Философия "Божественной комедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Данте Алигьери именно как автор «Божественной комедии» является как бы связующим звеном от средневековой культуры к культуре Возрождения. В одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени.

Файлы: 1 файл

божественная комедия данте синтез философского и художественного творчества.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)
  1. Философия эпохи Возрождения

 

Чем знаменательна философия  эпохи Возрождения?

Во-первых, самим термином «Возрождение», или «Ренессанс», обозначают культуру Европы XIII-XVI столетий. В этот период отмечено огромное количество знаменательных событий. В их числе  – развитие техники, промышленности, мореплавания, торговли, военного дела. Также немалых высот общество достигло в изучении математики, механики, естествознания и многих других наук, которые помогли в дальнейшем сформировать новое представление  о мире, отличное от Средних веков.

 

Во-вторых, началась эпоха  Великих географических открытий, таких  как, открытие Америки Христофором  Колумбом в 1492г., экспедиция Васко да Гамы в Индию в 1497-1513гг., первое кругосветное плавание под руководством Фернана  Магеллана в 1519-1522гг. и др.

 

В-третьих, это формирование абсолютистской монархии, изобретение  европейского книгопечатания, установление новой астрономической системы, открытие гелиоцентрической системы  в космологии и т.д.

 

Все это и многое другое кардинально изменило взгляды людей  на мир и на положение человека в нем. Можно даже сказать, что  новое мировоззрение противопоставляло  себя Средневековью, формирую новый  жизненный уклад.

Выдающиеся люди этой эпохи  ставили перед собой грандиозные  задачи объяснить жизнь природы, общества и человека. Они, обращаясь  к идеям античной философии, в  центр своего изучения ставили человека. А развивая естественные и гуманитарные науки, заложили основы опытного естествознания Нового времени.

Среди наиболее значимых фигур  эпохи следует назвать поэтов Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский  поэт, исследователь древности, гуманист. Славу принесли ему латинские  стихотворения, и в 1341г по решению  римского сената, на Капитолии был  торжественно увенчан лаврами поэта-лауреата. Петрарка, наряду с Данте и Дж.  Боккаччо, является гуманистическим  поэтом культуры эпохи Возрождения  и создателем итальянского литературного  языка. Данте Алигьери  (1265-1321) –  писал песни, восхваляющие Биатриче (возлюбленная, которая стала для  него музой и прекрасным символом, любовь к  которой стала его  смыслом  на всю жизнь ), в 1295 году написал «Новую жизнь», повесть об обновившей его любви. Самым известным  произведением является «Божественная  комедия» (1306-1321). Произведение состоит  из трех частей – Ад, Чистилище, Рай. Джованни Боккаччо (1313-1375) – главное  его произведение «Декамерон» - книга  гуманистических новелл, проникнутых  духом свободомыслия, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, прославляющая  кипучую энергию и полнокровную жизнь горожанина нового типа. Леонардо да Винчи (1452-1519) -  великий художник и гениальный ученый, математик, механик  и инженер. Его знаменитые картины  – это «Мона Лиза», «Тайная  вечеря», «Мадонна с горностаем». Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в  историю архитектуры, искусства, физики. Альбрехт Дюрер (1478-1521) – мыслитель, инженер, архитектор, скульптор, гравер и художник. Изображал человеческие фигуры в мифологических сценах с  превосходным чувством пропорций. Создал множество превосходных гравюр. Его  работы оказали большое влияние  на следующие поколения. «Кто меньше полагается на милость судьбы, тот  дольше удерживается у власти» - говорил  государственный деятель, историк, писатель и тончайший дипломат Никколо  Макиавелли (1469-1527). Считал республику лучшей формой государственной власти, но понимал, что в современных  условиях в Италии это невозможно. Среди его сочинений – трактат  «О военном искусстве», «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции», комедия «Мандрагора», сонеты и новеллы.

 

Для этой эпохи характерны идея гуманизма – одного из важнейших  принципов ренессансной культуры, отстаивание  принципа творческой самостоятельности  человека, его достоинств, права  на земные радости и счастье. Мыслители  своим духовным творчеством охватывают все сферы бытия, тем самым  доказывая право человека называть себя «вторым богом» или «как бы богом». Несмотря на то, что в эпоху  Возрождения слово «культура» еще  не использовалось, творческие деятели  уже в то время охарактеризовали свою активность как фундамент культуры или особая человеческая деятельность, отраженная в предметах искусства, мысли, социальной и политической жизни.

 

  1. Биография

 

Поэт, философ и гражданин  Данте Алигьери выступает в Италии в конце ХIII–начале ХIV в. Своим  творчеством он открыл новую страницу культурной истории Европы, которая  пишется и поныне. Его называют последней личностью средневековья  и первым титаном Возрождения. Он был основателем литературного  итальянского языка и автором  великого памятника эпохи Возрождения.

