Философия древней Индии
«Если есть на земле страна,
где нашли
место все мечты
людей с того дня, когда
первый человек начал сновидение
жизни — это Индия».
Р. Ролан
- Индия — страна духовной свободы.
Всю свою огромную энергию, изобретательность
и точность она на протяжении последних
четырех-пяти тысячелетий направляла
на исследование внутренней жизни, причем акцент делается
на человеческом усилии и на внутренней
самодисциплине. Духовное преображение возможно только на основе синтеза всех накопленных человечеством знаний, в том числе знаний о той «тонкой реальности», которая и составляет сущность человека. Хранителем этих знаний и была Индия.
- Философия в древней Индии зародилась
на основе древнейшей человеческой цивилизации.
Так, Хараппская цивилизация в Индии существовала 2500-1800 лет до н.э. В начале 20-х годов XX века в долине реки Инд во время археологических раскопок были открыты древнейшие индийские города: Мохенджо - Даро и Хараппа, которые возникли в III тысячелетии до н.э. и были разрушены 2000 лет назад.
- Во II тысячелетии до н.э. в северные
и средние области Индии проникли племена
древних ариев, принадлежавших к индо - европейской языковой группе, которые оказали большое влияние на развитие индийской культуры. Санскрит, язык, на котором писались древние гимны - веды, это язык ариев.
- В I тысячелетии до н.э. на территории Индии возникли первые государства. Население Индии занималось земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, изготовлением орудия труда и оружия, различными ремеслами, строительством, вели оживленную торговлю с соседями.
Достижение древних индийцев:
- • впервые стали производить
сахар из тростника;
- • впервые стали изготавливать
ткани из хлопка;
- • создали десятерично - позиционную
систему в математике;
- • придумали игру в шахматы;
- • придумали современные числа,
которые вошли в историю под
- названием - арабские;
- • написали богатейшую ведическую
литературу, эпос: "Рамаяна",
- "Махабхарата";
- • начали создавать
особенные философские представления
о мире;
- • создала одну из
древнейших мировых религий - буддизм.
Индийское общество делилось на четыре варны (касты).
1 варна
БРАХМАНЫ
(жрецы, священнослужители и монахи).
|
2 варна
КШАТРИИ
(войны, военная знать, представители
племенной власти).
|
3 варна
ВАЙШЬИ
(земледельцы – общинники, ремесленники,
торговцы).
|
4 варна
ШУДР
(основные производители,
зависимое население, слуги). |
Брахманы - одна
из высших каст в Индии, по происхождению
древнее сословие (варна) жрецов. Источники
существования большинства брахманов
связаны не с религиозным культом, а с
землевладением, государственной службой.
Исполнители жертвоприношений, знатоки
и толкователи Вед.
- Кшатрии (Kshatrya) — древне-индийская каста, занимающая второе место после жрецов — брахманов. К Кшатриям (скр. kshan — ранить) принадлежали воины и цари. Подобно брахманам и вайшья, К. вели свое начало от первичных арийских завоевателей Индии. Индийские предания производят К. от груди (иногда от рук) Брахмы. От К. требовали мужества, славы, великодушия, справедливости, крепости, царственного обращения.
- Вайшьи (санскр. vaisya = «преданность, зависимость») — представитель третьей по значимости варны древнеиндийскогообщества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.
- Члены кастэтой варны признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.
- Шудра, низшее из четырёх древнеиндийских
сословий. Происхождение
названия неизвестно. Варна Ш. возникла
в период формирования классового общества.
Она образовывалась из покорённых племён
и из принятых в общину чужаков (людей,
отбившихся от своего племени, выходцев
из распавшихся племён и пр.). В древнеиндийском
рабовладельческом обществе члены Ш. —
шудры были слугами, ремесленниками, зависимыми
и подчинёнными работниками. Их приниженность
закреплялась запрещением проходить обряд
инициации — посвящения ("второе рождение"),
дававший гражданское полноправие, вследствие
чего они назывались "однаждырождёнными", в отличие от "дваждырождённых" — членов трёх высших варн. Шудры подвергались многим социальным ограничениям — в праве на владение землёй, на занятие жреческих и государственных должностей, на участие в политической жизни и религиозном культе. Неполноправие шудров выражалось также в том, что они в случае совершения преступления наказывались суровее, чем члены высших варн в аналогичных случаях, ссуды им можно было давать под более высокие проценты и др.
