Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:02, реферат
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается
с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-видимому, между
вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из
древнейших литературных памятников человечества.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается
с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-видимому, между
вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из
древнейших литературных памятников человечества.
Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений,
магических заклинаний, молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы
и Атхарваведы (или Атхарвангирасы). Каждый из этих сборников
со временем обрастал различными комментариям и дополнениями
ритуального, магического, философского порядка - Брахманами,
Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней
Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые
проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже
в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них -
Ригведе.
Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений,
заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским
поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам
ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца
прежде всего различные
в Ригведе находит свое отражение неудовлетворенность
наивномифологическим истолковн
первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов,
подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней
Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении
мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных
различий и т. п.
Конечно, ведические гимны содержат лишь первые зачатки
рационалистической, философской мысли, которые вплетены в контекст
религиозно-мифологического
философской традиции в Древней Индии, которая выросла из
комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады (буквально
"сидеть около", т. е. у
ног учителя, получая
трактуется как "тайное, сокровенное учение"). По форме Упанишады
обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо
же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником.
Упанишад насчитывается в
среди них являются так называемые старые Упанишады, которых
не более десятка. Временем их создания считаются обычно IX - VI
века до н. э. Так называемые младшие Упанишады были изданы
гораздо позднее (последние века до н. э. - позднее средневековье).
В Упанишадах религиозно-мифологическое мировоззрение уже теряет
свои господствующие позиции; в его недрах и наряду с ним
возникают другие формы общественного сознания. Так, в ряде мест
говорится о существовании нескольких самостоятельных видов знания
(наук - видья), в числе которых помимо Вед и различного рода
магических искусств упоминаются хронология, логика (риторика),
этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука.
В особую область знания складывается и философия. Правда, для
ее обозначения в Упанишадах еще не употребляется самостоятельного
термина, но о ее наличии свидетельствует и сам факт обсуждения
многих чисто философских
мыслителей Упанишад об отличии провозглашаемых ими знаний не
только от ведической мифологии и ритуализма, но также и от
обыденного сознания и от конкретных наук, которые объявляются
низшим видом знания. Вместе с тем философия в Упанишадах еще
сохраняет сильную зависимость от религиозно-мифологического
мировоззрения: как правило, в них признаются ведический ритуализм
и ведические боги, хотя последние подвергаются уже обычно
монотеистической
или монистической
в Упанишадах выдвигается второстепенное и эпизодическое божество
ведического пантеона - Брахман. Содержанием философии в
Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем,
как место и назначение человека в системе окружающего бытия,
природа внешнего мира и человека, характер его жизни и психики,
границы и возможности его познавательных способностей, нормы его
поведения и т. д. В большинстве случаев рассмотрение философской
проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического
мировоззрения.
Вместе с тем в Упанишадах содержатся сведения и об учениях,
склонявшихся к материализму и атеизму и выступавших против
ведической ортодоксии. Обычно эти учения объявляются ошибочными,
ложными, они подвергаются ожесточенным нападкам, а их авторство
приписывается демонам (асурам) - врагам богов (иногда, впрочем,
сообщается, что эти учения созданы самими богами для введения
в заблуждение и погибели своих врагов). Не удивительно поэтому,
что при таком отношении
идеалистической философии к оппозиционным ей учениям последние
получили здесь крайне скупое освещение: чаще всего они
представлены лишь в виде простого упоминания, без раскрытия
их позитивного содержания.
Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в
Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия,
с помощью которого объясняется происхождение всех явлений
природы и человека. Однако по Упанишадам крайне трудно
восстановить исторический ход формирования тех понятий,
которые полагались в качестве такой первопричины всех явлений.
Предположительно можно эти понятия расположить в такой
последовательности. Пища (анна) как основа всякой жизни, сама
жизнь (жизненное дыхание - прана); тот или иной конкретный
вещественный элемент - бхута, чаще всего вода, или их
совокупность - вода, воздух, земля, огонь (иногда добавляется
пятый - эфир, или акаша); внутренняя природа вещей - свабхава;
упоминаются учения, считавшие первопричиной бытия пространство
(акаша) и время (кала); в нескольких местах говорится о бытии
вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего;
эпизодически упоминается
хотя его содержание не раскрывается.
Господствующее место в
в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало -
Брахман, или атман, реже - пуруша. Брахман и атман употребляются
обычно синонимически, хотя Брахман чаще служит для выражения
объективного аспекта конечной реальности (бог, вездесущий дух),
атман - субъективного ее аспекта (душа). Начиная с Упанишад,
Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской
философии, особенно ее идеалистических учений (прежде всего веданты).
В истолковании природы Брахмана и атмана и их отношения к
материальному миру различные тексты Упанишад дают далеко не
однозначные решения. В одних Брахман и атман рассматриваются
как бог-творец и правитель мира, а в других трактуются
пантеистически, отождествляются либо с одним, либо поочередно
со всеми материальными
вещественными первоэлементами и т. д.), либо же со всем миром
в целом, что сближает такую трактовку с материалистическим
воззрением. Однако в большинстве текстов Упанишад преобладает
абсолютно идеалистическая интерпретация Брахмана-атмана: они
рассматриваются как духовный абсолют, бестелесная первопричина
мира и внутренняя сущность всех его проявлений и процессов.
