Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:58, реферат
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли. Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
1. Становление древневосточной философии и ее особенности………….стр.4
2. Древнеиндийская философия…………………………………………….стр.7
3. Древнекитайская философия…………………………………………….стр.18
Заключение…………………………………………………………………..стр.27
Список используемой литературы…………………………………………стр.29
Моизм.
Третьей крупной философской
школой Древнего Китая считается моизм,
основанный Мо Ди (Мо-цзы) (479-400 гг. до н.э.).
Основным источником изучения взглядов
мыслителя является книга «Мо-цзы», составленная
на основе записей его учеников. Центральное
место в этическом учении Мо-цзы занимает
идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая
конфуцианскому принципу жэнь. Он считал,
что смуты и распри в стране произошли
оттого, что люди перестали любить друг
друга. По его мнению, образцом правителя
является небо, благодаря своему человеколюбию.
Небо способно «желать» и «не желать»,
оно обладает волей и способно награждать
и наказывать. Небо «желает, чтобы люди
помогали друг другу, чтобы сильный помогал
слабому, чтобы люди учили друг друга»,
«чтобы верхи проявляли усердие в управлении
страной, чтобы в Поднебесной царил порядок,
а низы были усердны в делах».
Легизм.
Легизм - учение школы фацзя
(«законников») - послужил мощной идеологической
опорой крупных земельных собственников
и городских богачей, то есть новой имущественной
знати, усилившейся в Китае в IV-III вв. до
н.э. Законники были сторонниками установления
государственных законов ради преобразования
общества. К представителям легизма относятся
Цзы-чан (VI в. до н.э.), Шань Ян (390-338 гг. до
н.э.), Ан Сы (280-208 гг. до н.э.) и наиболее выдающийся
среди них Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 гг. до н.э.)
- создатель теории государственного управления.
В основе этого учения лежал тезис о главенствующей
роли единого для всех закона, не признающего
исключений даже для самого правителя.
Законники противопоставили конфуцианскому
ритуалу «ли» закон «фа». Отказавшись
от метода убеждения, они целиком положились
на правовое принуждение и наказание,
совесть заменили страхом.
Заключение
В заключении следует еще раз
напомнить о специфике восточной философии.
В восточной мысли религиозное и философское
начала более переплетены, чем в греческой.
На Востоке религиозные представления
менее индивидуализированы, носят характер
общих представлений, что сближает их
с философскими построениями. Как отметил
Г.В.Ф. Гегель, "содержание восточных
религий - бог, в себе и для себя сущее,
вечное - понимается больше в свете всеобщности,
так понимается и отношение индивидуумов
к нему". Тем самым исходная субстанция
восточных религий "представляет собою...
некую философскую идею".
Гегель не очень высоко ценил восточную философию, поскольку, по его мнению, в ней "внешнее, предметное не постигается... соответственно идее". Восточную мысль Гегель считает недостаточно философичной и преимущественно религиозной, так как в ней индивид не полагает себя как нечто самостоятельное. Тогда как "истинно-объективная почва мышления коренится в действительной свободе субъекта". Между тем существует и другая, противоположная точка зрения, ставящая восточную философскую мысль выше западной и считающая ее крупнейшим достижением человеческой культуры. Таковы, в частности, позиции А. Шопенгауэра, Л.Н. Толстого, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга и других известных мыслителей. Юнг в классической работе "Архетип и символ", в частности, писал: "Мы начинаем заново открывать для себя астрологию, являющуюся на Востоке хлебом насущным. Наши исследования сексуальной жизни, начатые в Вене и в Англии, не идут ни в какое сравнение с индийскими учениями по этому поводу. Восточные тексты тысячелетней давности дают нам образцы философского релятивизма, а идея индетерминизма, только что появившаяся на Западе, является фундаментом китайской науки... Сам психоанализ и возникшие вместе с ним направления мысли - мы считаем их специфически западным явлениям - представляют собой лишь усилия новичка в сравнении с искусством, существующим с незапамятных времен на Востоке". Не входя в детальное обсуждение различных оценок восточной философии, отметим, что восточная религиозно-философская проза, восходящая к книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащей высказывания Конфуция и его учеников, и индийской "Махабхарате", дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую историю не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.
Список используемой литературы.
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2005.
2. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 2009.
3. Радхакришнан С. Индийская философия. - М., 2003. - Т. 1-2.
4. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. - СПб., 2008.
5. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 2004.
6. Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие. - М., 2007.