Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 21:46, реферат
Описание работы
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО ДЕМОКРИТА. 4 ГЛАВА 2. ДЕМОКРИТ И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. 12 1.1. Трактовка бытия в философии Демокрита. 12 1.2. Взгляды Демокрита на природу души человека. 15 1.3. Взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. 16 1.4. Взаимосвязь математики и философии. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
В конце жизни Демокрит потерял
зрение. Об этом ходили разные слухи. Многие
говорили, что Демокрит сам преднамеренно
лишил себя зрения, даже описывали, каким
образом: он сконцентрировал в вогнутом
медном зеркале (щите) луч солнца и, направив
его на свои глаза, выжег их. Сделал же
он это якобы для того, чтобы свет, чувственно
воспринимаемый глазом, не затмил остроты
его ума. Это, конечно, вымысел. Этот способ
ослепления - фантастический. Плутарх
назвал эту историю ложью. Весь рассказ
основан, видимо, на теории Демокрита о
ясном и темном познании, а также на его
учении о зажигательных зеркалах. Однако
немудрено потерять зрение в 90 или больше
лет, тем более что теория цвета Демокрита
заставляет думать о какой-то аномалии
его глаз. "Эмпирическому естествоиспытателю",
пользовавшемуся опытом и наблюдением,
зрение было необходимо. Но, ослепнув,
Демокрит считал, что теперь он сможет
полностью углубиться в исследование
умопостигаемой истины, глубоко сокрытой
и часто противоречащей чувственному
восприятию.
Цицерон говорил, что "Демокрит
сам себя лишил зрения, так как считал,
что раздумья и размышления разума при
созерцании и осмысливании природы будут
более оживленными, когда освободятся
от развлечений зрения и препятствий глаз".
"Демокрит, потеряв зрение, не мог отличать
белое от черного, но хорошее и дурное,
справедливое и несправедливое, благородное
и позорное, полезное и вредное, великое
и малое различать он мог, не умея различать
цвета, он мог жить счастливо, а без правильной
оценки вещей он не мог".
Самая удивительная версия
высказана Тертуллианом: "Демокрит
ослепил себя, так как не мог смотреть
на женщин без вожделения…". Это в глубокой
старости! Гефесец, занятый наукой, вообще
не обращал внимания на женщин. Он даже
считал, что настоящему философу и мудрецу
лучше не иметь своих детей, за что подвергался
критике. Но он не проповедовал аскетизма,
и среди предметов его научных изысканий
были и вопросы эмбриологии
Существует легенда о том, как
он отдалил время своей кончины, вдыхая
запах теплых булок. Чтобы не умереть в
праздник, он делал это в течение трех
дней, а затем умер спокойно 107 лет от роду,
как об этом сообщает Гиппарх.
За свою долгую жизнь он написал
более 70 работ по самым различным областям
знаний - физике, математике, риторике,
медицине, философии А в его книге "О
земледелии" содержится ряд практических
советов по сельскому хозяйству, и, в частности,
о том, что виноградники должны быть обращены
на север. В основе мира, согласно Демокриту,
лежат два начала - атомы и пустота "Атомос"
переводится с греческого как "неделимое"
Атомы Демокрит считал мельчайшими, неделимыми
частицами, которые носятся в пустоте
и отличаются друг от друга лишь формой,
величиной и положением Атомы численно
бесконечны Сталкиваясь и сцепляясь между
собой, они образуют тела и вещи, с которыми
мы имеем дело в повседневной жизни Окружающие
нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем
с помощью чувств, тогда как атомы постигаются
разумом.
Однако Демокрит не объясняет, почему атомы
сочетаются таким, а не иным образом и
в результате образуют кошку с четырьмя,
а не, скажем, с пятью ногами. Духовные
явления философ также пытался объяснить,
исходя из единой атомистической основы
мироздания Душа, согласно Демокриту,
состоит из атомов, причем из наиболее
"подвижных", шарообразных, из которых,
кстати, состоит и огонь. Демокрит совершенно
открыто бросил вызов предрассудкам, которые,
будучи наследием прошлого, должны быть
отвергнуты в пользу способности человека
к логическим рассуждениям Предрассудки
- это вера в приметы, мистические силы,
а также в чудеса как беспричинные явления.
