Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 21:46, реферат
Описание работы
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО ДЕМОКРИТА. 4 ГЛАВА 2. ДЕМОКРИТ И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. 12 1.1. Трактовка бытия в философии Демокрита. 12 1.2. Взгляды Демокрита на природу души человека. 15 1.3. Взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. 16 1.4. Взаимосвязь математики и философии. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Термин "античность"
происходит от латинского слова antiquus -
древний. Им принято называть особый период
развития древней Греции и Рима, а также
тех земель и народов, которые находились
под их культурным влиянием. Хронологические
рамки этого периода, как и любого другого
культурно-исторического явления, не могут
быть точно определены, однако они в значительной
мере совпадают со временем существования
самих античных государств: с XI-IX вв. до
н.э., времени становления античного общества
в Греции и до V н.э. - гибели римской империи
под ударами варваров.
Общими для античных государств
были пути социального развития и особая
форма собственности - античное рабовладение,
а также основанная на ней форма производства.
Общей была их цивилизация с общим историко-культурным
комплексом. Это не отрицает, конечно,
наличия в жизни античных обществ бесспорных
особенностей и различий. Главными, стержневыми
в античной культуре били религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием
и формой их мировоззрения, их мировосприятия,
она была неотделима от жизни этого общества.
Затем - античное рабовладение. Оно было
не только основой экономики и общественной
жизни, оно было и основой мировоззрения
людей того времени. Далее следует выделить
в качестве стержневых явления в античной
культуре науку и художественную культуру.
При изучении культуры древних Греции
и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться
на этих доминантах античной культуры.
Античная культура - уникальное
явление, давшее общекультурные ценности
буквально во всех областях духовной и
материальной деятельности. Всего три
поколения культурных деятелей, жизнь
которых практически укладывается в классический
период истории Древней Греции, заложили
основы европейской цивилизации и создали
образы для подражания на тысячелетия
вперёд. Отличительные черты древнегреческой
культуры: духовное многообразие, подвижность
и свобода - позволили грекам достичь небывалых
высот прежде народы подражать грекам,
строить культуру по созданным ими образцам.
Глава 1. Биография и творчество
Демокрита.
ДЕМОКРИТ (ОК. 465 — ОК. 370 АО Н.Э.)
Древнегреческий философ, основоположник
атомизма. Согласно этому учению, все происходящее
представляет собой движение атомов, которые
различаются по форме и величине, месту
и расположению, находятся в пустом пространстве
в вечном движении и благодаря их соединению
и разъединению вещи и миры возникают
и приходят к гибели. Высшее благо может
быть достигнуто благодаря обузданию
своих желаний и умеренному образу жизни.
Демокрита называли "смеющимся философом".
О жизни Демокрита свидетельств
не больше, чем о его предшественниках.
Родина его Абдеры на Фракийском побережье.
Этот город слыл среди древних греков
столицей царства Глупости. Это дало повод
Цицерону отпустить шутку, что сказанное
Демокритом о богах более достойно его
родины, нежели его самого. Жителей Абдер
обвиняли и в том, что они ради своей пользы
могут поступать беспринципно по отношению
к иным полисам. Когда персидский царь
Ксеркс, вторгшийся в Грецию, с большим
позором отступал, произошел такой эпизод:
на обратном пути в Персию завоеватель
остановился в Абдерах, где дружелюбно
был принят жителями И среди тех, кто особенно
приветливо встречал Ксеркса, был отец
Демокрита Демосид. Ксеркс некоторое время
погостил в Абдерах, воспользовавшись
и гостеприимством отца Демокрита. По
преданию, уезжая из Абдер, Ксеркс решил
отблагодарить особенно гостеприимных
хозяев В частности, в доме отца Демокрита
персидский царь оставил кого-то из своих
магов и халдеев, хранителей восточной
мудрости. Они занимались математикой,
астрономией, владели многими другими
знаниями. Эти магч и халдеи как будто
и были первыми учителями детей Демосида,
включая Демокрита Правда, потом Демокрит
и сам посетил Древний Восток, он объездил
полмира, чтобы накопить опыт, знания и
наблюдения. Но если верна легенда, то
знакомство Демокрита с восточной мудростью
и философией началось с детских лет благодаря
первым учителям.
