Философия древнего Востока: Индия и Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 23:45, контрольная работа

Описание работы

При написании своей работы мне представлялись особенно важными несколько моментов. Прежде всего - ознакомление с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая, также мне хотелось понять, в чем кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и Китая по сей день?

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………стр. 3
2. Особенности древнеиндийской философии…………..стр. 3
2.1. Памятники индийской философской мысли………..стр. 4
Веды…………………………………………………стр. 4
Бхагавад-Гита……………………………………….стр. 5
2.2. Различные направления философских учений
Древней Индии………………………………………...стр. 6
Йога………………………………………………….стр. 7
Джайнизм……………………………………………стр. 8
Буддизм………………………………………………стр. 8

3. Особенности древнекитайской философии……………стр. 10
3.1. Школы Древнего Китая……………………………….стр. 12
Даосизм………………………………………………стр. 12
Философские идеи Конфуция………………………стр. 14
Основная философская идея Моистов……………..стр. 17
4. Заключение……………………………………………….стр. 18
5 . Список литературы……………………………………..стр. 19

Файлы: 1 файл

Контрол. Философ..doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

Дисциплина:     «Философия»

 

Тема:      «Философия древнего Востока: Индия и Китай»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

1. Введение…………………………………………………стр. 3

2. Особенности древнеиндийской философии…………..стр. 3

2.1. Памятники индийской философской мысли………..стр. 4

Веды…………………………………………………стр. 4

Бхагавад-Гита……………………………………….стр. 5

2.2. Различные направления  философских учений

      Древней Индии………………………………………...стр. 6

Йога………………………………………………….стр. 7

Джайнизм……………………………………………стр. 8

Буддизм………………………………………………стр. 8

 

3. Особенности древнекитайской  философии……………стр. 10

3.1. Школы Древнего Китая……………………………….стр. 12

Даосизм………………………………………………стр. 12  

Философские идеи Конфуция………………………стр. 14

Основная философская идея Моистов……………..стр. 17

4. Заключение……………………………………………….стр. 18

5 . Список литературы……………………………………..стр. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

При написании своей работы мне представлялись особенно важными несколько моментов. Прежде всего - ознакомление с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая, также мне хотелось понять, в чем кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и Китая по сей день?

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древней Индии и Древнего Китая.

 

2. Особенности  древнеиндийской философии

 

Древнеиндийская философия имеет некоторые общие черты, отличающие ее от других философских учений Древнего Востока.

Одна из этих отличительных черт состоит в том, что индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере растворен в коллективном творчестве, принявшем форму того или иного направления или школы.

Эта своего рода «безликость» индийской философии, характерная и для других сфер индийской духовной культуры, которая была в эпоху древности и средневековья прямым выражением могущества нивелирующей традиции и определялась устойчивостью социально-экономических форм индийского  общества  в  эту  весьма  длительную  историческую эпоху.

Та же «безликость» философской мысли в Индии неразрывно связана и с такой ее чертой, как крайняя хронологическая неопределенность  ее  памятников,  иногда  датируемых  в  диапазоне не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре Древней Индии почти отсутствовала историческая наука, столь богато представленная, например,  в Древнем Китае.

Другая отличительная черта древней индийской философии -  практически полное отсутствие связи с собственно научной  мыслью. Вообще  говоря,  вне  отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира. Однако характер связи философии с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем мире.

Отдельные элементы естественнонаучной мысли, отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-мифологическую идеологию. Недаром жрецы, будучи профессиональными служителями  религиозных  культов,  одновременно  выступали  в странах Древнего Востока главными носителями учености и знаний.

Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении), можно понять тот факт, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии - да и в других странах древнего мира - стала религиозно-мифологическая мысль.

Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого  человека  и  в  его  отношениях  с  другими  людьми,  и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении. В индийской же философии поток этико-психологической мысли был, пожалуй, наиболее значительным.

Философия Древней Индии отличается многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой психологической  проблематики.

 

    1.  Памятники индийской философской мысли 

 

Веды

 

  Первым памятником мысли древних индийцев и одним  из древнейших литературных памятников  человечества были «Веды», буквально означающие в переводе с санскрита «знание, ведение».  

ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.

ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них  содержится полусуевеpное, полумифическое, полуpелигиозное объяснение окружающего человека мира. Тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее пpедфилософских, дофилософских источников.

Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни.

ВЕДЫ делятся на четыре группы (или части).

Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников.

Самый ранний из них – Ригведа - сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры).

Вторая часть ВЕД - Брахманы - сборник ритуальных текстов. На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма.

Третья часть ВЕД - Аpаньяки «лесные книги» -  правила поведения для отшельников.

Четвертая часть ВЕД – Упанишады - собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.

Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (pелигиозно-идеалистических и материалистических).

 

Бхагавад-Гита

 

Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг и являющуюся основным источником философской мысли более позднего – эпического периода.

Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита (божественная песнь).

В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах.

Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и независимом от нее чистом духе - пуpуше (именуемом также Брахманом, атманом).

Таким образом, мировоззрение  основано на признании двух начал.

Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватаpой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу.

Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пpакpити и природы человека; о гунах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас - косное инеpтное начало, pаджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало. Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющие жизнь людей; о нравственном законе (дхаpме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.

Бхагавад-Гита  начинается с описания того, как перед началом решающей битвы между Пандавами и Кауравами предводителя войска Пандавов – Арджуну вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает бог Кришна. Его поучения и доводы и составляют по сути дела основное содержание Бхагавад-Гиты.

Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение,  которое используется для  обоснования  определенной  системы  этико-социальных  взглядов - о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные функции и обязанности, быть безразличным и равнодушным к плодам своей мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу.

В учении Кришны имеется противоречие между стремлением обосновать необходимость социальной деятельности и требованием посвятить себя богу (т. е. между карма-йогой, или йогой действия, джняна-йогой, или йогой познания, и бхакти-йогой, или йогой преданности богу), однако в целом концепция Бхагавад-Гиты довольно стройная и детально разработанная. Это произведение оказало огромное влияние на всю последующую социальную  мысль  Индии.

 

2.2. Различные  направления философских учений 

   Древней Индии 

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.

Первая группа - это ортодоксальные философские школы древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.).

Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята).

 

Йога

 

Йога опирается на Веды и является одной из философских школ.

Йога означает «сосредоточение», ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика.

Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации.

В системе йоги вера в Бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию _самадхи_ (т.е. состоянию полной интpавеpсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности).

Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гуннам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

Центральный вопрос в теории познания Упанишад - разделение знания на два уровня: низшее и высшее. 

На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным.

Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря логическим упражнениям.

Именно высшее знание дает власть над миром.

 

 

 

 

Джайнизм

 

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии.

Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Ваpдхамана, по прозвищу победитель. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей.

Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом. И несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души – в ее пpивязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от пpивязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили   собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

Информация о работе Философия древнего Востока: Индия и Китай