Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:10, контрольная работа
Истоки античной философии – в культуре народов Передней Азии и Африки, которые раньше греков развили цивилизацию, создали письменность, календарь, накопили немалый запас эмпирических сведений в области астрономии, физики, математики. Это были зачатки науки, но еще не наука, т.к. знания были изложены в системе мифологических представлений о мире и человеке.
Правильное воспитание обеспечивает идеальный строй в государстве. Государство осуществляет воспитание с помощью законов, которые как нити марионеток, натягивают и ослабляют соответствующие нити душ людей. В зависимости от того, насколько добродетельно жил человек, его душа после смерти может переселиться в другое тело – человека или животного, либо навсегда покинуть земной, несовершенный мир. Задача государства – обеспечить благую и совершенную жизнь всему обществу в целом и его членам. Но и человек должен жить ради справедливого и совершенного государства. Такое государство обладает четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой или благоразумием, справедливостью.
Проект наилучшей организации общества и государства Платон считает осуществимым только для греков. Для народов, окружающих Элладу, - варваров он не применим, поскольку они не способны устроить общественный порядок на разумных началах. Различие между греками и варварами настолько существенно, что даже нормы ведения войны будут иными – в зависимости от того, ведется ли война между греческими племенами и государствами или между греками и варварами. В первом случае должны соблюдаться принципы человеколюбия, продажа пленных в рабство не допускается; во втором война ведется со всей беспощадностью, а побежденные обращаются в рабство. Но надо отметить, что война, с точки зрения Платона, является злом, которого надо избегать.
К этому времени Аристотель проделал огромную научную работу – были собраны естественнонаучные материалы, исторические источники, хотя его главные научные труды были закончены лишь в последние годы жизни.
Аристотель по примеру Платона решил открыть в Афинах собственную школу. Она расположилась недалеко от храма Аполлона Ликейского и получила название Ликей. Обучение в Ликее велось по двум программам: преподавание риторики для всех желающих и преподавание метафизики, физики, диалектики для более подготовленных.
После смерти Александра Македонского в Афинах поднимается сильное движение против македонского владычества над Грецией. Положение Аристотеля становится опасным. Он вынужден покинуть Афины. Аристотель поселился в Халкиде на острове Эвбея, но уже в следующем, 322 г. до н.э. там же умер.
В сочинениях Аристотеля охвачены по существу все отрасли современного ему философского и научного знания.
Естественное введение в свод философских и научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов. Логика, по мнению философа, есть орудие всякого научного исследования, т.к. логические связи есть отражение связей бытия. Закономерно, что после логики должно следовать учение о бытии – метафизика. Название знаменитого сочинения «Метафизика» (буквально «то, что после физики») более позднего происхождения. Это несколько трактатов, помещенных в одном из известнейших изданий после сочинения, названного «Физика». В «Метафизике» излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов установился обычай называть «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия. Начиная с Гегеля, в этой характеристике стали подчеркивать и метод – антидиалектический способ мышления.
Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике и политике: «Этика Никомаха», «Политика». В сочинениях «Риторика» и «Поэтика» рассматриваются вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии, театра. Большое значение в истории науки получили такие сочинения, как «Физика», «О небе», «О частях животных», «О душе».
По мнению Аристотеля, философия делится на три части:
Этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом». Она занимается сферой практической деятельности и поведения людей. Высшее благо человека определяется как счастье. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей добродетели, которая понимается как добротность, функциональная пригодность. Чем выше добродетель, тем полнее достигаемая степень счастья. Наивысшая степень счастья достигается в занятиях философией. (Надо учесть, что под философией понимается практически вся научная деятельность).
Для осуществления своей добродетели, считает Аристотель, человеку необходимы некоторые внешние блага – здоровье, богатство, общественное положение и т.п.
Политические взгляды Аристотеля дополняют его этическую концепцию. Он сторонник теории естественного происхождения государства (подобно живым организмам). Поэтому государство не подлежит радикальному переустройству. Так, по его мнению, платоновский проект упразднения семьи и частной собственности противоречит природе человека. Поскольку, по определению Аристотеля, человек – это общественное животное, наделенное разумом, то вне государства его жизнь невозможна. Цель государства – обеспечить всем гражданам счастливую, справедливую жизнь. Этого можно достичь лишь при аристократической форме правления – правлении лучших.
