Философия "Божественной комедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Данте Алигьери именно как автор «Божественной комедии» является как бы связующим звеном от средневековой культуры к культуре Возрождения. В одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени.

Файлы: 1 файл

божественная комедия данте синтез философского и художественного творчества.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

Первые пять кругов, уже  пройденных поэтами, образуют Верхний  Ад, где мучаются грешившие несдержанностью. Далее расположен Нижний Ад, где  караются самые тяжкие грехи - обман, насилие, предательство.

На шестом кругу наказываются еретики, сектанты и не верующие в  Бога, где Данте  встречает эпикурейцев, последователей Эпикура (ок.342-270 до н.э.), греческого философа, считавшего целью  жизни удовольствие, отрицавшего  бессмертие души и традиционное поклонение богам. В средние века эпикурейцами называли всех атеистов.

Седьмой круг (первый круг Нижнего  Ада), где находятся насильники, разделен на три пояса. В первом поясе карается насилие над ближним (убийство, нанесение  ран) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснение); во втором - насилие  над собой (самоубийство) и над  своим достоянием (игра и мотовство, т.е. бессмысленное уничтожение имущества, считающееся более тяжким грехом, чем расточительность - любовь к  чрезмерным тратам, караемая в четвертом  круге). В третьем поясе наказываются преступления пропив Бога (богохульство) и созданного им порядка: против естества - содомия, против искусства - лихоимство.

На восьмом круге в  десяти рвах ("злых щелях") караются те, кто обманул "не доверившихся", т.е. не близких, а посторонних: сводники и обольстители, льстецы, святокупцы (продавцы церковных должностей), прорицатели  и колдуны, мздоимцы (взяточники), лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики  раздора, подельщики металлов, денег  и слов.

Обман считается самым  тяжким грехом, если обманутый связан с обманщиком узами доверия. В  девятом круге, на самом дне Ада, казнятся те, кто обманул "доверившихся", т.е. предатели. Предательство - крайняя  степень нарушения законе любви, предписанного Богом и природой. В девятом круге четыре пояса: Каина - где казнятся предатели родных, Антенора - где помещены предатели  родины, Толомея - где находятся предатели  друзей, Джудекка - где находятся  предатели  благодетелей. Посередине, в центре Ада, в царстве вечных льдов, Люцифер терзает в трех своих пастях предателей "величества" (носителей величия) - земного и  небесного.

Аристотель в своей "Этике" предложил классификацию пороков: несдержанность, злоба, буйное скотство. Невоздержанные, т.е. злоупотреблявшие естественными наслаждениями, телесными  или душевными, менее виновны, чем  насильники и обманщики, поэтому  они караются в кругах со второго  по пятый.

 

4.2 Чистилище


 

Центр Земли соединяется  с южным полушарием узким коридором, через который Данте и Вергилий выходят на поверхность, и перед  ними открывается остров, окруженный бескрайним океаном. Чистилище представлено в виде горы, формы усеченного конуса, которая, как и Ад, состоит из ряда кругов, сужающихся по мере приближения  к вершине, которые охраняет Катон. На вершине горы находится пустынный  лес Земного Рая.

На лбу Данте мечом  начертали семь "Р" (от лат."Peccatum" - грех), т.е. семь смертных грехов, от которых  надлежит очиститься по мере восхождения  на гору Чистилища. Страж каждого  отделения  будет стирать со лба  поэта по одной букве.

Береговая часть у подножия Чистилища именуется Предчистилищем. Здесь ожидают входа в Чистилищет  души умерших, до смертного часа медлившие  с покаянием и  умершие насильственною смертью.

Структура Чистилища состоит  из семи кругов, по числу смертных грехов, таких как, гордость, зависть, гнев, уныние, скупость (вместе с расточительностью), чревоугодие, сладострастие.

1-3 круги - это любовь  к "чужому злу", то есть  гордость, зависть, гнев; 4 круг -  недостаточная любовь к истинному  благу (уныние); 5-7 круги  — чрезмерная  любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие).

На вершине острова  зеленеет пустынный лес Земного  Рая, который после грехопадения Адама и Евы остался необитаем. Здесь погружаются в волны  Леты очистившиеся души, смываю память о содеянном добре, и отсюда возносятся в Небесный Рай.

