Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:58, реферат
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – ведах. Веды формировались во второй половине II – начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме.
Философия Древней Индии.
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – ведах. Веды формировались во второй половине II – начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме.
Таблица 1
Веды
Название |
Основное содержание |
Ригведа |
Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам |
Самаведа |
Описание правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений) |
Яджурведа |
Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы |
Атхарваведа |
Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам и т.п. |
В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «богооткровенными», т.е. полученными людьми от богов.
К священным текстам примыкает литература смрити – различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литератутра смрити уже не считается богооткровенной – это книги, созданные людьми для разъяснения божественнных истин. Основной жанр литературы смрити – сутры. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.
Таблица 2
Система священных текстов (шрути)
Тип текстов |
Основное содержание |
Веды |
Гимны и заклинания, описания ритуалов |
Брахманы |
Комментарии к ведам |
Араньяки (книги лесных отшельников) |
Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников |
Упанишады (сидение у ног учителя – для постижения сокровенного знания) |
Религиозно-философские тексты |
Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, особенно в её последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами.
К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих в Ригведе, необходимо отнести понятия «пуруша», «рита» и «сансара».
Пуруша – в чисто мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза – солнце, из другого – Луна и т.п.). В философской трактовке пуруша – это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
Рита – это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир – это всего лишь появление риты. При этом рита – это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа.
Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело – человека, животного, растения или даже бога.
В упанишадах в роли бога – творца мира фигурирует бог Брахма(н), в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего. В упанишадах же получают разработку такие важнейшие понятия индийской философии, как «карма» и «сансара». Сансара (переселение душ) происходит в соответствии с законом кармы. Понятие кармы сформировалось на базе ведического понятия «риты».
Карма – это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму – улучшая или ухудшая её. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или в одной из последующих жизней с данным человеком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого поступка является какое-либо несчастье. Понятие «кармы» использовалось и активно обсуждалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку.
Таблица 3
Происхождение и сущность кармы
Происхождение и сущность кармы |
Школы |
Закон кармы устанавливается богом, бог сотворил мир в соответствии с законом кармы |
Ньяя, вайшешика |
Закон кармы не зависит от бога, этот закон присущ самому миру |
Буддизм, джайнизм, санкхья, миманса |
Но во всех философских
школах считается, что на карму влияют
только поступки, совершенные под
влиянием страстей, а бескорыстные
и бесстрастные поступки не имеют
кармических последствий и
Школы индийской философии. Примерно с VI в. до н.э. начинается процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выделять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные (схема 1).
Схема 1
Древнеиндийская философия
Основные школы
Признающие наряду с ведами еще и другие источники
Неортодоксальные
(не признающие авторитет вед и базирующиеся на иных источниках)
Признающие авторитет только вед
Ортодоксальные
(признающие авторитет вед)
2.1. Ортодоксальные школы.
Миманса
Буквальное значение термина
«миманса» - «размышление», «исследование»,
т.е. решение некоторой проблемы
путем рассуждения и
Основные труды. Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-сутра» (ок. 200 г. До н.э.).
Философские воззрения. Отношение к ведам. Первоначальной целью мимансы было рациональное обоснование традиционного ведического ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и совершались жертвоприношения богам.
Как и для всех ортодоксальных школ индийской философии, для мимансы характерна вера в святость и непогрешимость вед. Миманса не признает существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно только узнать, но не создать.
Онтология. Физический, чувственно воспринимаемый мир реально существует. Но этот мир не является результатом деятельности Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон бытия.
Учение о душе и познании. Душа является бессмертной, вечной субстанцией. Если бы душа погибла при смерти тела, то выполнение ведических обрядов было бы бессмысленно. Сознание возникает в душе только тогда, когда душа соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания. Душа, освободившаяся от тела, обладает не реальным сознанием, а только возможностью сознания.