А рассудок, согласно Демокриту, объясняет
различные явления только естественными
причинами И такой способ мышления, считал
Аристотель, - серьезное достижение философа
из Абдер Демокрит принял горячее участие
в споре о ценностях, о достоинстве человека
– о том, что для человека наиболее важно,
как, во имя чего человек должен жить Он
четко различал, разделял, даже противопоставлял
так называемые телесные блага и удовольствия
- и душевное благо, которое считал божественным
"Не телесные силы и не деньги делают
людей счастливыми, но правота и многосторонняя
мудрость", -говорил Демокрит "Телесная
красота человека, - согласно Демокриту,
- есть нечто скотоподобное, если под ней
не скрывается ум" Счастье, по Демокриту,
в хорошем расположении духа, и его невозмутимости,
гармонии, симметрии, в неустрашимости
души Все эти качества и устремления души
объединяются у Демокрита в понятии о
высшем благе
По своим политическим взглядам
Демокрит был ярым защитником греческой
демократии, выступавшей против аристократии
за рабовладельческую форму правления.
Он писал "Бедность в демократии настолько
же предпочтительнее так называемого
благополучия граждан при царях, насколько
свобода лучше рабства". Демокриту принадлежат
меткие высказывания на тему глупости
и невежества "Глупцам лучше повиноваться,
чем повелевать", "Ни искусство ни
муд рость не могут быть достигнуты, если
им не учиться", "Чем менее достойны
дурные граждане получаемых ими почетных
должностей, тем более они становятся
небрежными и исполняются глупости и наглости",
"Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым
счастливым случаем, знающие же ценность
таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым
мудростью"
Люди стремятся к счастью. Его
Демокрит понимал, по словам Диогена Лаэртского,
так: «Конечная цель есть душевное благосостояние;
и оно не тождественно с наслаждением...
Это состояние, при котором душа пребывает
в спокойствии и равновесии, не смущаемая
ни страхом, ни суеверием, ни иной какой-нибудь
страстью. И он называет его также «благодушием»
и многими другими именами».
Демокрит своей долгой и счастливой
жизнью, а также посмертной славой обязан
был тому выбору, который сделал в молодости:
пренебрег богатством ради радости познания.
У многих ли хватает на это ума?
Глава 2. Демокрит и его атомистическая
теория.
Трактовка бытия
в философии Демокрита.
Знаменитый греческий философ
Демокрит принимает тезис о том, что бытие
есть нечто простое, понимая под ним неделимое
- атом ( "атом" по-гречески означает
"нерассекаемое", "неразрезаемое"
). Он дает материалистическую трактовку
этому понятию, мысля атом как наименьшую,
далее не делимую физическую частицу.
Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное
множество, тем самым отвергая утверждение,
что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены
пустотой; пустота - это небытие и, как
таковое, непознаваема: отвергая утверждение
Парменида о том, что бытие не множественно.
Демокрит, наряду с Левкиппом,
считается одним из основателей древнегреческого
атомизма. На первый взгляд учение атомизма
предельно просто. Начало всего сущего
– неделимые частицы-атомы и пустота.
Ничто не возникает из несуществующего
и не уничтожается в несуществующее, но
возникновение вещей – есть соединение
атомов, а уничтожение – распадение на
части, в пределе на атомы. Все возникает
на некотором основании и по необходимости;
причина возникновения - вихрь, который
и именуется необходимостью. Ощущаем мы
потому, что в нас попадают "видики",
отделяющиеся от вещей. Душа – совокупность
особых атомов. Конечная цель человека
- душевное благосостояние, при котором
душа пребывает в спокойствии и равновесии,
не смущаемая ни страхом, ни суеверием,
ни какой бы то ни было другой страстью.
