Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:24, реферат
Данте Алигьери именно как автор «Божественной комедии» является как бы связующим звеном от средневековой культуры к культуре Возрождения. В одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени.
Чем знаменательна философия эпохи Возрождения?
Во-первых, самим термином «Возрождение», или «Ренессанс», обозначают культуру Европы XIII-XVI столетий. В этот период отмечено огромное количество знаменательных событий. В их числе – развитие техники, промышленности, мореплавания, торговли, военного дела. Также немалых высот общество достигло в изучении математики, механики, естествознания и многих других наук, которые помогли в дальнейшем сформировать новое представление о мире, отличное от Средних веков.
Во-вторых, началась эпоха Великих географических открытий, таких как, открытие Америки Христофором Колумбом в 1492г., экспедиция Васко да Гамы в Индию в 1497-1513гг., первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана в 1519-1522гг. и др.
В-третьих, это формирование абсолютистской монархии, изобретение европейского книгопечатания, установление новой астрономической системы, открытие гелиоцентрической системы в космологии и т.д.
Все это и многое другое
кардинально изменило взгляды людей
на мир и на положение человека
в нем. Можно даже сказать, что
новое мировоззрение
Выдающиеся люди этой эпохи
ставили перед собой
Среди наиболее значимых фигур
эпохи следует назвать поэтов
Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский
поэт, исследователь древности, гуманист.
Славу принесли ему латинские
стихотворения, и в 1341г по решению
римского сената, на Капитолии был
торжественно увенчан лаврами поэта-
Для этой эпохи характерны идея гуманизма – одного из важнейших принципов ренессансной культуры, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинств, права на земные радости и счастье. Мыслители своим духовным творчеством охватывают все сферы бытия, тем самым доказывая право человека называть себя «вторым богом» или «как бы богом». Несмотря на то, что в эпоху Возрождения слово «культура» еще не использовалось, творческие деятели уже в то время охарактеризовали свою активность как фундамент культуры или особая человеческая деятельность, отраженная в предметах искусства, мысли, социальной и политической жизни.
Поэт, философ и гражданин
Данте Алигьери выступает в Италии
в конце ХIII–начале ХIV в. Своим
творчеством он открыл новую страницу
культурной истории Европы, которая
пишется и поныне. Его называют
последней личностью
Данте Алигьери родился во
Флоренции в мае 1265 года в старинной,
но обедневшей дворянской семье. Ни о
родителях, ни о его детских годах
сведений почти не сохранилось. Его
образование было достаточно поверхностным,
но он приобретал знания в течении
жизни, и, благодаря своей
В девятилетнем возрасте Данте полюбил свою ровесницу Беатриче, ей суждено было стать первой и единственной музой великого флорентийского мыслителя. В семнадцать лет при случайной встрече юноша понял, что в образ Биатриче он влюблен больше, чем в реального человека. Он испытывал к ней трепетные и возвышенные чувства, но никогда не принимал попыток сблизиться.
Когда 25-летняя Биатриче умерла, Данте создал во славу своей платонической любви нежные и трогательные сонеты, называя Беатриче «молодою донной непорочной». Эти сонеты были изданы в 1291 году и вошли в роман Данте «Новая жизнь».
Чтобы облегчить боль утраты 34-летний Данте женится на флорентийской красавице и посвящает себя общественной деятельности.
В его родной Флоренции в ходе политической борьбы партия влиятельных горожан гвельфы разделилась на так называемых белых, сторонников короля, и черных, ярых приверженцев папы.
Белый гвельф Данте отправляется защищать интересы Флоренции при дворе в Риме. В то время, как он борется с Бонифацием VIII сатирическими памфлетами, в его городе одерживают победу черные гвельфы. В 1302 году они заочно лишают Данте всех постов, обвиняют его в ереси и мошенничестве, конфискуют имущество и даже приговаривают к смертной казни в случае возвращения во Флоренцию. Его бескорыстное желание служить Флоренции было растоптано. От него отвернули все, даже бывшие союзники. Он был изгнан из родного города, где все напоминало о родной Беатриче. Позже Данте напишет в «Божественной комедии»:
«Земную жизнь пройдя до середины,
Я оказался в сумрачном лесу»
Оставшись без средств, он отдалился от всех и целиком отдался литературному творчеству. С 1304 по 1308 Данте создал трактат о народной речи и приступил к философскому альманаху «Пир», который содержал богословские эссе, астрологический сборник, средневековую теорию любви, переосмысленную под влиянием его чувств к Беатриче.
