3) природа для Аристотеля.
Природа для Аристотеля есть
живая связь всех единичных субстанций,
которые в своем движении осуществляют
свою форму и при этом в своей совокупности
определяются чистой формой, как высшей
целью. Поэтому, по мнению Аристотеля,
существует только один мир, который действует
с постоянной целесообразностью, как в
движениях единичных вещей, так и в их
отношениях. Осуществление целей происходит
всегда посредством движения материи,
а оно состоит или в перемене места, или
в изменении свойств. Исследуя основные
понятия механики, Аристотель доходит
до воззрения, что мир представляет собой
нечто ограниченное в пространстве, во
времени же, напротив того, находится в
движении без начала и без конца. Он отрицает
реальность пустого пространства и действие
на расстоянии: движение возможно только
через соприкосновение. Ограниченный мир
имеет самую совершенную форму – шарообразную.
В нем существует два главных вида движения
– круговое и прямолинейное. Естественным
носителем кругового движения является
эфир, из которого образуются небесные
тела, а прямолинейное движение принадлежит
элементам земного мира. Поэтому вселенная
распадается на две существенно обособленные
системы: небо с равномерными круговыми
движениями эфира и земля с изменчивыми
прямолинейными взаимно-противоположными
движениями элементов. Первое – средоточие
всего совершенного, соразмерного и неизменного,
последняя же – вместилище несовершенства
и вечно изменчивого разнообразия.
а) астрономические представления
Аристотеля.
Астрономические представления
Аристотеля состоят в следующем: вокруг
неподвижного земного шара концентрически
вращаются шарообразные сферы, в которых
укреплены луна, солнце, пять планет и,
наконец, неподвижные звезды. Принимая
в соображение постоянно одинаковое взаимное
положение этих звезд, Аристотель предполагает
для них только одну общую сферу. Это небо
неподвижных звезд, помещающееся на крайней
периферии мира, приводится в движение
божеством, тогда как прочие сферы получают
свое движение от собственных духов. При
этом Аристотель следовал положениям
Эвдоска и его ученика Каллипса, приписывая,
для объяснения уклонения планет от правильного
пути, каждой из них множество сфер, зависящих
друг от друга, причем данная планета всегда
прикреплена к низшей из этих сфер. При
развитии этой теории Аристотель насчитал
в общем 55сфер. Движению планет он приписывал
влияние на движение элементов, а через
это – на все земное бывание. Различие
земных элементов выводит Аристотель
прежде всего из противоположных прямолинейных
направлений движения. Огонь есть центробежный,
а земля центростремительный элемент;
между ними воздух составляет относительно
легкий, а вода – относительно тяжелый
элемент. Поэтому-то земля имеет свое естественное
место в центре мира; далее по направлению
к небесной окружности расположены –
вода, воздух и огонь.
б) психология Аристотеля.
В психологии Аристотеля следует
различать две части, которые, хотя и соединены
в одно целое, тем не менее ясно обнаруживают
преобладающее влияние различных точек
зрения: это – общая теория животной души,
учение о психических процессах, общих
животному и человеку, хотя у последнего
они и получают более широкое и совершенное
развитие, и учение об уме, как о способности
отличающей человека.
б.1) животная душа.
Животная душа отличается от
растительной, главным образом, своей
объединяющей концентрацией, которой
нет у последней. Главная ее деятельность,
по Аристотелю, состоит в ощущении, которое
он объясняет, через взаимодействие воспринимаемого
и воспринимающего, причем это взаимодействие
для различных чувств обусловливается
различными посредствующими серединами.
Самое первоначальное чувство, присущее
всем животным, есть чувство осязания,
которому Аристотель подчиняет также
и вкус; самое же ценное чувство есть слух. Деятельность
отдельных чувств ограничивается восприниманием
качеств внешнего мира, которые в виде
возможности свойственны им и присущи
их (подобночастной) материи; соединение
же этих качеств в полные восприятия и
усвоение отношений вещей, познаваемых
при посредстве различных чувств, т.е.
их числа, пространственных временных
отношений, их движений, все это производится
центральным чувственным органом, общим
чувством, которое находится в сердце.
В этом центральном органе возникает наше
знание о нашей собственной деятельности;
в нем же сохраняются эти представления,
как образы воображения и по прекращении
внешнего возбуждения. Всякий образ воображения
становится воспоминанием, как только
в нем узнается отобраз прежнего восприятия.
Возникновение представлений, удержанных
в памяти, обусловлено той последовательностью,
которой они между собой связаны; именно
эта ассоциация идей и делает возможным
для человека произвольное припоминание. Наряду
с представлением и его различными степенями
стоит вторая основная форма деятельности
животной души, а именно желание. Причиной
удовольствия и желания всегда служит
ощущение приятного, и наоборот, ощущение
неприятного есть причина неудовольствия
и отвращения. Но желание, по Аристотелю,
чрез согревание и охлаждение, которое
физиологически следует из живости чувства
удовольствия или неудовольствия, вызывает
целесообразные движения органов.
б.2) учение об уме.
Все деятельности животной
души образуют в человеке материю для
развития свойственной ему формы – разума.