Все, что существует, - это атомы
и пустота. В бесконечной пустоте- пространстве
движутся, сочетаясь между собою, бесконечное
по числу и формам тельца; последние отличаются
друг от друга формой, порядком, поворотом.
Возникает вопрос - что заставляет
нас утверждать, что есть какие-то неделимые
тельца, что материя не делима до бесконечности?
Левкипп и Демокрит были внимательными
слушателями Зенона и от них не ускользнули
ни сильные ни слабые стороны его рассуждений,
в частности, содержание апорий против
множества: если разделить тело на бесконечное
число частей, то или эти части не будут
иметь величины - и тогда их сумма, т.е.
исходное тело обратится в ничто, или они
будут иметь величину - но тогда их сумма
будет бесконечно велика. Но и то, и другое
нелепо. Однако апория не возникает, если
предположить существование предела делимости
- неделимый далее атом. Атомы достаточно
малы, но ведь простейшее наблюдение показывает,
что материя действительно делима на весьма
малые, даже не различимые глазом частицы.
Таковы пылинки, видимые в луче света,
падающем в темную комнату. " Демокрит
не говорил, что эти видимые через окно,
поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы),
из которых состоит огонь или душа, или
что вообще эти пылинки суть атомы, но
он говорил: "Эти пылинки существуют
в воздухе, но так как они не заметны из-за
слишком малой величины, то и кажется,
что они не существуют, и только лучи солнца,
проникая через окно, обнаруживают, что
они существуют. Подобным же образом существуют
и неделимые тела, мелкие и неделимые из-за
слишком малой величины" (Левкипп).
Таким образом разрешены сразу
две проблемы. Множественность сущего
не ведет больше к противоречиям: любое
тело можно разделить на конечное множество
частиц, имеющих величину, а затем снова
из них составить. А "бытие" элеатов
находит воплощение в атоме: он един, неделим,
неизменен, неуничтожим, отвечая всем
требованиям парменидова "бытия".
Только атомов много. А для того, чтобы
они могли существовать как множество,
необходима пустота, которая отделяла
бы один атом от другого и обусловливала
возможность перемещения атомов - движения.
Пустота - это уже не "несуществующее"
элеатов, но существующее ничто. Демокрит,
однако, согласен с элеатами, что только
бытие познаваемо.
Характерно также, что и Демокрит
различает мир атомов - как истинный и
потому познаваемый лишь разумом - и мир
чувственных вещей, представляющих собой
лишь внешнюю видимость, сущность которой
составляют атомы, их свойства и движения.
Атомы нельзя видеть, их можно
только мыслить. Здесь, как видим, тоже
сохраняется противопоставление "знания"
и "мнения". Атомы Демокрита различаются
по форме и величине; двигаясь в пустоте,
они соединяются ("сцепляются") между
собой в силу различия по форме: у Демокрита
есть атомы круглые, пирамидальные, кривые,
заостренные, даже "с крючками". Так
из них образуются тела, доступные нашему
восприятию.
Демокрит предложил продуманный
вариант механистического объяснения
мира: целое у него представляет собой
сумму частей, а беспорядочное движение
атомов, их случайные столкновения оказываются
причиной всего сущего. В атомизме отвергается
положение элеатов о неподвижности бытия,
поскольку это
положение не дает возможности
объяснить движение и изменение, происходящее
в чувственном вире. Стремясь найти причину
движения, Демокрит "раздробляет"
единое бытие Парменида на множество отдельных
"бытий" - атомов, которые трактует
материалистически.
