Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:02, реферат
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается
с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-видимому, между
вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из
древнейших литературных памятников человечества.
Главное в них - признание незыблемости варнового (кастового)
деления людей.
Упанишады сыграли огромную роль во всей истории индийской
философии - от древности до наших дней. В них были
провозглашены основные мировоззренческие идеи и концепции,
которые в последующие периоды получили более детальную и
конкретную разработку. Упанишады стали как бы общим фундаментом
всех последующих философских учений: большинство из них считали
себя продолжателями их наследия. Даже учения, выступавшие
против ведической традиции (материализм чарвака-локаяты, буддизм,
джайнизм), либо возводили к ним свои исходные принципы, либо
так или иначе, позитивно или негативно, вовлекали их в сферу
своей проблематики.
Основным источником философской мысли более позднего - эпического
периода является обширная эпическая поэма "Махабхарата", которая
состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между
двумя родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием
об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты
и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки
зрения представляют "Бхагавад-гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и
некоторые другие (VII в. до н. э. - II в. н. э.).
По своему содержанию и направленности большинство философских
идей "Махабхараты" представляют собой продолжение и развитие
господствующих в Упанишадах взглядов о Брахман-атмане или
пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве
спасения и избавления от оков кармы и самсары. Однако в
отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно
в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся,
подчас аморфной терминологией, в " Махабхарате" появляются уже
развернутые и цельные философские концепции, дающие более или
менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем,
начиная от онтологических вплоть до этических и социологических,
и имеющие более строго фиксированный и более однозначный
понятийный аппарат.
Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает
учение санкхьи и тесно
эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения
в различных частях "Махабхараты" излагаются по-разному, но
везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане
(материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том
числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом
ее модификациями чистом духе - пуруше (именуемом также
Брахманом, атманом).
Санкхья выступает в двух основных вариантах: теистическом
(сешвара, т. е. "с богом")
или монистически-
(когда дух провозглашается
ее), и дуалистическом (ниришвара, т. е. "без бога"), или
атеистическом (когда дух существует параллельно с материей
и не оказывает на нее никакого влияния). В эпосе преобладает
теистический, или монистически-
с наибольшей полнотой и последовательностью изложенный в
"Бхагавад-гите".
"Бхагавад-гита" (буквально "Божественная песнь") начинается
с описания того, как перед началом решающей битвы между
Пандавами и Кауравами предводителя войска Пандавов - Арджуну
вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости
братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает
бог Кришна. Его поучения и доводы и составляют по сути
дела основное содержание "Бхагавад-гиты".
Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение
монистической, теистической санкхьи, которая используется
для обоснования определенной системы этико-социальных взглядов
- о необходимости для каждого человека выполнять свои
социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным
и равнодушным к плодам своей мирской деятельности, все свои
помыслы посвящать богу.
В учении Кришны имеется противоречие между стремлением
обосновать необходимость
посвятить себя богу (т. е. между карма-йогой, или йогой
действия, джняна-йогой, или йогой познания, и бхакти-йогой,
или йогой преданности богу), однако в целом концепция
"Гиты" довольно стройная и детально разработанная. Это
произведение оказало огромное влияние на всю последующую
социальную мысль Индии.
В "Махабхарате" наряду с религиозно-идеалистическими концепциями
гораздо более полное отражение, чем в Упанишадах, получили и
материалистические по своей сути учения, среди которых
выделяются учение Бхарадваджи о пяти элементах (бхута-вада),
о внутренней природе (свабхава-вада), учение мудреца Бали
о времени (кала-вада). Вершиной материалистической мысли
эпического периода можно
разработавшего
пессимизм ее этики.
Древнеиндийская философия имеет некоторые общие черты, отличающие
ее от древнегреческой философии. Одна из этих отличительных
черт состоит в том, что индивидуальное творчекое начало в
индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники
и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их
индивидуальный вклад в индийск
растворен в коллективном творчестве, принявшем форму того или
иного направления или школы. Эта своего рода "безликость"
индийской философии, характерная и для других сфер индийской
духовной культуры, была в эпоху древности и средневековья
прямым выражением могущества нивелирующей традиции, которая
определялась устойчивостью
индийского общества в эту весьма длительную историческую
эпоху. Та же "безликость" философской мысли в Индии неразрывно
связана и с такой ее чертой, как крайняя хронологическая
неопределенность ее памятников, иногда датируемых в диапазоне
не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре
Древней Индии почти отсутствовала историческая наука, столь
богато представленная в греко-римском мире да и в Древнем
Китае.
Другая отличительная черта
индийской философии
эпохи - значительно меньшая, чем в Древней Греции, связь
с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения
к научному знанию нет никакой философии, в том числе и
философии древнего мира. Однако характер связи философии
с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем
мире. Отдельные элементы естественно-научной мысли, отражавшие
тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-
мифологическую идеологию. Недаром жрецы, будучи профессиональными
служителями религиозных культов, одновременно выступали в
странах Древнего Востока главными носителями учености и знаний.
Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на
общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных
в этом отношении), можно понять тот факт, что исходным пунктом
развития философской мысли в Древней Индии - да и в других
странах древнего мира - стала религиозно-
Особо важную роль в становлении философии как особой формы
общественного сознания, ее выделения из мифологического лона
сыграла математика (в несколько меньшей степени астрономия).
Матаматика в Древней Индии, особенно такие ее разделы, как
арифметика, а затем и алгебра, достигла очень больших
результатов (достаточно указать на появление здесь позиционной
системы счисления и введение нуля), превзошедших то, что
было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Однако
эти достижения относятся в основном к первым векам нашей
эры, когда философская мысль существовала уже много веков
и когда определилась зависимость ее преобладающего
идеалистического потока от религиозно-мифологической традиции.
И хотя индийская философия древности отнюдь не сводилась
только к этому потоку, а заключала в себе и ряд
материалистических идей, положений и учений, для которых
характерна более или менее тесная связь с естественнонаучной
мыслью. Но в целом по сравнению с античной, греко-римской
философией такая связь для индийской философии менее
показательна.
Предметом первых философских размышлений, естественно, становились
не только явления природы, окружающей человека, но и мир
самого человека и в его отношениях с другими людьми, и
в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что
этико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от
философии уже при самом ее возникновении. В индийской же
философии
поток этико-психологической
наиболее значительным. Философия Древней Индии отличается
многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой
психологической проблематики.