Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:50, контрольная работа
Реставрация положила конец рассвету политической мысли и привела к возрождению идей монархии и абсолютизма. Противники абсолютизма в тайне и как правило, в эмиграции, приступили к сплочению своих рядов на новой основе с учетом поражения революции и отказа от того что воспринималось представителями буржуазии и нового дворянства как ее эксцессы. Складывалась партия вигов. Напряженность между двумя лагерями постепенно нарастала. Наиболее ярким выразителем антиабсолютических идей в 70-80-е годы XVIIв. Стали О. Сидней и Джон. Локк. Джон. Локк последний крупнейший политический мыслитель Англии XVII в. Подводит итог исканиям эпохи революции в новых условиях, сложившихся после признания на престол Вильгельма Оранского и утверждения конституционной монархии.
1.Введение……………………………………………………………………3
2.Общая характеристика философского учения Д.Локка………………...4-8
3. Теория познания………………………………………………………..9-18
4. Социально-политические взгляды……………………………………19-20
5. Заключение…………………………………………………………………21
6. Список используемой литературы………………………………………..22
Некоторые идеи, говорит Локк, связаны не только с ощущениями, но и с рефлексией тоже могут быть связаны; то есть не только с внешним, но и с внутренним чувством. Ну, во-первых, идея бытия, например, или идея единства: они не специфицированы внешним чувством. То есть... эти идеи можно получить и из внешнего и из внутреннего чувства. То же самое с идеями удовольствия и страдания: удовольствие может вызываться приятными ощущениями вкусового плана, а может вызываться чувством собственной свободы. Тут Локк говорит, по сути, о давнем делении удовольствий на телесные и интеллектуальные. Ну, это достаточно стандартно здесь пока выглядит, никаких открытий тут он не делает.
Но более любопытно уяснить его позицию относительно простых идей рефлексии – специфических, причем, идей. Рефлексия – это взгляд из самого себя; то есть взгляд открывает формы деятельности нашей души, и соответственно вопрос о том, какие существуют простые идеи рефлексии, равносилен другому, очень важному вопросу: в каких основных видах деятельности душа реализует свою сущность? В чем проявляется, другими словами сущность души? Вот в том, в чем проявляется сущность души, то мы и должны будем называть простыми идеями рефлексии.
Проявляется же сущность души, главным образом, в ее теоретической и практической деятельности. Наиболее общим модусом теоретической деятельности Локк называет представление, или восприятие. Ну, а наиболее общей характеристикой практической стороны душевной жизни является желание, или воля. Итак, вот краеугольные камни, на которых стоит душевная жизнь: на восприятии и на желании. Причем все остальные формы являются производными, по Локку. Вот, скажем, память, воображение, интеллект – все это производные от представления - все это разновидности представления. Локк называет воображение, память, ощущения, сомнение, предвосхищение, разум – все это он называет простыми модусами, модусами простой идеи рефлексии, а именно восприятия или представления.
И сами сложные идеи Локк тоже классифицирует. Он подразделяет их на три класса: идеи субстанции, идеи модусов (идея субстанции – это, например, человек – вот идея субстанции (какая субстанция здесь не указывается – просто субстанция, неважно, какая); модус (пример сложной идеи (не простого модуса, а сложного) – идея красоты) и идеи отношения (например: причина – коррелятивное понятие).
3. Социально-политические взгляды.
Дж. Локк считал, что люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей “минимальные” полномочия, храня при этом индивидуальные особенности.
Государство, по мнению Дж. Локка, возникают там, где свободные люди отказываются от естественного права на самозащиту, на наказание насильников и передают его обществу. Причина, которая вынуждает перейти от естественного состояния к гражданскому, заключается в ненадежности прав в естественном состоянии, где акцент смешивается на субъект реализации, а потому право здесь всегда релятивно, подвластно отдельному субъективному духовые. Цель государства – это сохранение свободы и собственности, государство ставит своим заданием продуцировать законы, карать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и союзную (федеральную). Дж.Локк требовал четкого отделения власти исполнительной от законодательной. Следовательно, Локк выставляет требование четкого распределения власти как основного принципа строительства государства, деятельность которого таким образом, хранит естественное право. Во взглядах Дж.Локка на политический строй общества наблюдается стремление приспособить теорию к той форме правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года.
Согласно Дж.Локком, власть разделяется
на законодательную, исполнительную и
федеральную. Первая устанавливает
нормы поведения граждан. Вторая
принимает меры относительно применения
законов, а третья определяет отношения
государства с другими
Суть Локковской концепции заключается в том, что он будет постулировать неразрывную взаимозависимость основных политических и экономических прав человека. Без частной собственности человек не в состоянии удовлетворить свои потребности как человека. Дж. Локк выступает фактически как теоретик конституционных прав, при которых законы и исполнительная власть покорены правовой форме государства и естественному праву. Локк – защитник политических прав и свобод человека и гражданин, как таковых, которые выплывают по естественным правам, становятся ограничителями полномочий государства. Дихотомия, “лицо-государство” развязывается Локком в интересах первого элемента – лица. Права человека преобладают над любыми.
Основные политические взгляды Дж. Локка: первичным видом человеческого единения считал “естественное состояние”, в котором люди являются свободными и ровными, руководствуются естественным законом, установленным Богом; потребность в регламентации отношений собственности становится главной причиной формирования общества; отказавшись от части своих естественных прав, люди заключают между собой общественный договор, образовав гражданское, а затем и политическое общество (государство); государство выступает гарантом естественных прав, суверенитет защелкивающийся за народом; гарантия воплощения свободы – ровный для всех, обязательный и постоянный закон; общество и государство – не одно и тоже, общество может создать другую, более совершенную власть; необходимый раздел полномочий между законодательной и исполнительной властями.
По второму вопросу следует
отметить, что политические учения
эпохи Просветительского
Заключение
Значение философии Локка было велико. Можно без преувеличения сказать, что его воззрения преобладали в Англии в первой половине XVIII в. Критика истории врождённых идей, обоснование учения о чувственном происхождении знания и об опытных основах морали, углубленная разработка вопроса теории познания в целом составили новый шаг в историко-философском развитии. У Локка нашлось не мало сторонников и последователей, и не только в Англии. Но развитие высказанных им идей пошло в различных, подчас диаметрально противоположных направлениях. Ленин отмечал: «И Бэркли и Дидро вышли из Локка». Компромиссность взглядов Локка во многих вопросах способствовала расколу среди интерпретаторов и критиков его учения. Главная разграничительная линия между ними совпадала с делением философов на два основных лагеря – материалистов и идеалистов.
В теории познания и отчасти в политических идеях из Локка исходили защитник «свободомыслия» Толанд и материалист Пристли. Они продолжили линию эмпиризма Локка, разрушили его «теологические рамки», подвергли критике идеалистические слабости. Указанный Гоббсом и описанный Локком в 33 главе II книги «Опыта» процесс возникновения идей через ассоциации, который, кстати говоря, сам автор считал лишь отклонением от нормального, привлёк внимание многих философов и учёных.
Список использованной литературы
1. Введение в философию. 2 части. М. 1983.
2. Философия. Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.
3. История философии: Учебник / Под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева.
Ростов н/Д., 1999.
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1995; 1996.
5. История философии в кратком изложении. – М., 1991.
6. Введение в философию: В 2 ч. Ч.1. – М., 1989.
7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2001.