Данте Алигьери родился во Флоренции в мае 1265 года в старинной, но обедневшей дворянской семье. Ни о  родителях, ни о  его детских годах  сведений почти не сохранилось. Его  образование было достаточно поверхностным, но он приобретал знания в течении  жизни, и, благодаря своей любознательности и упорству, стал одним из самых  образованных людей эпохи.

В девятилетнем возрасте Данте  полюбил свою ровесницу Беатриче, ей суждено было стать первой и  единственной музой великого флорентийского мыслителя. В семнадцать лет при  случайной встрече юноша понял, что в образ Биатриче он влюблен  больше, чем в реального человека. Он испытывал к ней трепетные  и возвышенные чувства, но никогда  не принимал попыток сблизиться.

Когда 25-летняя Биатриче умерла, Данте создал во славу своей платонической  любви нежные и трогательные сонеты, называя Беатриче «молодою донной непорочной». Эти сонеты были изданы в 1291 году и  вошли в роман Данте «Новая жизнь».

Чтобы облегчить боль утраты 34-летний Данте женится на флорентийской  красавице и посвящает себя общественной деятельности.

В его родной Флоренции  в ходе политической борьбы партия влиятельных горожан гвельфы  разделилась на так называемых белых, сторонников короля,  и черных, ярых приверженцев папы.

Белый гвельф Данте отправляется защищать интересы Флоренции при  дворе в Риме. В то время, как  он борется с Бонифацием VIII сатирическими  памфлетами,  в его городе одерживают победу черные гвельфы. В 1302 году они  заочно лишают Данте всех постов, обвиняют его в ереси и мошенничестве, конфискуют имущество и даже приговаривают  к смертной казни в случае возвращения  во Флоренцию. Его бескорыстное желание  служить Флоренции было растоптано. От него отвернули все, даже бывшие союзники. Он был изгнан из родного  города, где все напоминало о родной Беатриче. Позже Данте напишет  в «Божественной комедии»:

 

«Земную жизнь пройдя до середины,

Я оказался в сумрачном  лесу»

 

Оставшись без средств, он отдалился от всех и целиком отдался  литературному творчеству. С 1304 по 1308 Данте создал трактат о народной речи и приступил к философскому альманаху «Пир», который содержал богословские эссе, астрологический  сборник, средневековую теорию любви, переосмысленную под влиянием его  чувств к Беатриче.

6 ноября 1315 года во Флоренции  вновь было подтверждено изгнание  поэта. Надежд на возвращение  домой больше не было. После  13 лет скитаний Данте решил  поселиться в Ровене. Там увидел  свет новый трактат Данте «О  монархии», отстаивавший его утопическую  идею единого правителя мира.

В 1320 году вышли последние  сочинения «Трактат о земле и  воде» и два поэтических обращений  к ученику -  поэту Джованни дель Вирджилио. За месяц до кончины Данте  завершил работу над комедией, которую  позже назовут «Божественной». Над  главным трудом своей жизни он работал 14 лет. Данте изобразил тернистый  путь скитаний человечества, ради покаяния и искупления грехов. Первыми критиками  и комментаторами «Божественной  комедии» стали сын Данте Якопо, Джованни Боккаччо и Торквато Тассо.

В последние годы жизни  Данте неустанно продолжал заниматься общественной деятельностью, 56-летний поэт  отбыл посланником в Верону, но в пути заболел лихорадкой и 14 сентября 1321 скончался. Смерть, как  и изгнание, настигла его за исполнением  общественных обязанностей, которые  он почитал священным долгом. В  судьбе Данте переплелись взлеты и падения, а неугасимая любовь к  образу Беатриче, сплелась с тоской по утраченной родине. Эти чувства  в сочетании с литературным талантом подвигли Данте Алигьери на создание грандиозной поэмы, достойной называться «Божественной» 

 

  1. Содержание поэмы

 

Данте Алигьери именно как  автор «Божественной комедии» является как бы связующим звеном от средневековой  культуры к культуре Возрождения. В  одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени.

Джованни Боккаччо – великий  итальянский писатель, является первым исследователем творчества Данте. Само название «Божественная комедия» принадлежит  именно ему. Данте дал своей поэме  название «Комедия», то есть произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, здесь не ставится задача вызвать смех у читателя.

 

«Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном  лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

 

Каков он был, о, как произнес

Тот дикий лес, дремучий и  грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

 

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши  навсегда,

Скажу про все, что видел  в этой чаще…»

 

Считается, что идея поэмы  появилась у ее создателя, после  увиденного им в 1300 году сна, где он, вместе со своим проводником, классиком  и литературным учителем, Вергилием, отправляется изучать загробный  мир. Также половина жизни, по средневековым  представлениям – 35 лет. Так как  Данте родился во второй половине мая 1265 года, то полжизни он прошел к  началу XIV столетия. Известно, что произведение писалось в течение последних  четырнадцати лет жизни, то есть после 1300 года.

