и мышления в своей сущности тождественны
и имеют один и тот же источник [5, с.23].
Аристотель опровергает точку
зрения скептиков, то есть те, кто «ничего
не принимает за истинное». Человеку не
все равно, что с ним случиться: упадет
ли он в колодезь и в пропасть или нет,
он все же проявляет осторожность. Значит,
человек знает, что для него объективно
лучше, а что хуже. Значит, не все в одинаковой
мере истинно. «Дважды два–пять» более
истинно, чем «дважды два–тысяча». Эти
«более» или «менее», по Аристотелю, существуют
в самой природе вещей. А если одно суждение
всегда более истинно, чем другое, то тезис
о том, что нет ничего истинного в том смысле,
что все одинаково ложно, опровергнут.
Есть возражения у Аристотеля и против
сторонников субъективного идеализма,
как позднее было названо учение о создании
отдельного человека в качестве основы
существующего мира. Аристотель согласен,
что, не будь одушевленных существ, не
было бы и чувственных представлений о
предметах. Но то, что при этом не было
бы и самих предметов, Аристотель считает
не верным. «Чувственное восприятие, само
собой разумеется, не имеет своим предметом
само себя, но есть и что-то другое, помимо
восприятия, что должно существовать раньше
него».
Основную трудность познания
мироздания Аристотель видит в том, что
сущность вещей не лежит на их поверхности.
Философ различает «более явное и известное
для нас» (то есть то, что ближе к чувственному
восприятию) и «более явное и известное
с точки зрения природы вещей» (суть бытия
и причины отдельных вещей и явлений, вообще
первоначала и первопричины). Это последнее
Аристотель считает наиболее трудным
для человеческого познания, поскольку
первоначала наиболее удалены от чувственного
восприятия. Но вместе с тем Аристотель
считает эти первоначала наиболее познаваемыми,
поскольку они лучше воспринимаются мыслью.
Заключение
(выдержка)
Итак, Аристотель прожил славную
и многотрудную жизнь. Задачей его философии
было не что иное, как самосознание эллинской
культуры. Он был величайшим учеником
Платона и знаменитым учителем Александра
Македонского.
Однажды некоего иезуитского
профессора XVIII века пригласили посмотреть
в телескоп и убедиться, что на Солнце
есть пятна, он ответил астроному Кирхеру:
«Бесполезно, сын мой. Я два раза читал
Аристотеля от начала до конца, и я не обнаружил
у него никакого намека на пятна на Солнце.
А, следовательно, таких пятен нет».
Существовала легенда, что Аристотель,
будучи не в состоянии решить проблему
сильных приливов и отливов в проливе
Еврип, отделяющем остров Евбею от Беотии,
бросился в него.
«Искать истину - и легко и трудно,
ибо очевидно, что никто не может ни целиком
ее постигнуть, ни полностью ее заменить,
но каждый добавляет понемногу к нашему
познанию природы, и из совокупности всех
этих фактов складывается величественная
картина». Эти слова Аристотеля выгравированы
на здании Национальной академии наук
в Вашингтоне.
Цицерон так говорил об Аристотеле:
«Аристотель, безусловно, первый среди
философов, кроме Платона».
В то время жили и трудились
многие философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен,
Гераклит, Парменид, Платон, Пифагор, но
Аристотель, ученик Платона в этом списке
занимает одно из ведущих мест.
Греческая философия вырастает
на почве замкнутой в себе национальной
культуры, она есть чистый продукт греческого
духа. Она начинается с обособления потребности
к познанию, вращается исключительно около
свободного от побочных целей стремления
к знанию и оканчивается в лице Аристотеля
частью всеобщей теории науки, частью
начертанием развившейся отсюда системы
наук. Энергия этого чисто теоретического
интереса угасает в последующее время
и отчасти сохраняется только в скромных
работах по отдельным положительным наукам.
В философии же, напротив, выступает на
первый план практический вопрос о житейской
мудрости: знания не ищут больше ради знания,
но - только, как средство для правильного
строя жизни.
Список литературы
1. Асмус В. Ф. Античная философия. - М.,
1998г.
2. История философии: Учебник для
вузов / В. Ильин. - СПБ.: Питер, 2003г.
3. Рассел Б. История западной
философии. - Новосибирск: Изд-во НГУ,
1999г.
4. Философия: Учебник для студентов
технических вузов / Под ред. И.Я. Копылова
и В.В. Крюкова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ,
2002г.
5. Философия: Учебник для вузов/Под
ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова.
1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней
и средневековой философии. М., 1991г.
7. Чанышев А.Н. Философия древнего мира:
Учебник для вузов. - М., 2001г.
8. Чанышев А.Н. История философии Древнего
мира: Учебник для вузов. - М.: Академический
Проект: 2005г.