Последний, являясь уже не формой тела,
а скорее формой души, вполне нематериален;
он не смешивается с телом, даже и как задаток;
но, как чистая форма, разум прост, неизменяем
и не подвержен страданию. Разум не возникает
вместе с телом, как животные функции души,
он приходит извне, как нечто высшее, Божественное,
и поэтому только он один и переживает
смерть тела. Его основная деятельность
есть мышление, объектом которого являются
те высшие принципы, в которых непосредственно
познаются первые основания всякого бытия
и знания. Разум бывает так же и практическим. Но
в человеческом индивидууме разум не есть
чистая, а только развивающаяся форма:
поэтому-то и следует в человеческом уме
делать различие между его способностью
и его действительностью, его пассивной
материей и активной формой. Вследствие
этого Аристотель, обозначая собственно
ум, как деятельный, противопоставляет
ему, как его еще долженствующий осуществиться
задаток, ум страдательный. Этот задаток
уже заключается в теоретических функциях
животной души, однако только в том смысле,
что у человека они могут стать поводом
для усмотрения тех высших непосредственно
известных принципов. Отсюда постепенное
развитие разума заключается в том, что
у человека, вследствие постоянных чувственных
впечатлений, возникают общие представления,
а эти последние путем индуктивного процесса
становятся в конце концов поводом к тому,
что на первоначальной tabula rasa страдательного
разума появляются познания разума деятельного. Трудности
учения Аристотеля об уме заключаются
прежде всего в том, что «разум», согласно
с обычным способом выражения, рассматривается
и обсуждается, как особенность человеческой
«души», но при этом определяется таким
образом, что он не может более подойти
под родовое понятие души, как «энтелехии
тела». Разумное познание подразделяется
Аристотелем на два вида: теоретический
и практический. Первый, как мудрость,
ведет к знанию, второй, как практичность
– к искусству. Но и практический разум
сам по себе есть только теоретическая
деятельность, усмотрение истинных принципов
поступков; и от свободного решения индивидуума
зависит, желает ли он им следовать или
нет.
4) практическая философия
Аристотеля.
На этих общих теоретических
основаниях зиждется и практическая философия
Аристотеля. Целью всякого человеческого
поступка является благо, осуществляемое
посредством деятельности; само же оно
есть всегда только средство для достижения
высшей цели – блаженства, ради которого
именно желается и все остальное. Свойство,
при помощи которого человек наисовершеннейшим
образом отправляет присущую ему деятельность,
есть добродетель. Из ее применения вытекает,
как необходимое следствие совершенной
деятельности, - удовольствие. Но задача
разума двойная; с одной стороны, она состоит
в познании, с другой – в управлении желаниями
и поступками посредством этого самого
познания. Сообразно с этим, Аристотель
различает дианоэтические и этические
добродетели, первые суть высшие, в них
раскрывается разум, как чистая деятельность
формы; они доставляют самое благородное
и совершенное удовольствие; через них
человек получает доступное для него участие
в божественном блаженстве. Этические
же добродетели имеют свое начало в воле.
Этическая добродетель есть то постоянное
свойство воли, благодаря которому практический
разум господствует над желаниями. Для
выработки ее, кроме задатков к ней и разумного
усмотрения, нужно и упражнение, причем
направление воли должно утвердиться
посредством привычки. Укрощение страстей
разумом состоит только в том, что между
крайностями, к которым стремятся необузданные
страсти, выбирается правильная середина. Из
этого принципа с тонким знанием жизни
и людей выводит Аристотель отдельные
этические добродетели в восходящем порядке.
При этом чисто греческим принципом является
ценность правильной меры.
а) государство и государственное
устройство. Человек, как существо, уже
от природы предназначенное для социальной
жизни, может развить свою «совершенную
деятельность» только в общежитии. Естественная
первоначальная форма этого общежития
есть семья, наиболее совершенная – государство. Государственное
устройство есть такой порядок, в котором
господство исходит от власти, законно
установленной. Поэтому ценность государства
будет зависеть от того, имеет ли в виду
господствующая власть общую государственную
цель, или нет. Но т.к. господство может
принадлежать одному, немногим или множеству,
то и существует шесть основных форм действительного
государственного устройства, из которых
три суть правильные, а три ложные: монархия,
аристократия, тимократия, деспотия, олигархия,
демократия. Из правильных форм государственного
устройства Аристотель считает монархию
и аристократию, как господство лучшего
или лучших, наиболее совершенными, а между
ними монархия заслуживала бы предпочтения,
если бы можно было надеяться, что когда-нибудь
она может соответствовать своему определению,
как господство одного человека, превосходящего
добродетелью всех остальных людей; в
действительности же аристократия представляет
большие гарантии. Из форм ложных господство
массы является наиболее сносной, а тирания
наиболее гнусной формой правления. Лучшее
государство, по Аристотелю, должно было
иметь основную форму народного господства,
но при этом управление общественными
делами должно было бы быть вручено, по
образцу аристократии, наиболее способным
лицам. Это было бы государство мира, а
не войны, и его главная задача состояла
бы в правильном воспитании всех граждан,
которые должны были бы сделаться годными
не только к практической деятельности,
но быть также восприимчивыми к прекрасному
и наконец способными к высшему наслаждению
– познанию.