Центральная идеалистическая идея Упанишад состоит в
провозглашении тождества этой духовной сущности в человеке
и природе. Наиболее кратко это тождество субъекта и объекта
выражено в знаманитом изречении Упанишад: "Тат твам аси"
("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").
Серьезные расхождения наблюдаются в Упанишадах и при более
детальном раскрытии природы Брахмана-
он описывается как чистый дух, лишенный всех эмпирических
качеств и определений (нети-нети, т. е. не то, не то),
в других он наделяется рядом антропоморфных качеств, чаще
всего бытием, сознанием, блаженством (сат-чит-ананда); в одних
случаях он имманентен миру, в других - трансцендентен ему,
в третьих говорится о его имманентности и трансцендентности
одновременно. Во многих текстах утверждается тройственная,
триадичная природа Брахман-
словом аум (ом), либо же понятиями сатиям (истина), джалан
(все это) и др.
Уже из беглого рассмотрения концепции Брахмана-атмана видно,
что Брахман-атман представляет собой сложную синкретическую
категорию, в которой концентрируются такие понятия, как
причина - следствие, сущность - явление, форма - содержание,
общее - единичное, субъект - объект, трансцендентное -
имманентное, субстанциальность бытия.
Рассмотрению собственно материального мира в Упанишадах
уделяется сравнительно мало внимания, и в его трактовке
наблюдается гораздо меньшее разнообразие концепций. Более
или менее общим является признание изменчивости, непостоянства
всех материальных процессов, их временного, преходящего,
а потому неистинного характера; они объявляются лишь
проявлением, модификацией духовного абсолюта и различаются
лишь по имени и форме (намарупа). В ряде текстов говорится
о периодически повторяющихся циклах возникновения, созидания
реальной действительности и ее последующем уничтожении,
растворении в Брахмане-атмане; символом этой цикличности бытия
выступает обычно образ вечно вращающегося колеса (чакра). Мир
в целом и все конкретные вещи в нем признаются состоящими
из четырех или пяти вещественных первоэлементов. Принцип
мировой закономерности выражается в концепции дхармы, которая
в отличие от ведической концепции риты - универсального
космического миропорядка - приобретает больше субъективную,
нравственно-этическую окраску. В некоторых учениях проводится
идея развития мира из первоначально недифференцированного
бытия, проходящего через ряд последовательных стадий (жар,
вода, земля, или газообразное, жидкое, твердое) вплоть до
многообразия реальной действительности, включая психические и
духовные феномены.
Рассмотрение психических, душевных явлений занимает довольно
видное место в Упанишадах. В них признается сложная структура
человеческой психики, раскрываются различные ее компоненты
(сознание, воля, память, дыхание, чувства и др.), их
соотношение и взаимодействие. Здесь мыслители Упанишад добиваются
довольно серьезных результатов, например при описании различных
состояний сознания (бодрствующее, легкий сон, глубокий сон,
чистое сознание - турия), при соотнесении чувств с
эквивалентными им стихиями или первоэлементами внешнего мира
и т. д. Упоминаются взгляды, согласно которым душа (атман)
тождественна телу.
Центральный вопрос в теории познания Упанишад - разделение
знания на два вида: низшее и высшее. Низшее знание -
это знание эмпирической действительности, которое считается
знанием отрывочным, фрагментарным, а потому неистинным. Высшее
знание - это знание духовного абсолюта, которое рассматривается
как восприятие бытия в его целостности и главным средством
приобретения которого служит, как правило, мистическая интуиция;
здесь большое значение придается обычно йогической практике.
Именно это знание дает власть над миром.
В Упанишадах отсутствует обсуждение чисто логических проблем,
но косвенно можно установить, что мыслителям того времени
были известны такие логические приемы, как аналогия,
целенаправленный эксперимент, разложение явления на
противоположные элементы и др.
В области этики в Упанишадах
преобладает проповедь
созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается
избавление души от всяких мирских привязанностей (мокша, мукти).
В то же время встречаются и призывы к активному участию в
жизни. В Упанишадах проводится различие между материальными и
духовными ценностями, между благом как спокойным состоянием
души и низменной погоней за чувственными удовольствиями.
Впервые в Упанишадах большую роль начинают играть концепции
переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма);
в этих концепциях наряду с религиозно-идеалистическим содержанием
имеются и рациональные моменты: стремление установить причинно-
следственную связь в цепи человеческих поступков, зависимость
деятельности от сознания и воли, от общественного положения
человека. Поведение человека определяется нравственным законом
дхармы, предписывающим соблюдать установленные для каждой варны
обязанности и стадии жизни (варнашрама).
Социальные воззрения в Упанишадах представлены крайне скудно.