Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:58, реферат

Описание работы

Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – ведах. Веды формировались во второй половине II – начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Философия Древней Индии.

 

Философия зародилась в Индии  в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – ведах. Веды формировались во второй половине II – начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме.

Таблица 1

Веды

Название

Основное содержание

Ригведа

Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам

Самаведа

Описание правильного  произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений)

Яджурведа

Описание правильного  ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы

Атхарваведа

Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам и т.п.


 

В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «богооткровенными», т.е. полученными людьми от богов.

К священным текстам примыкает  литература смрити – различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литератутра смрити уже не считается богооткровенной – это книги, созданные людьми для разъяснения божественнных истин. Основной жанр литературы смрити – сутры. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.

Таблица 2

Система священных текстов (шрути)

Тип текстов

Основное содержание

Веды

Гимны и заклинания, описания ритуалов

Брахманы

Комментарии к ведам

Араньяки (книги лесных отшельников)

Комментарии к ведам, предназначенные  для отшельников

Упанишады (сидение у ног  учителя – для постижения сокровенного знания)

Религиозно-философские  тексты


 

 

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, особенно в её последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами.

К числу важнейших философских  понятий и идей, присутствующих в  Ригведе, необходимо отнести понятия «пуруша», «рита» и «сансара».

Пуруша – в чисто мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза – солнце, из другого – Луна и т.п.). В философской трактовке пуруша – это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита – это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир – это всего лишь появление риты. При этом рита – это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа.

Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело – человека, животного, растения или даже бога.

В упанишадах в роли бога – творца мира фигурирует бог Брахма(н), в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего. В упанишадах же получают разработку такие важнейшие понятия индийской философии, как «карма» и «сансара». Сансара (переселение душ) происходит в соответствии с законом кармы. Понятие кармы сформировалось на базе ведического понятия «риты».

Карма – это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму – улучшая или ухудшая её. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или в одной из последующих жизней с данным человеком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого поступка является какое-либо несчастье. Понятие «кармы» использовалось и активно обсуждалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку.

Таблица 3

Происхождение и сущность кармы

Происхождение и  сущность кармы

Школы

Закон кармы устанавливается  богом, бог сотворил мир в соответствии с законом кармы

Ньяя, вайшешика

Закон кармы не зависит  от бога, этот закон присущ самому миру

Буддизм, джайнизм, санкхья, миманса


 

 

Но во всех философских  школах считается, что на карму влияют только поступки, совершенные под  влиянием страстей, а бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют  кармических последствий и могут  даже разрушать прошлую карму. Наша нынешняя судьба – это результат  кармы, возникшей под влиянием наших  же поступков в прошлом. Но наши нынешние действия могут преодолеть эту судьбу: отсюда открывается определенный путь к освобождению – уходу от власти кармы.

Школы индийской философии. Примерно с VI в. до н.э. начинается процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выделять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные (схема 1).

 Схема 1

Древнеиндийская философия

Основные школы


 



  1. Санкхья
  2. Вайшешика
  3. Ньяя
  4. Йога

Признающие наряду с ведами еще и другие источники


  1. Буддизм
  2. Джайнизм
  3. Чарвака

Неортодоксальные


(не признающие авторитет вед и базирующиеся  на иных источниках)

  1. Миманса
  2. Веданта

 

Признающие авторитет только вед


Ортодоксальные


(признающие авторитет вед)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Ортодоксальные  школы.

Миманса

Буквальное значение термина  «миманса» - «размышление», «исследование», т.е. решение некоторой проблемы путем рассуждения и критического исследования. Внутри мимансы различают  два основных течения: более ранние – пурва-миманса, в котором главной задачей является исследование ведического ритуала, и более позднее – уттара-миманса, где главной целью стало исследование процесса познания и его форм.

Основные  труды. Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-сутра» (ок. 200 г. До н.э.).

Философские воззрения. Отношение к ведам. Первоначальной целью мимансы было рациональное обоснование традиционного ведического ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и совершались жертвоприношения богам.

Как и для всех ортодоксальных школ индийской философии, для мимансы характерна вера в святость и непогрешимость вед. Миманса не признает существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно только узнать, но не создать.

Онтология. Физический, чувственно воспринимаемый мир реально существует. Но этот мир не является результатом деятельности Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон бытия.

