Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:58, реферат
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли. Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
1. Становление древневосточной философии и ее особенности………….стр.4
2. Древнеиндийская философия…………………………………………….стр.7
3. Древнекитайская философия…………………………………………….стр.18
Заключение…………………………………………………………………..стр.27
Список используемой литературы…………………………………………стр.29
Довольно разработанной у джайнистов
является теория познания. Они различают
«шрути» - авторитарное знание и «мати»,
в котором участвуют память, опознание
и вывод. В «мати» входит непосредственное
восприятие внешних и внутренних объектов
как органами чувств, так и умом. От этого
непосредственного познания отличается
«сверхнепосредственное познание», когда
душа (джива) не опирается ни на чувства,
ни на ум. При последнем душа смыкается
с предметами познания без всякого посредничества
чувств и ума, но для этого надо устранить
те кармы, которые препятствуют таким
контактам. На первой ступени такого знания
душа воспринимает как мелкие, так и отдаленные
предметы, на второй ступени душа получает
прямой доступ к настоящим и прошлым мыслям
людей, на третьей ступени достигается
всеведение. Абсолютное знание доступно
лишь джинам - освобожденным душам.
Философия буддизма.
Философия буддизма развилась
из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг.
до н.э.), названного впоследствии Буддой.
Это религиозно-философское учение имело
созерцательный характер. Философская
позиция буддизма представляет собой
естественный результат интроспекции,
то есть того простого наблюдения, когда
поток сознания является цепью беспрепятственно
и мгновенно изменяющихся моментов. В
связи с этим представителям всех философских
школ буддизма свойственна ярко выраженная
психологическая интерпретация бытия,
в которой заложены тенденции к субъективному
идеализму.
Философия локаята.
Материалистическая линия в
древнеиндийской философии была представлена
прежде всего учением локаятиков-чарваков.
Локаята означала философию этого мира,
философию народа, поскольку в нем нашло
отражение народное мировоззрение. Основателем
этого учения считают Брихаспати. Локаятики
подвергли критике мировоззрение Вед,
отрицали жизнь после смерти, закон кармы
и сансару, отвергали существование бога.
Они сводили все сущее к четырем началам
(«махабхута»): земля, вода, воздух и огонь.
Из сочетания махабхут состоит все сущее
в мире. Соединяясь, они образуют живое
тело, органы чувств, на их основе возникает
сознание. Средневековый философ Мадхавагарьи
писал: «В этой школе признаются четыре
элемента: земля, вода, огонь, воздух. Именно
из этих четырех элементов возникает сознание,
подобно тому как при смешении кинвы и
других (веществ) возникает опьяняющая
сила». При распадении живого тела на махабхуты
исчезает и сознание.
Философия йога.
Древние ведические корни имеет
классическая йога, основателем которой
был Патанджали (II в. до н.э.). Все восемь
частей этой философии (яма - воздержание,
нияма - самодисциплина, асана - сидение
в позе, пранаяма - регулирование дыхания,
пратьяхара - прекращение деятельности
чувств, дхарана - сосредоточенность, дхьяна
- размышление и самадхи - прекращение
деятельности сознания) восходят к элементам
йогической практики, содержащимся в ряде
упанишад.
3. Древнекитайская философия
В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа: 1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э. и 2) этап расцвета философской мысли, который относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым веком китайской философии». Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии вплоть до новейшего времени. Основными категориями, при помощи которых древнекитайские философы пытались осмысливать мир, были такие понятия, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового трудового опыта и наблюдений за явлениями природы. Подобно философии других народов, древнекитайская философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Связь философии с мифологией имела здесь некоторые особенности. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о первопредке, о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д. Такие культурные памятники, как «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), содержат большое количество ссылок на древние мифы. Причем китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становлением мира и его закономерности, взаимосвязь с человеком.
Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму и легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее философичной школы. Древнекитайская философия малосистемна, что обусловлено как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. Древнекитайская философия была также слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка. Все это нашло яркое воплощение в развитии основных философских школ:
Конфуцианство.
Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы (по-русски - Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Он основал школу и имел много учеников, которые записали мысли своего учителя. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Это совершенно несистематизированное и часто противоречивое произведение является сборником в основном нравственных поучений. Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые многими поколениями последователей, легли в основу конфуцианства. Главными проблемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Что же представляют собой ключевые моменты учения древнего мыслителя, ставшие впоследствии краеугольным камнем конфуцианства - идеологической системы, господствовавшей в Китае на протяжении многих столетий?
Центральное место в учении
Конфуция занимает категория ли - «ритуал»,
«правила», «закон». По его мнению, ли объединяет
традиционные установления и этические
нормы, существовавшие в идеализируемую
им эпоху Западного Чжоу. «Без соблюдения
ли ничего не смотреть и ничего не слушать;
без соблюдения ли ничего не говорить
и ничего не делать», - поучал Конфуций
своих учеников.
Овладение духовными ценностями прошлого, полагал Конфуций, позволяет человеку правильно понимать «веления Неба», ибо «жизнь и смерть зависят от судьбы, а богатство и знатность происходят от Неба». Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать - «значит знать людей», а познание природы его не интересует. Всякое учение должно дополняться размышлением: «учиться и не размышлять - напрасно терять время». Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.
Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), имевший многочисленных учеников и последователей. Учение мудреца распространялось вначале устно, а в дальнейшем было изложено в книге «Дао дэ цзин», составленной, вероятно, в IV в. до н.э. В отличие от конфуцианства, легизма и моизма - по преимуществу этико-политических учений, которые в основном вопросе мировоззрения главное внимание уделяли не проблемам бытия, а человеку и человеческому обществу, - даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте - проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества.
Основная философская идея
«Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный
мир и жизнь людей не управляются ни «волей
неба», ни духами, а движутся по определенному
естественному пути - дао. Дао рассматривается
как основа и закон всего сущего, оно недоступно
восприятию наших органов чувств. «Смотрю
на него и не вижу, - говорится в «Дао дэ
цзине», - а поэтому называю его невидимым.
Слушаю его и не слышу, а поэтому называю
его неслышимым. Пытаюсь схватить его
и не достигаю, а поэтому называю его мельчайшим».
Дао - это «глубинная основа всех вещей».
Оно - внутренняя сущность материального
мира, невидимое начало. «Великое дао растекается
повсюду», оно бесконечно в пространстве
и времени. Законам дао подчинены все вещи
и существа. «Человек следует Земле, а
Земля следует Небу. Небо следует дао,
а дао следует естественности». Лао-цзы
учил, что дао присутствует во всех вещах,
а последние состоят из материальных частиц
ци («воздух», «эфир»). В то время, когда
еще не было «Неба и Земли», дао представляло
собой постоянно изменяющееся скопление
туманных и неопределенных частиц ци.
Из массы невидимых материальных частиц
этого ци образовался хаос. Благодаря
противоположным силам инь и ян хаос распадается
на две огромные массы: положительных
частиц ян-ци и отрицательных инь-ци. На
этих двух полюсах хаоса образовались
Небо и Земля. Последние в своем взаимодействии
выделили соответствующие ци. Путем соединения
небесных и земных ци появилась жизнь,
человек, произошли все вещи на Земле.
Такова, исходя из учения дао, общая картина
возникновения мира.