Философия бытия и материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:17, реферат

Описание работы

Понятие материи служит для обозначения объективной реальности как целого. Однако материя существует не в виде сплошной однородной массы, а виде расчлененного целого, части которого, находясь в универсальной взаимосвязи, выступают в качестве самостоятельных материальных образований. Материальные образования, составляя лишь часть материи, не обладают теми свойствами, которые присущи материи. Так, если материя вечна и бесконечна, то материальное образование не является вечным и занимает ограниченное место в пространстве.

Файлы: 1 файл

Философия 3.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

Материя и движение

Понятие материи служит для  обозначения объективной реальности как целого. Однако материя существует не в виде сплошной однородной массы, а виде расчлененного целого, части  которого, находясь в универсальной  взаимосвязи, выступают в качестве самостоятельных материальных образований. Материальные образования, составляя  лишь часть материи, не обладают теми свойствами, которые присущи материи. Так, если материя вечна и бесконечна, то материальное образование не является вечным и занимает ограниченное место  в пространстве.

Относительно устойчивая совокупность определенных материальных образований, имеющих общую природу  и представляющих определенную ступень  в развитии материи от низшего  к высшему, называется видом материи. До недавнего времени было распространено деление материи на два вида: вещество и поле.

Совокупность различных  видов материи, в пределах которой  они объединяются господствующим типом  связей и взаимодействий, образует системно-структурный уровень материи. Весь материальный мир делится на три системы: неживая природа, живая  природа и общество. В неживой природе выделяются субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомный, молекулярный уровни, уровень макроскопических тел разной величины, геологический и космический уровень, охватывающий звезды, планеты, системы планет и объединяющие их метагалактики. Живая природа представлена такими уровнями, как молекулярный и клеточный, уровни микроорганизмов, тканей и органов, организмов в целом и колоний организмов, видов и популяций, биогеоценозов и всей биосферы, т.е. области распространения жизни на Земле. Общество имеет следующие уровни: индивид, семья, коллектив, социальные группы; племена, расы, национальности, нации; государство, союзы государств, общество в целом. Исторически первым было изучено движение механических систем. В последующие периоды развития философии наблюдалась тенденция абсолютизации механической формы движения материи. Движение трактовалось как перемещение тел в пространстве. Такое понимание движения не охватывало всего многообразия изменений, свойственных материи. Диалектическим материализмом было дано определение движения как изменения вообще. То есть категорией "движение" обозначаются любые изменения, которые происходят в объективной действительности.

Материалистическая философия  утверждает, что движение есть способ существования материи, что нельзя мыслить материю без движения и, наоборот, движение без материи. Как  неотъемлемое, необходимое, существенное свойство материи движение абсолютно. Но, имея в виду, что движение вещи осуществляется только в отношении  к некоторой другой вещи, можно  говорить об относительности движения. Таким образом, движение есть единство абсолютного и относительного. Из относительности движения вытекает понимание покоя как момента  движения. Понятием "покой" фиксируются  устойчивость и равновесие в абсолютном движении материи. Покой есть движение в равновесии. Все законы сохранения являются яркими примерами устойчивых, равновесных состояний связи  и взаимодействия соответствующих  сторон. Покой всегда относителен, обрести  абсолютный покой, с точки зрения материализма, значит, признать, что  движение привнесено в материю извне  Богом, Разумом и т.п.

Систематизация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил пять основных форм: механическую, физическую, химическую, биологическую  и социальную. Все они связаны  с определенными уровнями структурной  организации материи и каждой из них присущ свой материальный носитель.

Имеет место тенденция, которая  отрицает качественное своеобразие  высшей формы движения материи и  сводит ее к низшей. Такая тенденция  получила название редукционизма. Одной из его разновидностей является механицизм, который все явления мира объясняет, исходя из законов такой всеобщей и универсальной формы движения материи, как механическая. Терминами "физикализм", "биологизм", "психологизм", "социологизм" обозначаются соответствующие ситуации искажения соотношений между формами движения материи.

Редукционизму противостоит другая тенденция, которая абсолютизирует качественное своеобразие высшей формы движения материи и каждую форму рассматривает как абсолютно автономный процесс. Например, витализм для объяснения специфических свойств биологической формы движения материи с неизбежностью обращается к так называемым "жизненным силам", ибо отрицает взаимодействие биологической формы с химической и физической формами движения материи.

Между высшими и низшими  формами движения материи имеет  место генетическая связь. Это означает, что высшие формы возникают из низших, и закономерности, характеризующие  высшие формы движения материи, могут  быть поняты на базе соответствующих  законов низших форм. При этом высшая форма движения обладает по отношению  к своим исходным основам относительной  самостоятельностью, своеобразием. Например, биологические явления обладают свойствами, не присущими химическим процессам, а социальные явления  отличаются от биологических.

Абсолютность движения и относительность покоя.

Любой материальный объект существует благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но существует еще  взаимодействие объектов с внешним  миром. Они могут включатся в  более сложные системы, становиться  их элементами. Т.е. структурность материи, существование в ней определенного  типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так  и внешнее по отношению к каждому  объекту. Взаимодействие приводит к  изменению его свойств, отношений, состояний. Эти изменения - неотъемлемая характеристика материального бытия. Изменения в философии обозначаются понятием “движения”. Движение - это  не только механическое перемещение  тел в пространстве, но и любые  взаимодействия, а также изменения  состояний объектов, которые этими  взаимодействиями вызываются.

