Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:58, реферат
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – ведах. Веды формировались во второй половине II – начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме.
Освобождение. Человеческое «я» само по себе свободно и бессмертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом).
Отношение к Богу. Отвергает веру в Бога. Аргументы: во-первых, существование Бога не может быть доказано; во-вторых, можно объяснить возникновение и существование мира, не прибегая к понятию Бога.
Йога
Термин «йога» переводится как «соединение», «участие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание».
Важнейшей особенностью йоги является разработка системы специальных приемов для достижения особого духовного состояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я» (пуруши – Космического сознания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое размышление).
Основоположник – великий мудрец Патанджали, живший около II в. до н.э.
Основные труды. Патанджали. «Йога-сутра»; Вьяса. «Йога-бхашья» - комментарии к «Йога-сутре»; Вачаспати. «Таттва вайшаради» - комментарии к «Йога-бхашья».
Философские воззрения. Применение йоги считалось лучшим способом очищения тела и ума.
Освобождение. Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Это возможно только благодаря осознанию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум и эмпирическое «я».
Пять основных состояний читты: 1) рассеянное, беспокойное; 2) притупленное; 3) относительно успокоенное; 4) сосредоточенное; 5) сдержанное.
Для достижения освобождения возможны три пути (табл. 5 ).
Таблица 5
Пути освобождения
Карма-йога |
Путь активного действия |
Джняна-йога |
Путь познания |
Бхакти-йога |
Путь любви к Богу |
Отношение к Богу. При рассмотрении теоретических проблем не прибегают к понятию Бога. Поклонение Богу имеет скорее практический характер. Позднее в йоге проблема Бога обретает теоретический характер. В частности, будут разработаны несколько доказательств существования Бога.
2.2. Неортодоксальные школы.
Буддизм
Основоположник – Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. «просветленный», «постигший истину».
Основные труды. После смерти Будды ученики, собравшиеся на его похороны, обсудили его учение (Первый буддийский собор), при этом выступили три ученика, каждый из которых изложил отдельную часть учения. Позднее эти выступления были записаны и сложены в три корзины. Отсюда название буддийской священной книги – «Трипитаки», т.е. «Три корзины (учения)».
Философские воззрения. В фокусе внимания буддизм находится человек. Центральная проблема – освобождение от страдания, что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану.
По учению Будды, человек состоит из пяти групп элементов – дхарм. Эти дхармы, порождающие: 1) телесные формы; 2) ощущения; 3) понятия, распознавания; 4) кармические отпечатки; 5) сознание.
В момент просветления, Будда постиг четыре благородные истины:
Восьмеричный путь спасения Будды: 1) правильные взгляды; 2) правильная решимость; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5) правильный образ жизни; 6) правильные усилия; 7) правильное направление мысли; 8) правильное сосредоточение.
Джайнизм
Джайнизм – это религиозно- философское учение, возникшее в Древней Индии в VI – V вв. до н.э. и существующее в Индии до сих пор. Основоположник – Вардхамана (Махавира, Джина).
Внутри джайнизма два основных направления: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух», «обнаженные»). Они придерживаются одинаковых философских воззрений, а различия между ними связаны с расхождениями по некоторым вопросам религиозной практики.
Основные труды. «Канон шветамбаров», сложившийся в IV в. до н.э.
Философские воззрения. Джайнисты не верят в существование Бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множества объектов в нем. Существуют два вечных (несотворенные и неразрушимые) начала или сущности: живое – дживы (души) и неживое – адживы, выступающие в виде материи, пространства, времени, эфира.
Чарвака
Термин «чарвака» можно считать синонимом термина «материалист». Происхождение самого слова не ясно.
Ряд индийских авторов считают основоположником учения легендарного мудреца Брихаспати.
Чарвака – это единственная материалистическая школа в философии Древней Индии.
Основные труды. Сохранилось только несколько фрагментов.
Философские воззрения. Теория познания. Достоверным источником познания является только непосредственное чувственное восприятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетельство других лиц и т.п.) ненадежны и часто приводят к заблуждениям.
Онтология. Все материальные объекты состоят из четырех элементов: воздух, огонь, вода и земля.
Все объекты, существующие в мире, представляют собой различные комбинации этих элементов. Нет ничего нематериального, в том числе души. Нематериальную душу невозможно воспринять. То, что люди ошибочно называют душой, на самом деле есть тело, наделенное сознанием.
Этика. Разумный человек должен стремиться к тому, чтобы получить от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Хорошие поступки – те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохие – те, которые ведут к страданию.
Важное средство для получения удовольствий – богатство (к нему нужно стремиться).