Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:24, реферат
Данте Алигьери именно как автор «Божественной комедии» является как бы связующим звеном от средневековой культуры к культуре Возрождения. В одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени.
Первые пять кругов, уже пройденных поэтами, образуют Верхний Ад, где мучаются грешившие несдержанностью. Далее расположен Нижний Ад, где караются самые тяжкие грехи - обман, насилие, предательство.
На шестом кругу наказываются еретики, сектанты и не верующие в Бога, где Данте встречает эпикурейцев, последователей Эпикура (ок.342-270 до н.э.), греческого философа, считавшего целью жизни удовольствие, отрицавшего бессмертие души и традиционное поклонение богам. В средние века эпикурейцами называли всех атеистов.
Седьмой круг (первый круг Нижнего
Ада), где находятся насильники, разделен
на три пояса. В первом поясе карается
насилие над ближним (убийство, нанесение
ран) и над его достоянием (грабеж,
поджог, притеснение); во втором - насилие
над собой (самоубийство) и над
своим достоянием (игра и мотовство,
т.е. бессмысленное уничтожение
На восьмом круге в десяти рвах ("злых щелях") караются те, кто обманул "не доверившихся", т.е. не близких, а посторонних: сводники и обольстители, льстецы, святокупцы (продавцы церковных должностей), прорицатели и колдуны, мздоимцы (взяточники), лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора, подельщики металлов, денег и слов.
Обман считается самым
тяжким грехом, если обманутый связан
с обманщиком узами доверия. В
девятом круге, на самом дне Ада,
казнятся те, кто обманул "доверившихся",
т.е. предатели. Предательство - крайняя
степень нарушения законе любви,
предписанного Богом и
Аристотель в своей "Этике"
предложил классификацию
4.2 Чистилище
Центр Земли соединяется с южным полушарием узким коридором, через который Данте и Вергилий выходят на поверхность, и перед ними открывается остров, окруженный бескрайним океаном. Чистилище представлено в виде горы, формы усеченного конуса, которая, как и Ад, состоит из ряда кругов, сужающихся по мере приближения к вершине, которые охраняет Катон. На вершине горы находится пустынный лес Земного Рая.
На лбу Данте мечом начертали семь "Р" (от лат."Peccatum" - грех), т.е. семь смертных грехов, от которых надлежит очиститься по мере восхождения на гору Чистилища. Страж каждого отделения будет стирать со лба поэта по одной букве.
Береговая часть у подножия
Чистилища именуется
Структура Чистилища состоит из семи кругов, по числу смертных грехов, таких как, гордость, зависть, гнев, уныние, скупость (вместе с расточительностью), чревоугодие, сладострастие.
1-3 круги - это любовь
к "чужому злу", то есть
гордость, зависть, гнев; 4 круг -
недостаточная любовь к
На вершине острова зеленеет пустынный лес Земного Рая, который после грехопадения Адама и Евы остался необитаем. Здесь погружаются в волны Леты очистившиеся души, смываю память о содеянном добре, и отсюда возносятся в Небесный Рай.
Чистилище, как и Ад, имеет 10 уровней: береговая полоса, Предчистилище, семь кругов и Земной Рай. Когда настанет Страшный Суд над живыми и мертвыми, Чистилише опустеет. А вечно будет только Ад и Небесный Рай.
4.3 Рай
Пространство, вокруг земного шара заполнено атмосферой, которая в свою очередь окружена сферой огня, состоящей из 9 сфер, расположенной за пределами сферы звезд и имеющей огненную природу. Из них первые семь - небеса планет: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Восьмое небо - небо звезд.
Эти восемь небес объемлет девятое, Кристальное небо, или Перводвигатель (точнее: первое движимое), которое увлекает их в своем вращении и наделяет их силой влияния на земную жизнь.
Здесь восседают
Данте и Беатриче отправляются путешествовать в недра каждой из планет, где поэт встречает блаженные души: в недрах Луны и Меркурия - души еще сохранили человеческие очертания, а в остальных планетах и в звездном небе - в виде лучезарных огней, выражающих свою радость усилением света.
На Луне он видит праведников, нарушивших данный ими обет, на Меркурии - честолюбивых деятелей; на Венере - любвеобильных; на Солнце - мудрецов; на Марсе - воителей за веру; на Юпитере - справедливых; на Сатурне - созерцателей; в звездном небе - торжествующих.
