Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 08:57, реферат
В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков. В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа и пр.), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников и пр.), изобретение шахмат.
Незыблемое деление общества на замкнутые социальные группы с разными правами и обязанностями, с различными положением в обществе нашло свое обоснование в религии Индии, прошедшей сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………………………………4
2.СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУИЗМА 5
3.ДЖАЙНИЗМ 8
4.БУДДИЗМ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
прод
Содержание
Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. На ее территории обнаружено значительное количество - остатков материальной культуры, соответствующей периоду первобытнообщинного строя и датируемой нижним палеолитом, мезолитом и особенно неолитом (разнообразные орудия охоты, тесла, зернотерки, остатки тканей, черепки разнообразных глиняных сосудов и др.). В некоторых древних стоянках найдены образцы наскальной живописи с изображением отдельных фигур животных и человека, а также целых охотничьих сцен.
В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков. В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа и пр.), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников и пр.), изобретение шахмат.
Незыблемое деление общества на замкнутые социальные группы с разными правами и обязанностями, с различными положением в обществе нашло свое обоснование в религии Индии, прошедшей сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.
Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II — началу I тысячелетия до нашей эры.
С точки зрения современного человека это древнейшее классовое общество отличается крайней замедленностью своего исторического развития. Отдельные традиции сохранялись тысячелетиями. Этому способствовала внутренняя устойчивость сельской общины, где земледелие (обычно ирригационное) было соединено с ремеслом. Отношения обмена были развиты слабо. О примитивности социальной структуры древнеиндийского общества свидетельствует система каст — замкнутых социальных образований, объединяющих людей строго определенных профессий и исключавших переход из одной касты в другую. Самой влиятельной и распространенной формой идеологической жизни древних обществ этого периода была религиозно-мифологическая. Она нашла свое отражение в первом литературном памятнике древних индийцев — «Ведах».
«Веды» в переводе с санскрита означает «знание». Но это не есть знание в современном понимании. «Веды» состоят из гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т. п. «Веды» положили собою начало философской традиции в Древней Индии, причем эта традиция выросла из комментирования текстов «Вед». «Веды» используют образно-символическую форму толкования мира, они же предлагают различного рода рекомендации к правильному в нем существованию. «Веды» имеют четыре части. Самая ранняя из них «Ригведа» (собрание религиозных гимнов); далее «Брахманы» (сборник ритуальных текстов); «Арань-яки» (правила поведения для отшельников); «Упанишады» (часть, в которой как раз и формируются начальные элементы философского сознания). Лишь малая часть «Вед» может быть уяснена в ключе рассудочного понимания.
Отличительной чертой индийской философской мысли является весьма малая выраженность индивидуального творческого начала: сведения о древнеиндийских философах почти полностью отсутствуют. Достоверность небольшого числа дошедших до нас имен теряется в тумане тысячелетий. Но главное все же в том, что индийская философская мысль — древнейшая в мире.
Не вдаваясь в подробности, мы можем разделить философские школы Древней Индии на ортодоксальные, которые признают авторитет «Вед» (веданта, йога и др.), и неортодоксальные, которые не признают «Веды» (джайнизм, буддизм и др.).
Обратимся к текстам «Упанишад», которые стали основанием последующих философских воззрений. В них, в частности, весьма ярко представлена проблема первопричины (сущего). Но здесь же внимательный читатель обнаруживает постепенный переход от мифологии к философии. Так, понятие «Брахман» — это и живой мифологический бог и одновременно отвлеченное философское начало (творения). Эти образы понимания как бы «просвечивают» один сквозь другого.
«Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира... все возникает из негибнущего Брахмана»
Не став господствующей религией в
Индии, буддизм при Кушанах получил
наибольшее распространение там, где
рабовладельческие отношения были наиболее
развитыми, - в долине Ганга, на северо-западе
страны. Буддийское духовенство, приспосабливая
культ и вероучение к племенным и общинным
верованиям, оформляет в 1—11 вв. н. э. новую
форму буддизма.
Теперь Будда из учителя (гуру), указавшего путь к спасению и первым вошедшего в нирвану, окончательно превращается в божество. Культ могущественного Будды требует огромных храмов. Создается учение об аде и рае. Формируется культ святых, достигших ступени Будды, но временно не вошедших в нирвану. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. В этих целях значительно шире, чем раньше, используются произведения изобразительного искусства.
Роскошно и пышно оформляются процессии и церемонии. Жертвоприношения, приносятся в виде цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр.
Однако расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Буддизм, будучи приемлемым для различных слоев общества и разных народов своей симпатией ко всему живущему и поисками нравственной основы жизни, почитаемый многомиллионными жителями планеты, получив мощную поддержку царствующих правителей, сформировав, широко разветвленную сеть монастырей, все же уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн, начал уступать место индуизму.
Причина этого видится в социальной основе индобуддийской духовной традиции. Варновый строй (деление общества по социальному происхождению) способствовал формированию профессиональных каст, которых в современной Индии насчитывается более 2,5 тысяч (кузнецы и каменщики, маляры и шоферы, гончары и плотники и пр.). Кастовый строй усилил отчужденность между социальными группами, практикуя запрет на межкастовые отношения: заключение браков вне своей касты, принятие пищи вместе с представителями других каст и т.п. Теперь сельскохозяйственное производство, связанное якобы с насилием (убой животных) и стоящее на низкой ступени социальной лестницы, стало считаться малодостойным занятием, что оттолкнуло от буддизма огромный массив индийской сельской общины.