Чистилище, как и Ад, имеет 10 уровней: береговая полоса, Предчистилище, семь кругов и Земной Рай. Когда настанет Страшный Суд над живыми и мертвыми, Чистилише опустеет. А вечно будет  только Ад и Небесный Рай.

 

4.3 Рай


 

Пространство, вокруг земного  шара заполнено атмосферой, которая  в свою очередь окружена сферой огня, состоящей из 9 сфер, расположенной  за пределами сферы звезд и  имеющей огненную природу. Из них  первые семь - небеса планет: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и  Сатурна. Восьмое небо - небо звезд.

Эти восемь небес объемлет девятое, Кристальное небо, или Перводвигатель (точнее: первое движимое), которое увлекает их в своем вращении и наделяет их силой влияния на земную жизнь.

 Здесь восседают ветхозаветные  и новозаветные праведники, достойными  лицезреть Бога, среди них и  Беатриче. Престол Господа Бога  окружен девятью кругами ангельских  чинов. 

Данте и Беатриче отправляются путешествовать в недра каждой из планет, где поэт встречает блаженные  души: в недрах Луны и Меркурия - души еще сохранили человеческие очертания, а в остальных планетах и в  звездном небе - в виде лучезарных огней, выражающих свою радость усилением  света.

На Луне он видит праведников, нарушивших данный ими обет, на Меркурии - честолюбивых деятелей; на Венере - любвеобильных; на Солнце - мудрецов; на Марсе - воителей за веру; на Юпитере - справедливых; на Сатурне - созерцателей; в звездном небе - торжествующих.

Поднявшись с вершины  горы Чистилища и огибая земной шар  в своем полете сквозь девять небес, Данте возносится в Эмпирей. Здесь, в зените Земного Рая, в сердцевине мистической Розы, его путь завершается.

 

Наибольшей известностью и популярностью  традиционно  пользуется первая часть «Божественной  комедии» - «Ад»; здесь царят драматизм  и суровая реальность жизни. Во второй части – «Чистилище» - напряженность  действия постепенно снижается, здесь  меньше действующих лиц. Эти тенденции  сохраняются и при переходе к  третьей части – «Раю». Те, кто  находится в Аду, отбывают вечную кару за совершенные ими преступления, однако бремя земных грехов позволяет  им сохранить индивидуальность. Когда  же душа, очищаясь, поднимается к  Небу, она оставляет за собой все  земное и суетное.

Загробный мир в интерпретации  Данте обретает поразительную конкретность благодаря редкой наблюдательности поэта и его непревзойденному чувству стиля. Тени умерших, бросающиеся  в лодку Харона, поэт сравнивает с «древесными листьями, падающими  в осеннюю пору один за другим до последнего, пока не обнажаются носившие их ветки»; тени, встретившиеся ему  в одном из кругов Ада, всматриваются  в пришельца, «прищуривая глаза  так, как делает старый портной, вдевая нитку в ушко иглы»; грешник ныряет в смолу, «как дикая утка скрывается под водой при налете сокола, который  улетает в небо пристыженный и  усталый», и т.д.

Разумеется, картины загробного мира служили только для поэтического чувства автора; однако сам он глубоко  и искренне верил в этот мир, а  потому, воссоздавая его, до того сжился с изображаемым, что без труда  способен вызвать те же сильные ощущения и в читателе. Входя в царство  мертвых, Данте прихватил с собой  все земные человеческие страсти. С  христианской точки зрения, подобные эмоции, возможно, и не всегда уместны. У Данте даже святые дают волю чувствам – горячатся и негодуют, но в  этой странности и заключается их неповторимое поэтическое обаяние, без этого негодования, наверное, не было бы и самых поэтических  страниц «Рая».

Образы Данте – живые  личности, которые в загробном  мире сохраняют те же чувства и  мысли, что и в земной жизни. Особенно это качается «Ада», где перед  читателем предстает целая буря чувств, страстей  и грозных событий. Данте была  присуща способность  обрисовывать фигуры персонажей одним  штрихом; благодаря своему энергичному  слогу он мог уместить целый мир  идей и чувств в одну строчку,  в одну картину. Пластическое дарование  Данте разнообразно и неистощимо; его рука в состоянии несколькими  взмахами изваять фигуры и сцены, которые немедленно оживают. 
5. Философские выводы

 

Известно, что Данте Алигьери закончил свою комедию незадолго  до смерти. И смело можно назвать  это произведение итогом всей его  жизни. В скитаниях по чужим странам  Данте вынашивал и создавал свое величайшее творение, которое дает ясную картину его представлений  о мире и действительности. Это  как проповедь важных для него идей. Многие философы называют "Божественную комедию" высшим достижением средневековой  культуры и является переходом к  новой эпохе.