Поднявшись с вершины горы Чистилища и огибая земной шар в своем полете сквозь девять небес, Данте возносится в Эмпирей. Здесь, в зените Земного Рая, в сердцевине мистической Розы, его путь завершается.
Наибольшей известностью и популярностью традиционно пользуется первая часть «Божественной комедии» - «Ад»; здесь царят драматизм и суровая реальность жизни. Во второй части – «Чистилище» - напряженность действия постепенно снижается, здесь меньше действующих лиц. Эти тенденции сохраняются и при переходе к третьей части – «Раю». Те, кто находится в Аду, отбывают вечную кару за совершенные ими преступления, однако бремя земных грехов позволяет им сохранить индивидуальность. Когда же душа, очищаясь, поднимается к Небу, она оставляет за собой все земное и суетное.
Загробный мир в интерпретации Данте обретает поразительную конкретность благодаря редкой наблюдательности поэта и его непревзойденному чувству стиля. Тени умерших, бросающиеся в лодку Харона, поэт сравнивает с «древесными листьями, падающими в осеннюю пору один за другим до последнего, пока не обнажаются носившие их ветки»; тени, встретившиеся ему в одном из кругов Ада, всматриваются в пришельца, «прищуривая глаза так, как делает старый портной, вдевая нитку в ушко иглы»; грешник ныряет в смолу, «как дикая утка скрывается под водой при налете сокола, который улетает в небо пристыженный и усталый», и т.д.
Разумеется, картины загробного мира служили только для поэтического чувства автора; однако сам он глубоко и искренне верил в этот мир, а потому, воссоздавая его, до того сжился с изображаемым, что без труда способен вызвать те же сильные ощущения и в читателе. Входя в царство мертвых, Данте прихватил с собой все земные человеческие страсти. С христианской точки зрения, подобные эмоции, возможно, и не всегда уместны. У Данте даже святые дают волю чувствам – горячатся и негодуют, но в этой странности и заключается их неповторимое поэтическое обаяние, без этого негодования, наверное, не было бы и самых поэтических страниц «Рая».
Образы Данте – живые
личности, которые в загробном
мире сохраняют те же чувства и
мысли, что и в земной жизни. Особенно
это качается «Ада», где перед
читателем предстает целая буря
чувств, страстей и грозных событий.
Данте была присуща способность
обрисовывать фигуры персонажей одним
штрихом; благодаря своему энергичному
слогу он мог уместить целый мир
идей и чувств в одну строчку,
в одну картину. Пластическое дарование
Данте разнообразно и неистощимо;
его рука в состоянии несколькими
взмахами изваять фигуры и сцены,
которые немедленно оживают.
5. Философские выводы
Известно, что Данте Алигьери
закончил свою комедию незадолго
до смерти. И смело можно назвать
это произведение итогом всей его
жизни. В скитаниях по чужим странам
Данте вынашивал и создавал свое
величайшее творение, которое дает
ясную картину его
Жанр комедии можно определить как средневековое видение, связанное с античной традицией, которое смогло объединить в себе проблему философского содержания и конструирование искусства, что не сможет обойти мимо ни философию, ни искусство. Объединяя в себе совершенно разные формы, она образует фундаментальный род поэзии нового.
Совокупность философских, эстетических, научных и политических учений средних веков в "Божественной комедии" образуют воплощение новых гуманистических идей.
Переход к искусству, как
к высшей субстанции, по Данте, лежит
через развитие сознания, то есть накопление
знания о богословии, схоластике и
поэзии, как аллегоричным целом.однако
для самого Данте определяющую роль
в его дальнейшей судьбе поэта
и мыслителя сыграло не получение
образования и не круг общения, а
возвышенное и страстное
В истории мировой культуры Данте остался человеком, который не следовал за своей эпохой, а наоборот, увлекал ее за собой, просвещая, наставляя и исправляя ее ошибки и заблуждения. Его произведения послужили источником вдохновения для многих поколений поэтом, художников, скульпторов, музыкантов, среди которых - Микеланджело, Рафаэль, Перуджино, Ференц Лист.
С времен его жизни минуло
уже более семисот лет, все
той же благородной отвагой и
спокойным сознанием
Содержание