В мимансе, как и в других школах индийской философии, органы познания делятся на внешнее восприятие – это пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и внутреннее – это манас (ум).
Освобождение. Поведение в соответствии с предписаниями вед и бескорыстное выполнение человеком ведических обрядов постепенно уничтожает карму и делает возможным освобождение души после смерти тела.
При исполнении любого предписанного ведами ритуала в душе человека возникает некая потенция, приносящая в будущем благоприятные плоды, которыми можно будет насладиться в загробном существовании.
Ньяя
Термин «ньяя» означает «правило», «рассуждение», «аналитическое исследование», «логика».
Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории познания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех системах индийской философии, признающих логический вывод в качестве достоверного источника познания.
Основоположником философского учения ньяя считается великий мудрец Готама (Гаутама), живший не позже I в. н.э.
Основные труды. Готама. «Ньяя-сутра».
Философские воззрения. Освобождение. Главной целью человеческого существования является достижение состояния освобождения, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности в телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в котором пребывает человеческое «я».
Теория познания и логика. Различаются два вида познания: достоверное и недостоверное. Достоверное познание может быть четырех видов: восприятие, логический вывод, сравнение и свидетельство.
Восприятие есть непосредственное познание объектов, имеющее место за счет связи объектов с нашими органами чувств.
Логический вывод есть опосредованный способ познания, в котором мы исход из известных нам истинных суждений, приходим к заключению.
Сравнение есть способ познания, при котором мы устанавливаем связь между названием некоторого неизвестного нам объекта и самим этим объектом.
Свидетельство (шабда) есть знание о невоспринимаемых объектах, которое мы получаем от авторитетных лиц.
Недостоверными видами познания считаются: память, сомнение, ошибка.
Объекты познания: наше «я» (атман), тело, чувства и воспринимаемые чувствами качества(запах, вкус и т.п.), познавательная способность человека, манас-ум, деятельность человека, чувство удовольствия и неудовольствия (боли), страдание и свобода от страдания.
Отношение к Богу. Признается существование Бога. Он понимается как первопричина творения, поддержания и существования мира. Мир создается Богом ради блага всех живых существ.
Вайшешика
Название «вайшешика» происходит от слова «вишеша», т.е. «различие», «особенность».
Вайшешика близка к философии ньяя. Главная цель – освобождение индивидуального «я».
Основоположник – мудрец Улука по прозвищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.
Основные труды. Канада. «Вайшешика-сутра»; различные комментарии на эту работу.
Философские воззрения. Освобождение. Главная цель человеческого существования состоит в полном освобождении индивидуального «я» от любой боли и страдания.
Онтология. Реальность понимается как все то, что может быть названо, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса: 1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие», т.е. все существующие объекты (предметы, души, умы); 2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е. все несуществующие объекты.
Выделяют шесть видов бытия, т.е. положительных реальностей: субстанция, качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность.
Санкхья
Термин «санкхья» может быть переведен как «число», «перечисление», «расчет».
Философия санкхья строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления: от первоначал ко всему многообразию мира.
Основоположник – мудрец Капила, живший в VII в. до н.э.
Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правачана-сутра».
Философские воззрения. Теория причинности. Философия санкхья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимосвязь материальной причины и её следствия. Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие).
Онтология. Утверждается существование двух исходных видов реальности (первоначал): пракрити и пуруши.
Пуруша – это идеальное начало, дух, высшее «Я», он вечен и пассивен.
Пракрити – это «не-Я», материальная субстанция, она вечна, активна, состоит из трех гун: саттва, раджас и тамас (табл.4).
Таблица 4
Гуны и их свойства
Гуна |
Общая характеристика |
Саттва |
Лежит в основе всякого удовольствия и является источником всех положительных эмоций |
Раджас |
Лежит в основе всякого движения и изменения, источник страдания и всех отрицательных эмоций |
Тамас |
Лежит в основе пассивности, источник апатии, тьмы, безразличия, аморфности. |