Доказательство существования
пустоты у Демокрита и атомистов вообще
сводится к тому, что, во первых, без пустоты
не было бы возможно перемещение, так как
наполненное не может восприять в себя
еще что-то; во-вторых, о её существовании
говорит наличие таких процессов, как
уплотнение и сгущение, возможные только
в том случае, если между телами и их частями
существуют пустые промежутки. Пустота
абсолютно однородна и может существовать
как вмещая тела, так и без них. При этом
она существует как вне тел, вмещая их
в себя, отделяя их друг от друга, так и
внутри сложных тел, отделяя друг от друга
их части. Лишь атомы не содержат пустоты,
чем объясняется их абсолютная плотность,
- некуда вставить лезвие, чтобы разрезать
атом, или расколоть его.
Что касается числа атомов в
мире, то Демокрит признает его бесконечным.
А следовательно, бесконечной должна быть
и пустота, ибо конечное пространство
не может вместить бесконечного числа
атомов и бесконечного числа состоящих
из них миров. Трудно сказать, что оказывается
здесь первым допущением - бесконечность
числа атомов или бесконечность пустоты.
И то, и другое основывается на том аргументе,
что как число атомов, так и величина пустоты
"не более такое, чем иное". Распространяется
этот аргумент и на число форм атомов,
которое, по Демокриту, также бесконечно.
Бесконечность мира в пространстве
влечет вечность во времени и бесконечность
(безначальность) движения. Аристотель
сообщает, что Демокрит утверждал: "вечное
и бесконечное не имеет начала, а причина
есть начало, вечное же безгранично, поэтому
спрашивать, какова причина какой-либо
из таких вещей, по мнению Демокрита, то
же, что искать начало бесконечности".
Таким образом, атомизм признает вечность
мира во времени, бесконечность в пространстве,
бесконечность числа атомов и сложенных
из них миров.
Взгляды Демокрита
на природу души человека.
Последовательно материалистическую
позицию Демокрит занимает и в вопросе
о природе души и познания. Известно, что
часто психическая деятельность человека
объясняется наличием в его теле специфической
субстанции или силы - "души".
В неорганической природе все
совершается не по целям и в этом смысле
случайно, а у ученика могут быть и цели,
и средства. Таким образом, взгляд Демокрита
на природу души является строго причинным,
детерминистическим. Он проповедовал
последовательную материалистическую
позицию в учении о природе души и познания.
"Душа, по Демокриту состоит из шарообразных
атомов, т.е. подобна огню".
Атомы души имеют способность
к ощущению. Чувственные качества субъективны
(вкус, цвет.) отсюда, он делал вывод о ненадежности
чувственного познания (Мед горек для
больного желтухой и сладок здоровому).
Но в то же время, он считал, что без "темного"
знания, получаемого из ощущений не может
быть никакого знания. "Сформулировав
важную догадку о взаимосвязи чувственного
и разумного, Демокрит не смог еще дать
описания механизма перехода от одного
к другому. Ему неизвестны видимо, логические
формы и операции: суждение, понятие, умозаключение,
обобщение, абстрагирование". Утеря
"Канона", его логического произведения,
не позволяет выявить его роль в этом.
Сложнее было аналогичным образом объяснить
ощущение и мышление.
Атомистическое объяснение
ощущений основывается на представлении
о том, что атомы души обладают способностью
к ощущениям. В то де время Демокрит принимает
в качестве единственно сущего только
атомы и пустоту, тогда как чувственные
качества, подобные, например, "противоположностям"
ионийцев (сухое - влажное, теплое и холодное),
существуют только "во мнении". Иначе
говоря, чувственные качества - вкус, теплота
и т.д. - субъективны, имея, однако, объективную
основу в форме, порядке и расположении
атомов.
Способность же к восприятию
коренится в особых свойствах атомов души.
Отсюда делается вывод о ненадежности
чувственного познания, не способного
дать истину - ведь атомы и пустота чувствам
недоступны. Восприятие внешних предметов
требует, с этой точки зрения, непосредственных
контактов воспринимаемого с органом
чувства. И если слух, осязание, вкусовые
ощущения понятны, то как быть со зрением
на расстоянии?