Философия древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:19, творческая работа

Описание работы

Индия — страна духовной свободы. Всю свою огромную энергию, изобретательность и точность она на протяжении последних четырех-пяти тысячелетий направляла на исследование внутренней жизни, причем акцент делается на человеческом усилии и на внутренней самодисциплине. Духовное преображение возможно только на основе синтеза всех накопленных человечеством знаний, в том числе знаний о той «тонкой реальности», которая и составляет сущность человека. Хранителем этих знаний и была Индия.

Файлы: 1 файл

Философия древней Индии.pptx

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Философия древней Индии 

«Если есть на земле страна, где нашли

 место все мечты  людей с того дня, когда 

первый человек начал сновидение

жизни — это Индия».

Р. Ролан

    • Индия — страна духовной свободы. Всю свою огромную энергию, изобретательность и точность она на протяжении последних четырех-пяти тысячелетий направляла на исследование внутренней жизни, причем акцент делается на человеческом усилии и на внутренней самодисциплине. Духовное преображение возможно только на основе синтеза всех накопленных человечеством знаний, в том числе знаний о той «тонкой реальности», которая и составляет сущность человека. Хранителем этих знаний и была Индия.  
       
    • Философия в древней Индии зародилась на основе древнейшей человеческой цивилизации. Так, Хараппская цивилизация в Индии существовала 2500-1800 лет до н.э.   В начале    20-х годов XX века в долине реки Инд во  время археологических раскопок были открыты древнейшие индийские го­рода:  Мохенджо - Даро и Хараппа, которые возникли в III тысячелетии до н.э. и были разрушены 2000 лет  назад.
    • Во II тысячелетии до н.э. в северные и средние области Индии проникли племена древних ариев, принадлежавших к индо - европейской языковой группе,  которые оказали большое влияние на развитие индийской культуры. Санскрит,  язык,   на  котором  писались древние гимны - веды,   это  язык ариев.
    • В I тысячелетии до  н.э.  на  территории Индии возникли первые государства. Население Индии занималось земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, изготовлением орудия труда  и оружия,  различными ремеслами, строительством,  вели оживленную торговлю с соседями.

 

Достижение древних индийцев:

 

    • • впервые стали производить сахар из тростника;
    • • впервые стали изготавливать ткани из хлопка;
    • • создали десятерично - позиционную систему в математике;
    • • придумали  игру в шахматы;
    • • придумали современные числа, которые вошли в историю под
    •   названием - арабские;
    • • написали богатейшую ведическую литературу,   эпос: "Рамаяна",
    •   "Махабхарата";
    • • начали  создавать особенные  философские представления о мире;
    • • создала одну из древнейших мировых религий - буддизм.

 

Индийское общество делилось на четыре варны (касты).  

 

1 варна

БРАХМАНЫ

(жрецы, священнослужители и монахи).

                 2 варна

КШАТРИИ

(войны, военная знать, представители племенной власти). 

3 варна

ВАЙШЬИ

(земледельцы – общинники, ремесленники, торговцы).

4 варна

ШУДР

(основные производители, зависимое население, слуги).


Брахманы - одна из высших каст в Индии, по происхождению древнее сословие (варна) жрецов. Источники существования большинства брахманов связаны не с религиозным культом, а с землевладением, государственной службой. Исполнители жертвоприношений, знатоки и толкователи Вед.

    • Кшатрии (Kshatrya) — древне-индийская каста, занимающая второе место после жрецов — брахманов. К Кшатриям (скр. kshan — ранить) принадлежали воины и цари. Подобно брахманам и вайшья, К. вели свое начало от первичных арийских завоевателей Индии. Индийские предания производят К. от груди (иногда от рук) Брахмы. От К. требовали мужества, славы, великодушия, справедливости, крепости, царственного обращения.
    • Вайшьи (санскр. vaisya = «преданность, зависимость») — представитель третьей по значимости варны древнеиндийскогообщества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.
    • Члены кастэтой варны признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.

 

    • Шудра, низшее из четырёх древнеиндийских сословий. Происхождение названия неизвестно. Варна Ш. возникла в период формирования классового общества. Она образовывалась из покорённых племён и из принятых в общину чужаков (людей, отбившихся от своего племени, выходцев из распавшихся племён и пр.). В древнеиндийском рабовладельческом обществе члены Ш. — шудры были слугами, ремесленниками, зависимыми и подчинёнными работниками. Их приниженность закреплялась запрещением проходить обряд инициации — посвящения ("второе рождение"), дававший гражданское полноправие, вследствие чего они назывались "однаждырождёнными", в отличие от "дваждырождённых" — членов трёх высших варн. Шудры подвергались многим социальным ограничениям — в праве на владение землёй, на занятие жреческих и государственных должностей, на участие в политической жизни и религиозном культе. Неполноправие шудров выражалось также в том, что они в случае совершения преступления наказывались суровее, чем члены высших варн в аналогичных случаях, ссуды им можно было давать под более высокие проценты и др.
    • Общение между кастами было ограничено. Например, шудр не имел права прикоснуться к вайшья или говорить с кшатрием без его приказа, а к брахману не мог и близко подойти под страхом смерти. Даже цвет одежды у каждой касты был свой: брахманы носили белое, кшатрии – красное, земледельцам было положено ходить в желтом, а представители шудр должны были носить черные одежды. Хуже всем приходилось тем из слуг, кого называли "неприкасаемыми". Им даже запрещалось жить в деревне, они носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся.