б) поэтическая философия.
К практической философии у
Аристотеля присоединяется и поэтическая,
т.е. наука о творческой деятельности человека.
Но она в сохранившихся научных сочинениях,
разработана в «Поэтике» только по отношению
к изящным искусствам и в особенности
к поэзии. Всякое искусство, по Аристотелю,
есть подражание; поэтому различные искусства
отличаются друг от друга частью по средствам,
частью по предметам подражания. Средства
поэзии суть: речь, ритм и гармония; предметы
ее – люди и их поступки. Трагедия (анализ
которой и составляет, главным образом,
дошедший до нас отрывок Поэтики) изображает
нам в прекрасных речах какое-нибудь значительное
и законченное деяние в непосредственном
исполнении различных действующих лиц. Цель
же искусства возбудить аффекты человека
до такой степени, чтобы он, именно благодаря
этому возбуждению и возвышению, освобождался
от их власти и очищался. А это возможно
только потому. Что искусство изображает
не эмпирическую действительность, а лишь
то, что могло бы быть возможным само по
себе, а также и потому, что оно возводит
конкретное в общее.
3 Заключение
Итак, Аристотель прожил славную
и многотрудную жизнь. Задачей его философии
было ничто иное, как самосознание эллинской
культуры. Он был величайшим учеником
Платона и знаменитым учителем Александра
Македонского. Однажды некоего иезуитского
профессора XVIII века пригласили посмотреть
в телескоп и убедиться, что на Солнце
есть пятна, он ответил астроному Кирхеру:
«Бесполезно, сын мой. Я два раза читал
Аристотеля от начала до конца, и я не обнаружил
у него никакого намека на пятна на Солнце.
А, следовательно, таких пятен нет». Существовала
легенда, что Аристотель, будучи не в состоянии
решить проблему сильных приливов и отливов
в проливе Еврип, отделяющем остров Евбею
от Беотии, бросился в него. « Искать истину
– и легко и трудно, ибо очевидно, что никто
не может ни целиком ее постигнуть, ни
полностью ее заменить, но каждый добавляет
понемногу к нашему познанию природы,
и из совокупности всех этих фактов складывается
величественная картина». Эти слова Аристотеля
выгравированы на здании Национальной
академии наук в Вашингтоне. Цицерон так
говорил об Аристотеле: «Аристотель, безусловно,
первый среди философов, кроме Платона».
ЛИТЕРАТУРА
1. Виндельбанд В. История древней
философии. – К.: Тандем, 1995. – 368с.
2. Гусейнов А.А. Этика Аристотеля.
– М.: Знание, 1984. – 64с.
3. Таранов П.С. Анатомия мудрости.
106 философов: жизнь, судьба, учение. Т.1.
– Симферополь: Таврия, 1995. – 463с.
4. История философии в кратком
изложении/ Пер. с чеш. И.И.Богута. – М.:
Мысль, 1991. – 590с.
Аристотель является самым
универсальным мыслителем всех времен
и народов. Вся современная философия,
наука и культура, так или иначе, обязаны
Аристотелю. Философская мысль Древней
Греции достигла наибольшей высоты в творениях
Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически
вобравшие в себя достижения античной
науки, являют собой грандиозную систему
конкретно-научного и собственно философского
знания в его удивительной глубине, тонкости
и масштабности. Образованное человечество
училось, учится, и в веках будет учиться
у него философской культуре.
Аристотель - ученик Платона,
но по ряду принципиальных вопросов он
расходился со своим учителем. В частности,
он считал, что платоновская теория идей
совершенно недостаточна для объяснения
эмпирической реальности. Именно Аристотелю
принадлежит изречение: «Платон мне друг,
но истина дороже!». Он стремился преодолеть
платоновский разрыв между миром чувственных
вещей и миром идей. Даже стиль Аристотеля
существенно отличался от платоновского.
Если Платон создавал свои произведения
в форме диалогов, то Аристотель писал
философские тракты.
Платон и Аристотель отличались
не столько взглядами, сколько характером
и отношением к поиску истины. Платон -
вдохновенный художник и писатель, которого
фантазия уносит из реального мира. Аристотель
- собранный вдумчивый исследователь,
который ничего вокруг не склонен оставлять
без внимания и определения. Хотя в античные
времена не было науки в современном понимании,
Аристотель подошел к ней ближе всех и
был, и был, можно сказать, типичным ученым.
Выдержка
из основной части
Аристотель - величайший из
древнегреческих философов, основоположник
дуализма, «отец логики», ученик и решительный
противник Платона.
Со времен жизни Аристотеля
понятие философии претерпело самые разнообразные
модификации. Сегодня оно определяется
весьма противоречиво и спорно. Несмотря
на то, что по отношению к философии, ее
проблемам, предмету и методу единство
кажется недостижимым, нельзя отрицать
наличие в ней различных направлений и
подходов или, используя модный после
Т. Куна термин «парадигм», число которых
не так уж велико.