Диоген Лаэртский связывал
с "персидским воспитанием" Демокрита его "теорию идолов". Некоторые
историки даже утверждают, что сама идея
атомизма была подсказана или рассказана
Демокриту персидскими учителями и для
такого предположения есть основания,
потому что эта идея, вероятно, еще в VII
веке до н.э. вызревала в Финикии. Но вряд
ли из персидской мудрости Демокрит мог
в чистом виде заимствовать идею атомов.
Хотя не исключено, что воззрения восточных
мудрецов повлияли на него ассоциативно,
подтолкнув к соответствующим размышлениям.
С большим вниманием и редкой
для молодого человека сосредоточенностью
Демокрит изучал эллинскую философию.
Если его естественнонаучные воззрения
формировались под влиянием ионийцев,
то первое же произведение в списке его
"моральных" сочинений носит заглавие
"Пифагор". Однако решающее влияние
на формирование взглядов Демокрита оказал,
прибывший из Милета в Абдеры философ,
Левкипп. Демокрит стал его верным учеником,
воспринял от него и дальше развил атомистическую
систему.
Левкиппа принято считать учеником
элеата Зенона. Именно от элеатов Левкипп
воспринял идею Бытия. Но, в отличие от
них, он настаивал на том, что Небытие существует
наравне с Бытием. За признание существования
Небытия Эпикур в шутку прозвал его "несуществующим
философом". С легкой руки Эпикура впоследствии
распространилось мнение, что философа
Левкиппа в действительности не существовало.
Ситуация осложнялась еще и тем, что позиции
Левкиппа и Демокрита в древности не различались
и излагались по принципу "Левкипп и
Демокрит учили, что...". Наибольшей остроты
так называемая "Левкиппова проблема"
достигла тогда, когда было пошли разговоры
о том, что "Левкипп" - псевдоним юного
Демокрита. Хотя личность Левкиппа полулегендарна,
среди историков философии утвердилось
мнение, что такой философ должен был существовать
реально. Он переселился из Милета в Элею,
а потом в Абдеры, где с ним и встретился
Демокрит. Левкипп и был, как полагают,
греческим учителем Демокрита. Идея атомизма
родилась в его уме; он передал ее Демокриту,
который сам уже был готов философски
осмыслить эту идею.
Итак, благодаря Левкиппу - а
быть может, не только ему, - Демокрит познакомился
с философией милетской школы и элеатов.
Предполагают, что он был слушателем еще
одного видного греческого философа -
Анаксагора. Свидетельства подтверждают
и то, что Демокрит был хорошо знаком с
философией софистов, даже вел полемику
с ее создателями.
Когда умер отец, Демокрит, по
мнению некоторых своих практичных сограждан,
совершил неразумный, просто необъяснимый
поступок: из наследства, оставленного
ему и его братьям, он выбрал себе не землю,
не дом, не рабов, а деньги, правда, по тем
временам немалые. Но ведь деньги, рассуждали
недоумевающие сограждане, можно легко
потерять. Однако Демокрит выбрал деньги
не случайно: он намеревался отправиться
в путешествие. Восемь лет Демокрит странствовал:
его интересовали не только другие земли,
города и народы, но и знания, которые он
мог там получить. Иными словами, Демокрит довольно рано определил себя
как личность, выбрав путь "человека
знания", мудреца, философа.
Когда он вернулся из путешествия,
он не привез ни товаров, ни денег (по понятиям
жителей Абдер, он вообще ничего не привез,
ибо приехал более бедным, чем был раньше).
Тогда-то против него и было возбуждено
судебное дело о растрате наследства.
Его судили в конце 440-х годов до н. э. Растрата
наследства законом абдерского полиса
рассматривалась как тяжелое преступление.