 

Жанр комедии можно  определить как средневековое видение, связанное с античной традицией, которое смогло объединить в себе проблему философского содержания и  конструирование искусства, что  не сможет обойти мимо ни философию, ни искусство. Объединяя в себе совершенно разные формы, она образует фундаментальный  род поэзии нового.

 

Совокупность философских, эстетических, научных и политических учений средних веков в "Божественной комедии" образуют воплощение новых  гуманистических идей.

 

Переход к искусству, как  к высшей субстанции, по Данте, лежит  через развитие сознания, то есть накопление знания о богословии, схоластике и  поэзии, как аллегоричным целом.однако для самого Данте определяющую роль в его дальнейшей судьбе поэта  и мыслителя сыграло не получение  образования и не круг общения, а  возвышенное и страстное чувство  к Беатриче, впервые робко постучавшееся  в его души в еще юном возрасте и с тех пор неизменно озарявшее  великим светом гармонии, добра и  истины его не легкий жизненный путь.

 

В истории мировой культуры Данте остался человеком, который  не следовал за своей эпохой, а наоборот, увлекал ее за собой, просвещая, наставляя  и исправляя ее ошибки и заблуждения. Его произведения послужили источником вдохновения для многих поколений  поэтом, художников, скульпторов, музыкантов, среди которых - Микеланджело, Рафаэль, Перуджино, Ференц Лист.

С времен его жизни минуло уже более семисот лет, все  той же благородной отвагой и  спокойным сознанием собственного достоинства дышат строки, написанные Данте родственнику, уговаривавшему поэта  вернуться в родной город, воспользовавшись унизительной амнистией 1315 года (помимо уплаты денежного штрафа нужно было в рубище принести публичное  покаяние в церкви Сан Джованни –  этот обычай существовал во Флоренции  для помилованных уголовных преступников): «Таким ли образом следует призывать  на родину Данте Алигьери после почти  пятнадцатилетнего изгнания? Того ли заслуживает моя всем и каждому  очевидная невиновность? Это ли награда  за усиленные занятия наукой и  поэзией? Низкая покорность, по-земному  настроенное сердце несовместимы с  философским образом мыслей, которого я достиг усилиями стольких лет. Прочь  слабость от человека, проповедующего справедливость, - слабость, которая  заставила бы его, претерпев неправду, заплатить оскорбившим его, как  будто они его благодетелями. Не таким путем, отец мой, возвращусь я на родину. Но если вы или кто  иной найдете другую дорогу, не унизительную для чести Данте, то я поспешу  тотчас же  вступить на нее. Если же нельзя будет вернуться во Флоренцию  таким путем, то я никогда и  не вернусь туда. Что ж, разве я  не буду видеть везде и всюду в  других местах блестящего солнца и  звезд? Разве  я не могу размышлять над сладчайшими истинами, не вернувшись на родину униженным, скажу более  – обесчещенным в глазах моих сограждан?.. И конечно, не будет у меня также  и недостатка в хлебе…»

 

  1. Литература

  1. Кирамова Ксения Ильдусовна «КУЛЬТУРОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» (Учебное пособи 2004-2008 )

 

  1. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте.- М.: 1967

 

 

  1. Данте Алигьери. Божественная комедия.- М.: 1967

 

  1. Биографический очерк М. В. Ватсон "ДАНТЕ. ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

 

 

  1. Данте Алигьерри  «Новая жизнь» (пер. А. Эфроса)

 

  1. Луков В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней.-М.: Издательский центр»Академия»,2003.-512страниц.

 

 

  1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учебник для филологических спец. вузов М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов; - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк.,1987.– 415с.

 

Содержание 

 

  1. Философия эпохи Возрождения
  1. Биография

  1. Содержание поэмы

  1. Структура поэмы

    1. Ад
    2. Чистилище
    3. Рай
  1. Философские выводы

  1. Литература


Информация о работе Философия "Божественной комедии"