 

Целью поэмы является предупредить людей совершать зло, и  направить  их совершать добро. Большая часть  поэмы уделена воспеванию Беатриче, ведь именно она родила в поэте  великую силу любви к ней, и  спасла от противоречий его идеологии, отраженной в других произведениях. 

 

  1. Структура поэмы

 

«Божественная комедия» отличается необыкновенно чёткой, продуманной  композицией. Она делится на три  большие части («кантики»), посвящённые  изображению трёх частей загробного мира, согласно учению католической церкви, - Ада, Чистилища и Рая. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен. В  композиционной структуре поэму  мистическое значение принимает  число 3 и производное от него 9 (символизация христианской идеи о троице), а так  же на этих числах основано все построение загробного мира, которое продуманно до самых мельчайших подробностей, например таких, как окончание каждой кантики одним и тем же словом "звезды", а имя Христа рифмуется  только с самим собой и в  аду  вовсе не упоминается, как  и имя Мария, и т.д.

Поэма задумана как рассказ  о путешествии по загробному миру, построенный на целой системе  загадочных символов и образов, которым  придан иносказательный смысл.

Автор говорит о том, как  однажды заблудился в темном лесу, под которым читатель может разгадать, что имеется в виду аллегорический греховный лес человеческих заблуждений  и греховных нравов, куда попадает поэт, сбившись с верного пути.

Над лесом грехов и заблуждений  возвышается гора добродетели, над  которой восходит солнце истины. Выход  Данте к подножию этой горы открывает  путь спасения, как для заблудшего путника, так и для греховного человечества.

Поднявшись на холм добродетели  и спасения поэту препятствуют три  зверя, олицетворяющих главные человеческие пороки: барс (в других переводах - рысь, пантера) - ложь, предательство, сладострастие.

Лев - гордость, властолюбие, насилие.

Волчица - алчность, корыстолюбие, эгоизм.

Аллегорические образы имеют  у Данте и историко-политический смысл: лес - Италия, погрязшая в пороках  и смутах; гора - идеальная монархия; пестрый барс - флорентийская республика, разделившаяся на Белых и Черных; лев - правители-тираны, представители  французской династии, волчица - алчная Римская Церковь, погрязшая в  мздоимстве и лицемерии.Вергилий, избавляющий  поэта от земных пороков – символ просвещенного разума, ведущего к  высшему познанию и земной мудрости (философия, наука), Беатриче – религиозная, небесная мудрость (разум – преддверие веры), богословие, олицетворенное в  образе возлюбленного поэта. Его  любовь очищается теперь от всего  земного, греховного.

Загробный мир Данте изображает согласно представлениям схоластической науки: земля составляет неподвижный  центр мира, внутри неё помещается ад. На воротах его – страшная надпись: «Оставь надежду, всяк, сюда входящий!» Ад имеет форму гигантской воронки, состоящей из девяти кругов. В каждом кругу казнится определённый грех; чем ниже и уже круг, тем  тяжелее грех и кара.

 

4.1 Ад


Первый круг Ада носит  название Лимб (от лат. - край). здесь  пребывают души добродетельных нехристиан и младенцев, умерших некрещеными, потому что, согласно учению церкви, в  рай может попасть только крещеный. Здесь Данте и Вергилий встречают  античных героев и поэтов, например, Гомера, воспевшего Троянскую войну, Горация (65-8 до н.э.) - известного сатирика нравов.

По мере приближения к  центру Ада круги становятся все  уже, а муки грешников - все страшнее. На втором кругу мучаются души людей, предававшихся пороку сладострастия. Здесь герой встречает Семирамиду - легендарную царицу Ассирии и  Вавилона, вдову царя Нина. Древние  авторы писали о ее необузданном сладострастии; Клеопатру - египетскую царицу, возлюбленную Цезаря и Антония, покончила с  собой после гибели Антония; Елену - жену спартанского царя Менелая, похищенную Парисом, сыном троянского царя Приама, ее похищение вызвало десятилетнюю Троянскую войну ("Илиада") и  многих других.

Вход на третий круг Ада  охраняет Цербер - трёхглавый пес со змеиным хвостом, символизирует  животную страсть к обжорству  и терзает души чревоугодников. Здесь  придается мучениям Чакко, человек, который не имел средств, чтобы удовлетворить  свою необычайную прожорливость, и  потому являлся без приглашения  на чужие пиры; но его не любили за остроумие и обходительность.

Плутос - античный бог богатства. У Данте он охраняет четвертый  круг Ада. Здесь томятся скупые и  расточительные.

Поток второй реки Ада - Стикса, впадает в зловонное болото. Здесь  начинается пятый круг, где терзают  друг друга гневливые грешники, предававшихся  необузданному гневу и лени.

Информация о работе Философия "Божественной комедии"