Уже при Гуптах, в iv—v вв., когда даже сами цари не придерживались буддизма, местные религии, впитавшие в себя многочисленные элементы брахманизма и буддизма, в новых условиях (в частности, становления кастового строя, буддизмом не признаваемого и пр.) составили комплекс религиозных верований, который обычно называют индуизмом. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах).
Особо почитается индусами триада богов: Брахма (бог - творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка, способный к воплощению в земные смертные существа) и Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель). Цементируя религию культом Брахмы – Вишну - Шивы, создавая своеобразный синтез абстрактного представления об абсолютном духе и местных богах крестьянских общин, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям, наделить их конкретными качествами и способностями участвовать в земных событиях.
Так, Вишну, способный к перевоплощению, - активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла. Весьма противоречив Шива - суровое и довольно жесткое существо, бог-разрушитель. Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его необычный облик. Выступая порою покровителем любовных утех и разгульной жизни, он в то же время оказывает покровительство искусству и учености. Скульпторы в изображение Шивы привносили олицетворение творческого начала вселенной, физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.
Пророком одного из новых
религиозных течений этого
Джайнизм отвергал брахманистский пантеон богов, жречество и жертвоприношение, религиозное освещение системы варн. Признавая за каждым право на спасение души через самоусовершенствование, джайнизм признавал вечность души, а поэтому нирвана - это не угасание, а достижение вечного блаженства. И не всякая, а лишь дурная жизнь - зло, а аскетизм - это подлинный религиозный подвиг. Таким образом, джайнизм - первое движение, поставившее под сомнение ведические ценности.
Наиболее отчетливо личностный пафос религиозно-духовной культуры Древней Индии выразил буддизм, который также сохранил основные темы ведийской культуры, но значительно преобразил их, реформируя ведийскую религию, выделил в иерархии живых существ особое место человеку и выдвинул в качестве основного вопроса его жизненного пути — избавление от страданий. Этот путь формирует особый тип культуры психологической деятельности, особое отношение к миру, главным следствием которого выступают терпимость, ненанесение вреда окружающему.
В Индии с древности до наших дней существовало как бы три религии: брахманизм, буддизм, индуизм, но во всех трех религиях считалось, что Брахма или Будда не являются творцами мира, а они тоже подчиняются законам мироздания. Они не высшие божества, не управители мира, а наставники богов. Между ними и другими богами и людьми такие же отношения, как у человека с животными. Считается, что мир развивается потому, что происходит круговорот воплощений Будды или Брахмы. Все живое, т.е. имеющее душу: боги, люди, животные, растения — подчинено закону кармы и включено в цепь непрерывных воплощений — колесо Сансары. Существует разное мнение о количестве ренкарнаций (воплощений) от 7 до 83 000. Следующее воплощение может быть высшим или низшим.
Карма - это сумма добрых и злых дел. Для последователей этих религий (особенно индийцев) высшая цель - вырваться из колеса Сансары и достичь Нирваны. Нирвана - это состояние вечного блаженства, когда душа все воспринимает, но ни на что не реагирует.
В культуре Древней Индии, с одной стороны, существует любование красотой человеческого тела и воспевание чувственных наслаждений. В то же время к телу человека отношение как к одежде, поэтому, с другой стороны, существует самоусовершенствование тела - йога до полного аскетизма, когда человек неделями не употребляет пищи.
В VI в. до н.э. начал формироваться буддизм. Его основоположник - Будда.
Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенаресской проповеди. Она сродни Нагорной проповеди Иисуса Христа и заслуживает того, чтобы с ней познакомиться.
«Существует две крайности, о монахи, от которых человек, ведущий духовную жизнь, должен оставаться вдали. Какие же это две крайности? Одна - жизнь наслаждений, преданная похотям и удовольствиям; это жизнь низменная, неблагодарная, противная духу, недостойная, ничтожная. Другая крайность - жизнь добровольных страданий; это жизнь мрачная, недостойная, ничтожная. Совершенный стоит далеко от обеих этих крайностей; он познал путь, который лежит посредине, путь, который открывает глаза, открывает и ум, который ведет к покою, к познанию, к просвещению, к нирване. Это есть восьмичленный путь, который называется так: праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное деяние, праведная жизнь, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление».
Учение Будды глубоко нравственное. Он учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен».
Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать в возникновению добра, поддерживать добро. В настоящее время культура Древнего Востока переживает как бы второе рождение. К ней возник большой и устойчивый интерес во всем мире, многие считают, что она станет основой новой мировой религии, которая объединит всех людей.
В VI в. до н.э. идеологией относительно развитого рабовладельческого общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал одной из великих мировых религий. Его расцвет в Индии пришелся на V в. до н.э. — начало I тыс. н.э. Будучи тесно связанным с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь – зло и, жить – значит страдать. Однако именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это повлечет за собой новые страдания. Буддизм выступал против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни в том числе ритуализма.