Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 23:45, контрольная работа
При написании своей работы мне представлялись особенно важными несколько моментов. Прежде всего - ознакомление с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая, также мне хотелось понять, в чем кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и Китая по сей день?
1. Введение…………………………………………………стр. 3
2. Особенности древнеиндийской философии…………..стр. 3
2.1. Памятники индийской философской мысли………..стр. 4
Веды…………………………………………………стр. 4
Бхагавад-Гита……………………………………….стр. 5
2.2. Различные направления философских учений
Древней Индии………………………………………...стр. 6
Йога………………………………………………….стр. 7
Джайнизм……………………………………………стр. 8
Буддизм………………………………………………стр. 8
3. Особенности древнекитайской философии……………стр. 10
3.1. Школы Древнего Китая……………………………….стр. 12
Даосизм………………………………………………стр. 12
Философские идеи Конфуция………………………стр. 14
Основная философская идея Моистов……………..стр. 17
4. Заключение……………………………………………….стр. 18
5 . Список литературы……………………………………..стр. 19
ПЛАН
2. Особенности древнеиндийской философии…………..стр. 3
2.1. Памятники индийской философской мысли………..стр. 4
Веды…………………………………………………стр. 4
Бхагавад-Гита……………………………………….
2.2. Различные направления философских учений
Древней Индии………………………………………..
Йога………………………………………………….стр. 7
Джайнизм……………………………………………стр. 8
Буддизм………………………………………………стр. 8
3. Особенности древнекитайской философии……………стр. 10
3.1. Школы Древнего Китая…………………………
Даосизм………………………………………………стр. 12
Философские идеи Конфуция………………………стр. 14
Основная философская идея Моистов……………..стр. 17
4. Заключение……………………………………………….
5 . Список литературы…………………………………
При написании своей работы мне представлялись особенно важными несколько моментов. Прежде всего - ознакомление с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая, также мне хотелось понять, в чем кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и Китая по сей день?
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду человеческого существования, когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древней Индии и Древнего Китая.
2. Особенности древнеиндийской философии
Древнеиндийская философия имеет некоторые общие черты, отличающие ее от других философских учений Древнего Востока.
Одна из этих отличительных черт состоит в том, что индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере растворен в коллективном творчестве, принявшем форму того или иного направления или школы.
Эта своего рода «безликость» индийской философии, характерная и для других сфер индийской духовной культуры, которая была в эпоху древности и средневековья прямым выражением могущества нивелирующей традиции и определялась устойчивостью социально-экономических форм индийского общества в эту весьма длительную историческую эпоху.
Та же «безликость» философской мысли в Индии неразрывно связана и с такой ее чертой, как крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, иногда датируемых в диапазоне не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре Древней Индии почти отсутствовала историческая наука, столь богато представленная, например, в Древнем Китае.
Другая отличительная черта древней индийской философии - практически полное отсутствие связи с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира. Однако характер связи философии с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем мире.
Отдельные элементы естественнонаучной мысли, отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-мифологическую идеологию. Недаром жрецы, будучи профессиональными служителями религиозных культов, одновременно выступали в странах Древнего Востока главными носителями учености и знаний.
Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении), можно понять тот факт, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии - да и в других странах древнего мира - стала религиозно-мифологическая мысль.
Предметом первых философских размышлений, естественно, становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что этико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении. В индийской же философии поток этико-психологической мысли был, пожалуй, наиболее значительным.
Философия Древней Индии отличается многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой психологической проблематики.
Веды
Первым памятником мысли древних индийцев и одним из древнейших литературных памятников человечества были «Веды», буквально означающие в переводе с санскрита «знание, ведение».
ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.
ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуевеpное, полумифическое, полуpелигиозное объяснение окружающего человека мира. Тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее пpедфилософских, дофилософских источников.
Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни.
ВЕДЫ делятся на четыре группы (или части).
Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников.
Самый ранний из них – Ригведа - сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры).
Вторая часть ВЕД - Брахманы - сборник ритуальных текстов. На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма.
Третья часть ВЕД - Аpаньяки «лесные книги» - правила поведения для отшельников.
Четвертая часть ВЕД – Упанишады - собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.
Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (pелигиозно-идеалистических и материалистических).
Бхагавад-Гита
Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг и являющуюся основным источником философской мысли более позднего – эпического периода.
Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита (божественная песнь).
В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах.
Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и независимом от нее чистом духе - пуpуше (именуемом также Брахманом, атманом).
Таким образом, мировоззрение основано на признании двух начал.
Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватаpой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу.
Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пpакpити и природы человека; о гунах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас - косное инеpтное начало, pаджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало. Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющие жизнь людей; о нравственном законе (дхаpме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.
Бхагавад-Гита начинается с описания того, как перед началом решающей битвы между Пандавами и Кауравами предводителя войска Пандавов – Арджуну вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает бог Кришна. Его поучения и доводы и составляют по сути дела основное содержание Бхагавад-Гиты.
Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение, которое используется для обоснования определенной системы этико-социальных взглядов - о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные функции и обязанности, быть безразличным и равнодушным к плодам своей мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу.
В учении Кришны имеется противоречие между стремлением обосновать необходимость социальной деятельности и требованием посвятить себя богу (т. е. между карма-йогой, или йогой действия, джняна-йогой, или йогой познания, и бхакти-йогой, или йогой преданности богу), однако в целом концепция Бхагавад-Гиты довольно стройная и детально разработанная. Это произведение оказало огромное влияние на всю последующую социальную мысль Индии.
2.2. Различные
направления философских
Древней Индии
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.
Первая группа - это ортодоксальные философские школы древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.).
Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята).
Йога
Йога опирается на Веды и является одной из философских школ.
Йога означает «сосредоточение», ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика.
Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации.
В системе йоги вера в Бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию _самадхи_ (т.е. состоянию полной интpавеpсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности).
Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гуннам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.
Центральный вопрос в теории познания Упанишад - разделение знания на два уровня: низшее и высшее.
На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным.
Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря логическим упражнениям.
Именно высшее знание дает власть над миром.
Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии.
Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Ваpдхамана, по прозвищу победитель. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей.
Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это от того, что душа склонна отождествлять себя с телом. И несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души – в ее пpивязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от пpивязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.
Информация о работе Философия древнего Востока: Индия и Китай