Философия бытия и материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:17, реферат

Описание работы

Понятие материи служит для обозначения объективной реальности как целого. Однако материя существует не в виде сплошной однородной массы, а виде расчлененного целого, части которого, находясь в универсальной взаимосвязи, выступают в качестве самостоятельных материальных образований. Материальные образования, составляя лишь часть материи, не обладают теми свойствами, которые присущи материи. Так, если материя вечна и бесконечна, то материальное образование не является вечным и занимает ограниченное место в пространстве.

Файлы: 1 файл

Философия 3.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

Объективно существующие отношения социального пространства не возникают сами по себе, а формируются  благодаря деятельности человека и  несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи. Определяясь характером общественного  бытия, социальное пространство активно  на него влияет. Попадая в определенные социальные зоны, человек воспроизводит  характерные для них типы взаимоотношений, включающие как отношения между  людьми, так и взаимоотношения  с природными предметами, т.е. определенный образ жизни. Таким образом, социальное пространство – это отношения  между людьми и социальными группами, которые определенным образом иерархизированы, есть «верх» и соответственно «низ». Поэтому возможны перемещения, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Каждый человек или социальная группа занимают свое положение в некоторой более широкой области, которая и выступает для них в качестве социального пространства. В свою очередь в социальном пространстве можно выделить: экономическое, политическое, этнологическое и другие виды пространства.

Для всего человеческого  бытия характерно и специфическое  социальное время, которое является внутренним временем общественной жизни  и как бы вписано во внешнее  по отношению к нему время природных  процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически влияющих преобразований в жизни людей. На ранних этапах развития общества ритмы социальных процессов  были замедленными, социальное время  как бы спирально свернуто. Но по мере общественного прогресса оно  уплотняется, ускоряется, раскручивает спираль, все больше и больше направляясь  в будущее.

Таким образом, пространственно-временные  отношения, будучи формами бытия, не являются чем-то застывшим, неизменным. Вместе с изменением материи они  сами изменяются как количественно, так и качественно, создавая практически  бесконечное разнообразие форм, что, в конечном счете, является проявлением  бесконечности пространственно-временных  отношений. Важно также отметить, что нельзя решать проблему пространства и времени без опоры на достижения современной науки, причем не только достижения естествознания, но и те данные социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различные аспекты  пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой деятельности.

Субстанциальная теория

Из всего изложенного  материала о материи и формах ее существования вытекает такое  важное положение диалектико-материалистической философии, как единство мира – материалистический монизм, противостоящий монизму идеалистическому. Единство мира с позиции материализма состоит в его материальности, т.е. в том, что все существующие в мире предметы, системы, явления  представляют собой различные виды и проявления движущейся материи, что  кроме материи в ее бесконечном  многообразии ничего нет, материя является единственной объективной реальностью  и никакой другой объективной  реальности не существовало и не существует. Здесь находит свое отражение  единство многообразного.

Субстанциальная концепция  рассматривает пространство и время  как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой  находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена  может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается  какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. Встречалась она и в  древней философии. Так представление  древнегреческих философов-атомистов (Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно предполагало концепцию субстанциальности пространства. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с И. Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Проблема размерности  пространства-времени и его бесконечности

Пространство-время нашего мира имеет четыре измерения: три  из них характеризуют пространство и одно - время. Чтобы задать положение  тела в пространстве, достаточно трех координат, а временная характеристика события определяется одной координатой. Иначе говоря, пространство имеет  размерность 3, а время - 1.

В истории философии и  естествознания эти свойства пространства и времени не раз пытались объяснить  и обосновать. Например, средневековые  схоласты, опираясь на учение пифагорейцев и Аристотеля, стремились объяснить  трехмерность пространства соображениями о совершенстве мира. К линии, образующей длину, может быть присоединена ширина, и тогда образуется поверхность; путем присоединения высоты получается тело, но наглядно представить переход к другим измерениям невозможно, а поэтому утверждалось, что трехмерность дает совершенство и целостность. К этому добавлялись рассуждения о священном статусе числа 3, поскольку все в мире имеет начало, середину и конец.

Г. Галилей, критически рассматривая эти "доводы", саркастически замечал, что если число 3 признать совершеннее, чем 4 или 2, то тогда трудно понять, почему, например, у животных и человека нет трех ног. Утверждения же о  невозможности мыслить пространство больше, чем в трех измерениях, Галилей  справедливо считал простым обобщением опыта. Тем самым было зафиксировано, что трехмерность пространства и одномерность времени должны быть поняты прежде всего как опытный факт.