 

    • Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии). Корни этой религии уходят в глубокую древность.

 

 

Предпосылки зарождения  философии в древней Индии:  

 

    • 1. Экономический прогресс;
    • 2. образование первых государств;
    • 3. рост оппозиции брахманизму;
    • 4.     критическое отношение к ведической литературе;
    • 5. появление адживики(натуралистически - фаталистического учения),   джайнизма и буддизма;
    • 6. появление сутр (изречений, тризмов);
    • 7. возникновение  шести   философских систем - даршан.

 

ОСНОВЫЕ   ПЕРИОДЫ    РАЗВИТИЯ     
ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ  

 

    • I период:  ведийский (ведический) – XV – VI вв. до н.э.
    • II период: классический  (VI в. до н.э. X в.  н.э.)
    • III период:   послеклассический  (Х - ХVIII века)
    • IV период: новая и современная индийская  философия (XIX – XXI).

 

Ведизм

 

    • Веды - священные тексты, первые источники религиозно-философской мудрости. Совокупность их верований называют ведизмом, представляющим собой учения арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов — примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой. 
    • Ведизм - не общеиндийская религия, процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно они и явились создателями «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).
    • Позже появилась другая группа текстов – упанишады, в которых заложена идея реинкарнации. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.

 

 

Индуизм

 

    • В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов.

 

 

Тримурти (триединство)

 

Брахма –

управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников.

 

Вишну –

бог охранитель;

 

Шиву –

Бог-разрушитель.

 

Брахма

 

    • Брахма — Бог-творец, отец богов и людей. Обычно его изображают с четырьмя лицами, иногда добавляют и пятое, смотрящее вверх (символика пяти элементов). Также он изображается одетым в белую одежду, верхом на лебеде или царском павлине — символе могущества. Иногда он сидит на лотосе, вырастающем из пупа Вишну-Старшего. У него четыре руки, и в этих руках он держит четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенную ложку, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук. 
       

Бог брахма

Вишну

 

 

    • Вишну пробуждается из состояния абсолютного покоя в море изначального молока на тысячеголовом змее-Ананте. Из его пупа выходит Брахма и возникает жизнь, позже разделяющаяся на множество существ.
    • В более позднем периоде Вишну изображали как человека с темно-синей кожей, одетого в желтые одежды и ездящего верхом на птице Гаруда. Он держит в своих четырех руках палку, огонь, ракушку, эфир, диск — символ воздуха и лотос — символизирующий воду. Иногда его изображают сидящим на нескольких белых лотосах. Справа от него находится его супруга Лакшми. 
       
       
      десять аватара Вишну (девять уже пришли, а десятый еще должен прийти). Первые четыре появились в предыдущем золотом веке в образе символических животных. Следующие пять явились в человеческом облике. 
    • 1) Матсья (рыба, связанная с потопом) 
      2) Курма (черепаха) 
      3) Вараха (вепрь) 
      4) Нарасинха (человек-лев) 
      5) Вамана (карлик) 
      6) Парашурама (Рама с топором) 
      7) Рама (о подвигах которого рассказывает «Рамаяна») 
      8) Кришна 
      9) Будда 
      10) Калки (тот, которого ожидают в конце света).  
       

Шива

 

 

    • Тришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас.  Посредством этих трех гун Шива управляет миром.
    • Дамара (священный барабан), который прикреплён к трезубцу, символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Шива сотворил санскрит.
    • Горло Шивы характерного синего цвета.  Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его внутри своего горла и до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели.
    • Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум.
    • Подстилка из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.
    • Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты.
    • третий глаз в середине Его лба находится , - глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время.
    • три полосы бхасмы на лбу у Шивы – символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом.
    • Змея на теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве.
    • Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв.
    • Благословляющая ладонь Его развернутая к зрителям указывает на то, что Он освобождает дживы (личные души), сжигая все оковы ведущие к просветлению.

 

 

 

Буддизм

 

    • зародился внутри уже распадающегося брахманизма, и его целью было возрождение первозданного смысла Дхармы — формы веры для людей и пути освобождения для святых. 
      Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой.

Информация о работе Философия древней Индии