Гражданский обвинитель с возмущением
излагал события, приведшие молодого человека
к противозаконным действиям. Он говорил
о том, что богатый Дамасипп, умирая, оставил
свое огромное наследство трем сыновьям
- Дамасу, Геродоту и Демокриту в надежде,
что они умножат его состояние. Демокрит
же не пожелал иметь ни земли, ни скота,
ни рабов; он выбрал меньшую долю, состоящую
в деньгах. Но даже эта часть составляла
громадную сумму - 100 талантов. Однако неблагодарный
сын не использовал их ни на торговые операции,
ни даже на покупку ценных товаров! Он
отправился в далекие путешествия и восемь
лет скитался по разным странам. Он растратил
на свои странствования все состояние,
вернулся нищим и живет теперь за счет
своего достойного брата Дамаса. Разве
может такой человек оставаться безнаказанным?
Законы Абдер гласят: гражданин, растративший
отцовское наследство, не может быть погребен
на родине. А следовательно, требовал обвинитель,
надо изгнать Демокрита как преступника,
нарушившего закон полиса.
Как всегда, в греческом суде
в свою защиту выступал сам обвиняемый.
Он заявил, что деньги ему были нужны для
путешествий, но это были не пустые скитания.
Он ездил учиться, познать мудрость других
народов, их жизнь, нравы, обычаи, познакомиться
с их наукой, померяться силой своих знаний
с мудрецами других стран. "Я объездил
больше земли, - говорил Демокрит, - чем
кто-либо из современных мне людей, подробнейшим
образом исследуя ее; я видел больше, чем
все другие, мужей и земель и беседовал
с большим числом ученых людей. И никто
не обличил меня в ошибках при складывании
линий, сопровождавшемся доказательством,
даже так называемые гарпедонапты у египтян".
И Демокрит напомнил своим согражданам,
как он прилежно учился еще на родине,
как на их же глазах постигал эллинскую
мудрость у замечательного философа, милетянина
Левкиппа. А затем он зачитал в суде большую
часть своего произведения, развивавшего
учение Левкиппа о строении вещей и о Вселенной
- "Большой мирострой".
Тогда абдеритяне поняли, что
перед ними настоящий мудрец. И они не
только сняли с него обвинение, но и оценили
его произведение на сумму даже намного
большую, чем все потраченное наследство.
Еще его почтили медными статуями, а в
дальнейшем за его деятельность, за полезные
советы городу дали ему почетное прозвище
Мудрость. Неизвестно, в какое время, но
возможно, когда родина оказалась в опасности,
его сделали архонтом, и за свои заслуги
он получил еще прозвище Патриот. Демокрит
был похоронен в родном городе и на государственный
счет.
Мы не знаем, насколько достоверна
легенда. Но речь Демокрита звучит как
отчет и гордая защита. Об уважении же
к нему сограждан за активное участие
в делах города, о его архонтстве свидетельствует
одно вещественное доказательство: серебряная
абдерская монета с гербом этого государства
и надписью: "При Демокрите".
Демокрит с уважением относился
к физическому труду. Он считал вполне
допустимым, что бедняк или бывший раб
может стать выдающимся философом, и активно
этому содействовал. Однажды Демокрит,
увидев усердно трудившегося юношу, сказал:
"Ты готовишь прекраснейшую приправу
к старости". А византийский лексикограф
Суда (X век) оставил нам следующую запись
под словом "Диагор": "Видя, что
у него хорошие способности, абдерит Демокрит
выкупил его из рабства за десять тысяч
драхм и сделал своим учеником..."
Мы не имеем точных данных о
том, когда именно Демокрит посетил Афины.
Вероятно, это было либо накануне, либо
в начале Пелопоннесской войны. Согласно
некоторым источникам, он пробыл в Афинах
довольно долго. Все рассказы об этом путешествии
Демокрита свидетельствуют о его скромности
и стремлении учиться у других, "используя
каждую минуту для того, чтобы научиться
мудрости и упражняться в ней". Знаменитый
римский оратор, политик и философ Цицерон
писал: "Демокрит сказал: "Я прибыл
в Афины, и никто меня здесь не узнал".
Вот твердый и уверенный в себе человек,
который гордится тем, что чужд стремлению
к славе!"
