Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:31, реферат
Одной из самых самобытных культур Древнего Востока была индийская. Большую
роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма. Памятники того периода –
«Веды» – содержат большой материал по мифологии, религии и ритуалу. Ведийские
гимны считаются священными текстами и изустно передавались из поколения в
поколение. Одной из характерных черт ведийской религии являлся политеизм –
поклонение многим божествам. Для ведизма характерен синкретизм в описании
богов, верховного божества не было.
2. Философия Древней Индии.
Одной из самых самобытных культур Древнего Востока была индийская. Большую
роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма. Памятники того периода –
«Веды» – содержат большой материал по мифологии, религии и ритуалу. Ведийские
гимны считаются священными текстами и изустно передавались из поколения в
поколение. Одной из характерных черт ведийской религии являлся политеизм –
поклонение многим божествам. Для ведизма характерен синкретизм в описании
богов, верховного божества не было.
Индиец того времени обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы, реки.
Позднее оформилось и представление о переселении душ. В ведийских гимнах
прослеживается поиск решения загадок мироздания, выражается мысль о
смертности даже богов. Многие черты ведизма вошли в индуизм, где на первый
план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне
богов.
Индуизм.
Индуизм – религиозная система, теснейшим образом связанная с историей и
специфической социальной структурой народов Южной Азии. Последователей
индуизма насчитывается в мире более 700 миллионов и проживают они почти
исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии (около 83%
населения). Большинство составляют индуисты в королевстве Непал.
Условия формирования и развития индуизма определили своеобразие его
философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на
все уровни индивидуального сознания, эта религиозная система отличается своей
плюралистичностью.
Характерный для индуизма политеизм (не ограничивающийся поклонением основной
триаде – Шиве, Брахме, Вишну) давал возможность выбора, как самого объекта
культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения
к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а
также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индиец,
будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные разновидности.
В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения общего и частного,
конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины.
Широта индуизма проявилась и в выработке пространственно-временных
характеристик, имеющих единицей космического времени «день Брахмы», равный
4320 минутам астрономических лет. Отсюда представление о бренности и
сиюминутности настоящего, определившие квиетизм, умозрительность и
созерцательность философских систем, основанных на индуизме.
Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о
переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в
предшествующих рождениях (карма). Целью любого индуистского культа является
реализация связи с его объектом, исчезновения противопоставления
индивидуальной души (Атмана) мировой (Брахману). При высокоразвитом сознании
индивида противопоставление Практики (природы) Пуруме (вселенскому Человеку,
обобщенному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно
противопоставлению своего «я» конкретному объекту индуистского поклонения.
В соответствии с религиозно-философскими представлениями индуизм разработал
определенные нормы общественных установлений с детальной регламентаций
поведения в зависимости от места индивида в социально кастовой иерархии, а
также в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре периода
(ашрама) в жизни индуса: брахмачарья – ученичество, грихастха – главенство в
семье, ванапрастха – отшельничество, саньяси – отшельничество и отрешение от
земного.
Значительно ранее (середина I тысячелетия до нашей эры) в Индии складывается
буддизм.
Буддизм.
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место
среди которых занимает пашитский канон «Типитака».
По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций
или «потоков» нематериальных частиц – дхарм. Сочетания дхарм определяю бытие
того или иного человека, животного, растения и т.д. После распадения
соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно,
а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в
соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в
предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни)
может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение
перерождений, вызывающих страдание, означает достижения нирваны – состояния
покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия
возможно лишь при ведении добродетельной жизни.
Основу учения составляют «четыре великих истины», которые, согласно традиции,
открылись Сиддхартхе Гауташе в момент его «просветления». Истины
провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий –
желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний,
«погашение» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь
по законам "«правильного поведения"» и "«правильного знания"».
«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими
принципами: не убий и не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не
прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества к
тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским
монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели,
пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром; а
также есть после полудня. «Правильное знание» подразумевает самоуглубление и
внутреннее созерцание – медитацию. «Правильное поведение» и «правильное
знание» позволяет человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи
перерождений, достичь нирваны.
По буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем
пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира;
мир, по буддизму, существовал сам по себе), а также Бодхисаттвы – существа,
которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его
не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.
Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения
(например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов,
принявших буддизм.
Литература.
1. Васильев Л.С. «История религий Востока» - Москва, 1998.
2. «Дао и даосизм в Китае» - Москва, 1982.
3. Каган М.С. «Философия культуры» - Санкт-Петербург, 1996.
4. Никифоров В.Н. «Восток и всемирная история» – Москва, 1977.
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь. Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну. Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма. Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность. Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.
Так, например, философия брахманизма, в отличие от буддизма, исходит из абсолютизации вполне определенных теорий и способов познания. Специфика этой абсолютизации обусловил разный характер шести основных доктрин брахманизма - йоги, санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы и веданты. Характеризуя философию буддизма в данной работе, сделали следующие выводы: 1) Будда обосновывал свое учение на самоочевидных для сознания естественного человека предпосылках. 2) Любые предпосылки, которые не самоочевидны для сознания естественного человека, были отвергнуты буддизмом. 3) Сознание естественного человека в соответствии с методологией естественного реализма следует понимать исторично. Это означает, что содержание сознания естественного человека древнеиндийской культуры иное, нежели современного европейца. Все положения буддизма, которые для современного сознания кажутся неочевидными, на самом деле являлись дорефлексивными мировоззренческими предпосылками естественного человека древневосточной культуры. 4) Проповедь Будды опирается на принципы методологии естественного реализма, заключающиеся в признании равноправия и равнозначности всех ипостасей бытия, форм их данности и отказ от абсолютизации каких либо теорий, идей или способов познания мира.
1.Философское понятие материи
Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.
От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.
Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.
2. Пространство и время
Что же такое пространство и время? Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.
Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.
Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.
Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:
– объективность и независимость от сознания человека;
– их абсолютность как атрибутов материи;
– неразрывная связь друг с другом и движением;
– единство прерывного и непрерывного в их структуре;
– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;
– количественная и качественная бесконечность.
Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.
Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.
Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:
протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;
связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;
относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.
Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.
Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.
К всеобщим свойствам времени относятся:
– объективность;
– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);
– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.