При этом философ отмечает, что люди по своей природе не равны. Тот, кто не способен отвечать за свои поступки, тот раб по природе и должен подчиниться воле другого.
Вообще же состав государства, по Аристотелю, сложен. Как и всякое другое понятие, оно представляет собой нечто целое, состоит из многих составных частей. Одна из них – земледельцы, производящие продукты питания, вторая – ремесленники, третья часть – торговый класс, четвертая часть – наемные рабочие, пятая – военное сословие. Все классы имеют разное значение в жизни государства. В сущности же государство составляют два главных класса: это военное сословие и лица, занятые законодательной и управленческой деятельностью, заботящиеся об общих интересах государства. В руках этих двух классов должно быть сосредоточено и владение собственностью, а гражданами могут быть только лица, принадлежащие к этим классам.
Отвергая учение Платона о существовании двух миров – идеального и материального, Аристотель создает и отличное от платоновского учение о душе. Для Аристотеля душа – начало жизни. Существует три типа души: растительная, животная и разумная. Последняя присуща только человеку и дает ему способность к рассуждению и мышлению. Однако человеку присущ в основном лишь пассивный разум, способный только воспринимать действительность, в отличие от разума деятельного. Деятельный разум – это высший разум, вечный и неизменный. Он один способен к постижению вечного и полностью свободен от материи. Он – активное начало мира, вечный двигатель или Бог.
Если Платон считал, что идеи – идеальные сущности чувственных вещей, отделены от самих вещей, то Аристотель вместо понятия «идея» вводит понятие «форма». Форма придает смысл и порядок материальному миру. Но в противоположность Платону эти вечные формы не выносятся Аристотелем за пределы чувственного мира и не мыслятся отдельными от вещей, за исключением Бога, пребывающего вне мира.
Учение Аристотеля завершает классический период в античной философии. Упадок греческих полисов, македонское завоевание, а затем подчинение греческих городов Риму привели постепенно к новому философскому мировоззрению. Интерес философов все более отходит от социально-политической проблематики и сосредотачивается на вопросах, касающихся индивидуальной, частной жизни человека.
Идеи античной философии продолжали жить далеко за пределами того исторического времени, в которое они возникли. С различной силой в различных исторических условиях те или иные учения античности оказывали влияние на развитие философской мысли феодального и капиталистического общества. В первые века становления феодализма и до конца XII в. в странах Западной Европы связь с античностью в области философии выражалась в основном в переработке идей Платона. С конца XII и начала XIII в. усиливается влияние Аристотеля, сочинений которого в Европе до этого времени практически не знали, хотя в странах арабской культуры Аристотель и в тот период был признан мудрейшим учителем философии и наук. И только в XII в. сочинения Аристотеля появляются на латыни – языке западноевропейской науки того времени. В итоге авторитет Аристотеля как ученого мирового масштаба был восстановлен.
Эпоха Возрождения, а затем XYII век и философия Просвещения с новой силой возродили всю глубину и значимость философии античности, причем не только в лице Платона и Аристотеля, но и в лице материалистов-атомистов. И немецкая классическая философия, и марксизм также корнями уходят в учения античности. Не избежала этого влияния и философия XX века, представленная самыми разнообразными школами и направлениями.
Задания. Вопросы. |
Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. |
Ответы. |
а) Аристотель; б) Пифагор; в) Сократ; г) Платон; д) Фалес.
а) Анаксимандр; б) Пифагор; в) Демокрит; г) Эпикур.
а) Пифагор; б) Сенека; в) Фалес; г) Гераклит; д) Диоген.
а) Пифагор; б) Гераклит; в) Сократ; г) Демокрит; д) Аристотель.
а) Анаксимен; б) Платон; в) Аристотель; г) Демокрит; д) Фалес.
а) Гераклиту; б) Сократу; в) Демокриту; г) Платону; д) Аристотелю.
7. Кто утверждал, что «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»? а) Гераклит; б) Демокрит; в) Пифагор; г)Протагор; д) Анаксимандр.
8. Кто утверждал, что
добродетель и знание а) Демокрит; б) Платон; в) Сократ; г) Аристотель; д) Пифагор.
9. Из каких слоев, по мнению Платона, состоит общество? а) рабы, воины, философы; б) рабы, торговцы, воины; в) рабы, ремесленники, философы; г) ремесленники, воины, философы; д) ремесленники, торговцы, философы.
а) Аристотеля; б) Фалеса; в) Гераклита; г) Пифагора; д) Демокрита. |