Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:48, лекция
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, сущем вообще. В русском языке оно родственно словам быть, бывать, существовать, присутствовать, наличествовать. Все предметы, явления, процессы, отношения наделены свойством существования. При этом предметы и т.д. могут обладать как актуальным бытием, так и потенциальным (находиться «в возможности»).
1. Понятие бытия. Основные формы бытия..
2. Материя и формы ее существования: пространство и время.
3. Движение как способ существования материи.
Таким образом, способность к творческой деятельности является главным отличительным качеством человека от животного.
Сознание связано со специфически человеческим социальным образом жизни.
Оно являет способность человека производить идеальное отражение материального мира.
Сознание по своей природе идеально. Оно проявляется как феномен, который не фиксируется органами чувств человека и выступает как возможное проявление реального. Предмета еще нет на физическом плане, но образ его уже сформирован в виде возможности. (Как в сказке «Пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что» - неизвестно откуда появляются скатерть самобранка, дворец).
Идеальное, как противоположность материального, отражает весь спектр возможных проявлений реальности. Т.е. у идеального существуют различные варианты проявления в материальном мире. (Например, образ социальной группы, которую вы планируете создать, может иметь различные варианты проявления).
Идеальное характеризует назначение, смысл, идею данной вещи, но вне этой вещи и реализуется в процессе создания ее. Таким образом, через деятельность человека происходит превращение идеи в форму предмета, т.е. опредмечивание. Любая вещь произведенная человеком воплощает в себе человеческую цель, смысл, способности, имеет свое назначение, т.е. является опредмеченной. С другой стороны, использование данной вещи созданной человеком по назначению является распредмечиванием.
Идеальное существует в постоянной смене процессов опредмечивания и распредмечивания. Поэтому индивид обретает свою человеческую сущность в ходе приобщения к культурно-историческому опыту человечества, т.е. распредмечивая данный опыт.
Структура С. включает различные элементы и уровни своего существования. В самом общем виде С. представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся чувства (ощущения, восприятия, представления), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, интуиция, внимание,
Мышление опосредованно отражает внутреннюю сущностную сторону предметов, событий. В философии различают два основных типа мышления: рассудок и разум. Рассудок (или здравый смысл) определяется как первая, низшая ступень логического познания. Она основана на представлениях и понятиях повседневной жизни. Рассудок определяется как житейское расчётливое мышление, ориентированное на практическую пользу.
Разум – это высшая ступень логического понимания, это теоретическое, философски мыслящее С. Разум опирается на широкие обобщения, он ориентированна наиболее глубокое знание истины.
Внимание – важный элемент С. Благодаря сосредоточенности внимания интересующие людей объекты находятся в фокусе С. Предметы и события, воздействующие на человека, вызывают в нём не только познавательные мысли, идеи, но и определённые эмоции. Эмоции обнаруживают себя в волнении, восхищении, искренности, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и особенно психологи порой отождествляют С. с вниманием.
Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции как позитивные, так и негативные, а также состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие). К позитивным эмоциям можно отнести любовь, радость, восторг, к негативным – страх, тревогу, гнев, раздражение, горе, ярость.
Воля – это сущностная сила человека (Л. Фейербах); воля как сила жизни утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.
Память также является элементов в структуре С. Память занимает в важное место в нём, это способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Память тем самым придаёт связность и устойчивость жизненному опыту человека, она является как и воля необходимой предпосылкой формирования личности.
Особое место в структуре
С. принадлежит проявлениям интуиц
Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего поведения в обществе.
Самосознание связано с познанием самого себя, то есть с самопознанием. Самопознание возможно осуществить через осознание отношения нашего внутреннего мира к внешнему миру как его основы и источника. Человек познает себя посредством других, выявляя в поступках свое отношение к другим, а последних - к нему. Так как человек, по словам Маркса, родился без зеркала в руках, то он сначала смотрелся как в зеркало только в другого человека. Лишь относясь к другому как к себе подобному, человек начинает относиться и к самому себе как к человеку. Он начинает понимать себя, только испытавши на других понятность своих слов. Кроме того, человек живет в обществе, где действуют определенные этические правила и нормы поведения, которые должны выполняться. Поэтому человеку постоянно приходится оценивать свои поступки и мысли с точки зрения этих правил и норм. Регулируя таким образом свои действия и предусматривая результаты этих действий, человек берет на себя полную ответственность за них.
Таким образом, человек осознает себя посредством других, а так же через созданную им материальную и духовную культуру.
1. Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия: Учебник. Изд-
- М.: 2000. С. 254-272.
2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл
лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. –
М.: Изд. центр «Академия», 2001. – С. 61-83.
3. Бучило Н.Ф,, Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб, 2004.
4. Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2004.
5. Основы философии: Учеб. Метод. Пособие для вузов. / Под общ. ред. Н.И.
Гаврилова. – Киев: Изд-во «Манускрипт», 1997. – С. 103-110.
6. Пекарик А.М. Фiлософiя: Пiдручник. – К.: Промiнь, 2004. – С. 315 348.
7. Петрущенко В.Л. Філософія: Курс лекцій. - , 2002.
8. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.П. Кохановский. – 6-е изд-е… -
Ростов н/Д., 2003. – С. 229-286.
Вопросы на повторение
1. Что вы понимаете под категорией СОЗНАНИЕ?
2. Что вы понимаете под отражением? Какие уровни отражения вам известны?
3. Назовите и объясните основные признаки сознания.
4. Что вы понимаете под САМОСОЗНАНИЕМ?
5. Как вы думаете чем самосознание отличается от сознания человека?
1-й вариант
1. Что вы понимаете под категорией «БЫТИЕ»?
В чем вы видите различия между объективной реальностью и субъективной
реальностью?
2. . Что вы понимаете под категорией МАТЕРИЯ? Какими свойствами она обладает?
3. Назовите формы существования
материи и дайте им определения
свойства.
4. Что вы понимаете под категорией СОЗНАНИЕ?
. Назовите и объясните основные признаки сознания.
2-й вариант
1. Что вы понимаете под категорией «БЫТИЕ»?
Назовите основные уровни бытия и объясните их значение.
2. Что вы понимаете под категорией МАТЕРИЯ?
3. Как взаимосвязаны между собой движение и покой?
Назовите и дайте характеристику основным формам движения материи. Как они
взаимосвязаны между собой?
4. Что вы понимаете под категорией САМОСОЗНАНИЕ?
Информация о работе Философия бытия. Проблемы субстранции. Материи духа