Философия древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 19:49, реферат

Описание работы

Общая характеристика. Источники. Основные идеи и школы.

Файлы: 1 файл

китай.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью конфуцианской морали является то, что в ней долг рассматривается исходя из особого представления о сущности человека, как существа ритуального. Ритуал (ли) – важнейшее понятие конфуцианской морали. Ритуал сам по себе, если в нем нет человеколюбия (жэнь) – сухие листья, которые никогда не зеленеют и не приносят плода. Ритуал есть деятельное проявление человеколюбия, которое должно быть проявлено не только внешне, но и внутренне. Долг, исполняемый с каменным сердцем или с чувством отвращения, есть нечто мертвое и не соответствующее совершенному ритуалу (ли жэнь), который понимается как благочестие, «Долг не есть жертвоприношение барана», – говорит Конфуций, т.е. не есть нечто внешнее. Он всегда есть приношение самого себя другим.

Совершенный ритуал (ли жэнь) есть форма гармонизации Высшего (небесного) и низшего (земного), внутреннего (субъективного) умонастроения (побуждения) и внешнего (объективного) действия, поступка. Высшая (небесная) сущность человека проявляется в том, как он исполняет должное, свои обязанности. «В обществе держитесь так, словно принимаете почетного гостя. Исполняя служебные обязанности, ведите себя так, словно руководите торжественным жертвоприношением» (Лунь Юй, 20). «Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду» (Лунь Юй, 4).

Быть человеколюбивым – значит соблюдать ритуал, утверждать высшую гармонию между Небом и Поднебесной, Высшими и низшими планами бытия. Для этого необходимо' соблюдать четыре основных правила:

  1. «на то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть...»;
  2. «... то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать...»;
  3. «... то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить...»;
  4. «... то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать...» (Лунь Юй,12).

«Сдерживай себя, с  тем, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, – это и есть человеколюбие» (Лунь Юй, 12).

Таким образом, основной закон, которым утверждается гармония в отношениях «человек – общество – государство» есть закон человеколюбия (жэнъ). «Я одним все связываю», – говорит Конфуций, – и это одно есть любовь («сострадание до глубины души») (Лунь Юй, 4): любовь к себе и любовь к другим людям (Лунь Юй, 12). Отсюда принцип человеколюбия получает следующее выражение: «...не делай другим того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе» (Лунь Юй, 12). «Учение мое – это вера в небесное начало, заложенное в нас и любовь к ближнему (Лунь Юй, 4; 7).

 

 

 

1 Дао дэ цзын // Древнекитайская философия / Собр. Текстов в 2-х томах. – Т.1. – М., 1972. С.135.


Информация о работе Философия древнего Китая