6 ноября 1315 года во Флоренции
вновь было подтверждено
В 1320 году вышли последние
сочинения «Трактат о земле и
воде» и два поэтических
В последние годы жизни
Данте неустанно продолжал
Данте Алигьери именно как автор «Божественной комедии» является как бы связующим звеном от средневековой культуры к культуре Возрождения. В одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени.
Джованни Боккаччо – великий
итальянский писатель, является первым
исследователем творчества Данте. Само
название «Божественная комедия» принадлежит
именно ему. Данте дал своей поэме
название «Комедия», то есть произведение
с печальным началом и
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнес
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…»
Считается, что идея поэмы появилась у ее создателя, после увиденного им в 1300 году сна, где он, вместе со своим проводником, классиком и литературным учителем, Вергилием, отправляется изучать загробный мир. Также половина жизни, по средневековым представлениям – 35 лет. Так как Данте родился во второй половине мая 1265 года, то полжизни он прошел к началу XIV столетия. Известно, что произведение писалось в течение последних четырнадцати лет жизни, то есть после 1300 года.
Целью поэмы является предупредить людей совершать зло, и направить их совершать добро. Большая часть поэмы уделена воспеванию Беатриче, ведь именно она родила в поэте великую силу любви к ней, и спасла от противоречий его идеологии, отраженной в других произведениях.
«Божественная комедия» отличается необыкновенно чёткой, продуманной композицией. Она делится на три большие части («кантики»), посвящённые изображению трёх частей загробного мира, согласно учению католической церкви, - Ада, Чистилища и Рая. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен. В композиционной структуре поэму мистическое значение принимает число 3 и производное от него 9 (символизация христианской идеи о троице), а так же на этих числах основано все построение загробного мира, которое продуманно до самых мельчайших подробностей, например таких, как окончание каждой кантики одним и тем же словом "звезды", а имя Христа рифмуется только с самим собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Мария, и т.д.
Поэма задумана как рассказ о путешествии по загробному миру, построенный на целой системе загадочных символов и образов, которым придан иносказательный смысл.
Автор говорит о том, как однажды заблудился в темном лесу, под которым читатель может разгадать, что имеется в виду аллегорический греховный лес человеческих заблуждений и греховных нравов, куда попадает поэт, сбившись с верного пути.
Над лесом грехов и заблуждений возвышается гора добродетели, над которой восходит солнце истины. Выход Данте к подножию этой горы открывает путь спасения, как для заблудшего путника, так и для греховного человечества.
Поднявшись на холм добродетели и спасения поэту препятствуют три зверя, олицетворяющих главные человеческие пороки: барс (в других переводах - рысь, пантера) - ложь, предательство, сладострастие.
Лев - гордость, властолюбие, насилие.
Волчица - алчность, корыстолюбие, эгоизм.
Аллегорические образы имеют
у Данте и историко-
Загробный мир Данте изображает согласно представлениям схоластической науки: земля составляет неподвижный центр мира, внутри неё помещается ад. На воротах его – страшная надпись: «Оставь надежду, всяк, сюда входящий!» Ад имеет форму гигантской воронки, состоящей из девяти кругов. В каждом кругу казнится определённый грех; чем ниже и уже круг, тем тяжелее грех и кара.
4.1 Ад
Первый круг Ада носит название Лимб (от лат. - край). здесь пребывают души добродетельных нехристиан и младенцев, умерших некрещеными, потому что, согласно учению церкви, в рай может попасть только крещеный. Здесь Данте и Вергилий встречают античных героев и поэтов, например, Гомера, воспевшего Троянскую войну, Горация (65-8 до н.э.) - известного сатирика нравов.
По мере приближения к
центру Ада круги становятся все
уже, а муки грешников - все страшнее.
На втором кругу мучаются души людей,
предававшихся пороку сладострастия.
Здесь герой встречает
Вход на третий круг Ада охраняет Цербер - трёхглавый пес со змеиным хвостом, символизирует животную страсть к обжорству и терзает души чревоугодников. Здесь придается мучениям Чакко, человек, который не имел средств, чтобы удовлетворить свою необычайную прожорливость, и потому являлся без приглашения на чужие пиры; но его не любили за остроумие и обходительность.
Плутос - античный бог богатства. У Данте он охраняет четвертый круг Ада. Здесь томятся скупые и расточительные.
Поток второй реки Ада - Стикса, впадает в зловонное болото. Здесь начинается пятый круг, где терзают друг друга гневливые грешники, предававшихся необузданному гневу и лени.