Возможно, Демокрит "знал
и Сократа, но Сократ не знал его". Но
если Сократ и не знал Демокрита лично,
то вполне возможно, что он был знаком
с его идеями или сочинениями, которые
были популярны в Афинах. Именно в это
время, около 420 года до н. э., был написан
"Малый мирострой", одно из главных
произведений Демокрита, в котором он
рассуждал о человеческом обществе, в
частности о возникновении государства
и в платоновском "Государстве", когда
Сократ беседует с Адимантом о возникновении
государства, он в действительности передает
учение Демокрита о нужде как движущей
силе развития общества. Много общего
можно заметить и в этике Демокрита и Сократа.
Современники считали Демокрита
весьма осведомленным также в учении Пифагора
и пифагорейцев. Одним словом, вряд ли
было что-то существенное в античной
философской мысли, чем бы специально
ни занимался, что бы ни изучал, над чем
бы ни раздумывал Демокрит и что так или
иначе не повлияло бы на возникновение
его концепции.
Существует легенда, что Демокрит
неоднократно привлекался к суду, и сограждане
весьма подозрительно относились к его
образу жизни. Не очень ясно, во время первого
процесса или несколько позже некоторые
влиятельные жители Абдер настояли на
приглашении Гиппократа для освидетельствования
философа, который вел себя очень странно.
Дело в том, что Демокрит, не имея своего
дома, жил при храме: в Греции мудрецы,
философы, не имевшие никакого отношения
к религиозной деятельности, подобно Гераклиту,
нередко селились при храмах. Странным
казалось другое: Демокрит был настолько
погружен в свои занятия, что иногда совершенно
забывал о людях, обдумывая какие-то идеи,
вдруг разражался смехом. Как бы то ни
было, Гиппократ, приехав в Абдеры, имел
продолжительную беседу с Демокритом.
Гиппократ, понаблюдав за Демокритом,
сразу понял, что перед ним не безумец,
а человек, углубленный в научное исследование
Беседа с ним подтвердила его предположение.
И все же, когда Демокрит посмеялся и над
ним, и над его заботами, он стал укорять
его: "Или ты думаешь, что не безумно
смеяться над мертвым, над болезнью, над
сумасшествием... и над любым еще худшим
случаем? Или, наоборот, над браками, над
празднествами... над мистериями, над властями,
над почестями или над всем прочим добром...
Для тебя нет различия между добром и злом!"
Демокрит ответил на это: "Ты думаешь,
что имеются две причины моего смеха: добро
и зло; но на самом деле причиной моего
смеха является только один предмет, именно
человек, полный безрассудства, не совершающий
правых дел, глупый во всех своих замыслах,
страдающий без всякой пользы от безмерных
трудов, человек, влекомый своими ненасытными
желаниями..." Гиппократ поблагодарил
абдеритов за приглашение, ибо он "увидел
мудрейшего Демокрита, который единственно
способен делать людей мудрыми" Вскоре
Демокрит прислал Гиппократу
свой труд о безумии, объяснил его нарушением
функций мозга, куда поступает избыток
желчи или слизи, и описал симптомы этой
болезни. В ответ Гиппократ прислал ему
письмо и трактат о лечении безумия эллебором.
Демокрит же написал ему письмо "О природе
человека", где высказал мнение, что
"философское исследование есть сестра
врачебной науки", и изложил анатомию
и физиологию человека.
Посвятив себя всецело познанию
мира, Демокрит провел молодые годы в путешествиях,
ища мудрости в Персии, Вавилоне, Египте
(на что ушли все оставленные ему отцом
деньги), а вторую половину своей долгой
жизни - в занятиях науками, за писанием
сочинений в своем маленьком садике в
Абдерах.
В отличие от Гераклита, которого
называли "плачущим философом", Демокрит
известен как "смеющийся философ".
По словам Сенеки, смех Демокрита был вызван
несерьезностью всего того, что люди делают
вполне серьезно. Сам Демокрит считал
наиболее серьезным делом занятие науками.
Известно его высказывание о том, что одно
причинное объяснение он предпочитает
обладанию персидским престолом. Гефесец,
согласно ряду источников, прожил больше
ста лет, не прекращая научных занятий.
О старости и смерти Демокрита сложены
легенды.