Новый подход к проблеме трехмерности пространства был намечен И. Кантом, который пытался связать размерность пространства с фундаментальными особенностями движения тел. Идея Канта опережала свой век, поскольку тогда естествознание не располагало достаточными возможностями для конкретизации и развития этой идеи. Такие возможности появились только в науке XX века. Первый шаг был сделан в 20-е годы в работах австрийского физика П. Эренфеста, показавшего, что трехмерность пространства является условием существования устойчивых связанных систем, состоящих из двух тел. В пространстве более трех измерений такие системы невозможны, в нем не существовало бы замкнутых орбит планет и не могли бы образовываться планетные системы. Впоследствии этот вывод был обобщен применительно к атомам и молекулам. Было показано, что только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование атомов, молекул и макротел. Таким образом, выясняется, что многообразие видов материи в нашей Метагалактике тесно связано с такой фундаментальной характеристикой пространства-времени, как его размерность 3 + 1.

Учитывая современные  концепции возникновения Метагалактики  и гипотезы о существовании внеметагалактических объектов - других миров, возникающих в результате фазовых переходов физического вакуума, есть основание поставить вопрос: возможно ли объективное существование пространства и времени других размерностей?

Проблема многомерности  пространства, правда в несколько  иной постановке, имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась еще  в науке XIX века в связи с разработкой  идеи многомерных пространств в  математике и с применением геометрических образов многомерного пространства при решении различных научных  задач. Идея многомерных пространств  породила множество спекуляций. Различные  мистические учения связывали бытие  духов и ада с четвертым  и пятым измерениями. Наука справедливо  критиковала такие трактовки. Она  подчеркивала, что многомерные пространства математики являются абстракцией, которая  фиксирует "пространственно-подобные" отношения между реально существующими  свойствами и характеристиками материальных объектов, но сами эти объекты существуют только в трехмерном пространстве.

В современных концепциях супергравитации, где сильные, электрослабые и гравитационные взаимодействия связываются между собой и рассматриваются как своеобразные расщепления глубинного взаимодействия, в котором они первоначально неразличимы, вводится представление о десятимерном пространстве-времени. В этой модели мира размерность 3+1, свойственная пространству-времени Метагалактики, рассматривается как результат развития данного пространства и времени из предшествующих ему пространственно-временных структур, характеризующих состояние физического вакуума. Эти представления о развитии Вселенной допускают предположение, что при рождении нашей Метагалактики только четыре из десяти измерений пространства-времени обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми (компактифицированными) в глубинах микромира, в областях 10 (в -33 степени) см. Их можно обнаружить, только проникнув в эти области, но там мы столкнемся с какими-то принципиально иными мирами. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров, которые характеризуются другими размерностями пространства-времени. В этих мирах могут принципиально отсутствовать условия для возникновения известных нам форм материи, но, возможно, возникают и неизвестные нашей Метагалактике материальные структуры.

Новейшие представления  о развитии материи необходимо учитывать  при рассмотрении и такой важнейшей  философской проблемы, как проблема бесконечности мира в пространстве и времени.

Часто бесконечность пространства и времени рассматривается как  чисто количественная характеристика. Древнегреческий философ Архит приводил следующий наглядный образ такого понимания бесконечности. Если бросить копье по прямой, затем подойти к месту, где оно воткнулось, снова бросить копье и повторять эту операцию, все дальше удаляясь от места первого броска, то мы нигде не натолкнемся на границу, которая не позволила бы нам вновь бросать копье. Бесконечно удаляясь от места первого броска, мы никогда не вернемся в исходную точку. Понимание бесконечности пространства как беспредельного прибавления все новых единиц расстояния дополняется трактовкой бесконечности времени как беспредельного прибавления единиц длительности. Математическим образом такой бесконечности служит бесконечный натуральный ряд чисел, когда можно неограниченно прибавлять все новые и новые единицы, получая сколь угодно большие числа и нигде не имея предельного числа.

Гегель называл такую  чисто количественную бесконечность "дурной" бесконечностью, поскольку  она абстрагируется от качественных скачков. Бесконечность материи  в пространстве и времени нужно  понимать не в чисто количественном, а в качественном смысле. Это значит, что на разных уровнях организации  материи можно столкнуться с  качественно различными структурами  пространства и времени.

Современные космологические  представления допускают, что Большая  Вселенная состоит из множества  миров, аналогичных нашей Метагалактике. В этих мирах могут быть принципиально  иные формы пространства и времени. Происхождение же нашей Метагалактики  не означало творения времени и пространства как таковых, а лишь возникновение  характерных для нашего мира специфических  пространственно-временных структур.


Информация о работе Философия бытия и материи