Материя не существует вне  движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем  воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит  в другие объекты, которые тоже характеризуются  определенным набором типов и  форм движения. Т.е. движение внутреннее присуще материи. Движение абсолютно, покой - относителен. Когда говорится  о состоянии покоя какого-либо наблюдаемого предмета, то предполагается, что предмет имеет определенную пространственную конфигурацию, воспроизводит  определенную организацию своих  элементов. Но на самом деле молекулы постоянно обмениваются электронами, Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, все находится в постоянном движении.

Существуют два основных типа движения. Первый - движение, связанное  с сохранением устойчивости предмета, его качества. В предмете всегда происходят некоторые изменения, и  он никогда не бывает тождественным  самому себе во времени. Любая вещь есть процесс. Когда о простых  предметах говорится, что они  сохраняют свое качество, тождественны себе, это не значит, что в них  не происходят многообразные изменения. Но при всех изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор  признаков, который позволяет говорить о данном определенном предмете, отличном от других предметов. Итак, первый тип  движения - это движение, когда сохраняется  качество предмета. Но существует еще  один тип движения, связанный с  переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния  предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой  особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный  процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную  систему, новый объект. В природе  существуют процессы, связанные с  такими качественными преобразованиями, где происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний  объекта из более простых. Процессы, связанные с преобразованием  качества предметов, с появлением новых  качественных состояний, которые как  бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в  предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс  развития - это переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Выделяют две разновидности  процессов развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому.

 

Формы движения материи и  современная наука. Соответственно иерархии форм материи существуют качественно  разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и  их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения материи он положил следующие  принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем  организации материи, т.е. каждому  уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к высшим формам.

Исходя из этих принципов  и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое  и социальное движения материи.

Современная наука открыла  новые уровни организации материи  и обнаружила новые формы движения. Формы движения, перечисленные в  классификации Энгельса, можно разбить  на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи  и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой  природе, живой природе, обществу. Неживую  природу характеризует взаимосвязь  физических и химических форм движения, живую - биологическая, а общество - социальная форма движения. Во внутреннее расчленение этих уровней блока  современная наука вносит ряд  изменений.

 Наиболее значительные  изменения касаются соотношения  механической, физической и химической  форм движения. Наука 20 века открыла  новые формы физического движения: процессы микромира, связанные  с превращениями элементарных  частиц и взаимодействиями субэлементарного  уровня; процессы мегамира - галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира;, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физик микромира к макрофизическим процессам.

 В новом свете предстала  проблема соотношения механического  и физического движения. В своей  классификации Энгельс исходил  из представлений науки второй  половины 19 века, согласно которым  любое физическое движение (электромагнетизм, теплота) является результатом  механического движения частиц  эфира, атомов, молекул. Поэтому  механические процессы рассматривались  им как генетическая основа  физической формы движения. Наука  20 века изменила эти представления.  Она не только отказалась от  концепции мирового эфира как  механической Среды, свойствами  которой объясняются электромагнитные  взаимодействия. но и вообще перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это аспект, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

 Современная наука  внесла много нового и в  понимание природы биологического  движения. Были уточнены представления  о ее первичных материальных  носителях (кроме белковых молекул  в качестве молекулярного носителя  жизни были выделены ДНК и  РНК). В дальнейшем наука откроет  новые формы как материи, так  и движения, уточнит и разовьет современные представления.

Понятие пространства и времени

Положение диалектического  материализма о неразрывной связи  и взаимообусловленности материи, движения, пространства и времени  имеет естественнонаучное подтверждение, прежде всего в виде неевклидовых геометрий (Н. Лобачевского и Б. Римана) и теории относительности А. Эйнштейна, важнейшие философские выводы из которых можно свести к следующему.

1. Исходя из постулата  постоянства скорости света установлено,  что при релятивистских скоростях  движения тел их масса возрастает, геометрические параметры (размер) сокращаются, а время при таких  скоростях течет медленнее относительно  покоящихся систем отсчета.

2. Установлена также зависимость  пространства и времени от  гравитации больших космологических  систем и объектов. Именно в  районах сильных гравитационных  полей пространство искривлено, имеет кривизну, а ритм времени  более медленный, нежели в районе  малых тел и малых гравитаций. Из этого следует, что материя,  движение, пространство и время  не просто взаимосвязаны, а  влияют друг на друга, вызывают  друг в друге определенные  изменения и, наконец, что пространство  и время отнюдь не однородны.

С возникновением общества возникает  новая форма пространственно-временных  отношений – социальное пространство и социальное время, которая, развиваясь вместе с развитием общества, сама во многом определяет характер общественной жизни. Пространство, освоенное человеком, с точки зрения физических законов  ничем не отличается от неосвоенного, но с социальной точки зрения оно  определено исторически сложившимися отношениями между людьми, социальными  группами, отношением человека к природе, существующим способом производства и другими социальными факторами. Из всей природной среды выделяются такие пространственные элементы, как «зона обитания», «зона производства», «зона политических и экономических интересов» и др. Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются (хотя и не всегда адекватно) в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Так, уже на ранних исторических этапах развития общества неоднородность социального пространства нашла отражение в таких понятиях, как «небеса обетованные», «грешная земля», «адское подземелье», а позднее – «Родина», «Чужбина» и т.д.

Информация о работе Философия бытия и материи