Учение о душе и познании. Душа является бессмертной, вечной субстанцией. Если бы душа погибла при смерти тела, то выполнение ведических обрядов было бы бессмысленно. Сознание возникает в душе только тогда, когда душа соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания. Душа, освободившаяся от тела, обладает не реальным сознанием, а только возможностью сознания.

В мимансе, как и в других школах индийской философии, органы познания делятся на внешнее восприятие – это пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и внутреннее – это манас (ум).

Освобождение. Поведение в соответствии с предписаниями вед и бескорыстное выполнение человеком ведических обрядов постепенно уничтожает карму и делает возможным освобождение души после смерти тела.

При исполнении любого предписанного  ведами ритуала в душе человека возникает  некая потенция, приносящая в будущем  благоприятные плоды, которыми можно  будет насладиться в загробном  существовании.

Ньяя

Термин «ньяя» означает «правило», «рассуждение», «аналитическое исследование», «логика».

Центральное место в философии  ньяя занимают вопросы теории познания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех системах индийской философии, признающих логический вывод в качестве достоверного источника познания.

Основоположником философского учения ньяя считается великий мудрец Готама (Гаутама), живший не позже I в. н.э.

Основные  труды. Готама. «Ньяя-сутра».

Философские воззрения. Освобождение. Главной целью человеческого существования является достижение состояния освобождения, т.е. полного избавления от всех страданий.  Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности в телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в котором пребывает человеческое «я».

Теория познания и логика. Различаются два вида познания: достоверное и недостоверное. Достоверное познание может быть четырех видов: восприятие, логический вывод, сравнение и свидетельство.

Восприятие есть непосредственное познание объектов, имеющее место за счет связи объектов с нашими органами чувств.

Логический вывод есть опосредованный способ познания, в котором мы исход из известных нам истинных суждений, приходим к заключению.

Сравнение есть способ познания, при котором мы устанавливаем связь между названием некоторого неизвестного нам объекта и самим этим объектом.

Свидетельство (шабда) есть знание о невоспринимаемых объектах, которое мы получаем от авторитетных лиц.

Недостоверными видами познания считаются: память, сомнение, ошибка.

Объекты познания: наше «я» (атман), тело, чувства и воспринимаемые чувствами качества(запах, вкус и т.п.), познавательная способность человека, манас-ум, деятельность человека, чувство удовольствия и неудовольствия (боли), страдание и свобода от страдания.

Отношение к Богу. Признается существование Бога. Он понимается как первопричина творения, поддержания и существования мира. Мир создается Богом ради блага всех живых существ.

Вайшешика

Название «вайшешика» происходит от слова «вишеша», т.е. «различие», «особенность».

Вайшешика близка к философии ньяя. Главная цель – освобождение индивидуального «я».

Основоположник – мудрец Улука по прозвищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.

Основные  труды. Канада. «Вайшешика-сутра»; различные комментарии на эту работу.

Философские воззрения. Освобождение. Главная цель человеческого существования состоит в полном освобождении индивидуального «я» от любой боли и страдания.

Онтология. Реальность понимается как все то, что может быть названо, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса: 1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие», т.е. все существующие объекты (предметы, души, умы); 2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е. все несуществующие объекты.

Выделяют шесть видов  бытия, т.е. положительных реальностей: субстанция, качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность.

Санкхья

Термин «санкхья» может быть переведен как «число», «перечисление», «расчет».

Философия санкхья строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления: от первоначал ко всему многообразию мира.

Основоположник – мудрец Капила, живший в VII в. до н.э.

Основные  труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правачана-сутра».

Философские воззрения. Теория причинности. Философия санкхья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимосвязь материальной причины и её следствия. Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие).

Онтология. Утверждается существование двух исходных видов реальности (первоначал): пракрити и пуруши.

Пуруша – это идеальное начало, дух, высшее «Я», он вечен и пассивен.

Пракрити – это «не-Я», материальная субстанция, она вечна, активна, состоит из трех гун: саттва, раджас и тамас (табл.4).

Таблица 4

Гуны и их свойства

Гуна

Общая характеристика

Саттва

Лежит в основе всякого  удовольствия и является источником всех положительных эмоций

Раджас

Лежит в основе всякого  движения и изменения, источник страдания  и всех отрицательных эмоций

Тамас

Лежит в основе пассивности, источник апатии, тьмы, безразличия, аморфности.

Информация о работе Философия Древней Индии