- Общение между кастами
было ограничено. Например, шудр не имел
права прикоснуться к вайшья или говорить
с кшатрием без его приказа, а к брахману
не мог и близко подойти под страхом смерти.
Даже цвет одежды у каждой касты был свой:
брахманы носили белое, кшатрии – красное,
земледельцам было положено ходить в желтом,
а представители шудр должны были носить
черные одежды. Хуже всем приходилось
тем из слуг, кого называли "неприкасаемыми".
Им даже запрещалось жить в деревне, они
носили особые одежды, чтобы никто случайно
к ним не подошел и не прикоснулся.
- Тысячелетняя культурная традиция
Индии сложилась в тесной связи с развитием
религиозных представлений ее народа.
Главным религиозным течением был индуизм
(ему сейчас следует более 80 % населения
Индии). Корни этой религии уходят в глубокую
древность.
Предпосылки зарождения
философии в древней Индии:
- 1. Экономический прогресс;
- 2. образование первых государств;
- 3. рост оппозиции брахманизму;
- 4. критическое отношение к ведической литературе;
- 5. появление адживики(натуралистически - фаталистического учения), джайнизма и буддизма;
- 6. появление сутр (изречений, тризмов);
- 7. возникновение шести философских систем - даршан.
ОСНОВЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- I период: ведийский
(ведический) – XV – VI вв. до н.э.
- II период: классический (VI в. до н.э. X в. н.э.)
- III период: послеклассический (Х - ХVIII века)
- IV период: новая и современная индийская философия (XIX – XXI).
Ведизм
- Веды - священные тексты, первые источники религиозно-философской мудрости. Совокупность их верований называют ведизмом, представляющим собой учения арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов — примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой.
- Ведизм - не общеиндийская религия,
процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно они и явились создателями «Ригвед» и других ведийских сборников
(самхит).
- Позже появилась
другая группа текстов – упанишады, в которых заложена идея реинкарнации. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.
Индуизм
- В индуизме на первый план выдвигается
бог - творец, устанавливается строгая
иерархия богов.
Тримурти (триединство)
Брахма –
управитель и
создатель мира, ему принадлежало установление
на земле социальных законов (тхарм), деление
на варны; он - каратель неверных и грешников.
Вишну –
бог охранитель;
Шиву –
Бог-разрушитель.
Брахма
- Брахма — Бог-творец, отец богов и людей. Обычно его изображают с четырьмя лицами, иногда добавляют и пятое, смотрящее вверх (символика пяти элементов). Также он изображается одетым в белую одежду, верхом на лебеде или царском павлине — символе могущества. Иногда он сидит на лотосе, вырастающем из пупа Вишну-Старшего. У него четыре руки, и в этих руках он держит четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенную ложку, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук.
Бог брахма
Вишну
- Вишну пробуждается
из состояния абсолютного покоя в море
изначального молока на тысячеголовом
змее-Ананте. Из его пупа выходит Брахма и возникает жизнь, позже разделяющаяся на множество существ.
- В более позднем
периоде Вишну изображали как человека
с темно-синей кожей, одетого в желтые
одежды и ездящего верхом на птице Гаруда. Он держит в своих четырех руках палку, огонь, ракушку, эфир, диск — символ воздуха и лотос — символизирующий воду. Иногда его изображают сидящим на нескольких белых лотосах. Справа от него находится его супруга Лакшми.
десять аватара Вишну (девять уже пришли, а десятый еще должен прийти). Первые четыре появились в предыдущем золотом веке в образе символических животных. Следующие пять явились в человеческом облике.
- 1) Матсья (рыба, связанная с потопом)
2) Курма (черепаха)
3) Вараха (вепрь)
4) Нарасинха (человек-лев)
5) Вамана (карлик)
6) Парашурама (Рама с топором)
7) Рама (о подвигах которого рассказывает «Рамаяна»)
8) Кришна
9) Будда
10) Калки (тот, которого ожидают в конце света).
Шива
- Тришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Посредством этих трех гун Шива управляет миром.
- Дамара (священный барабан), который прикреплён к трезубцу, символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Шива сотворил санскрит.
- Горло
Шивы характерного синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его внутри своего горла и до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели.
- Течение
Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум.
- Подстилка
из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.
- Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты.
- третий
глаз в середине Его лба находится , - глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время.
- три полосы бхасмы на лбу
у Шивы – символ того, что Шива уничтожил
три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом.
- Змея на
теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве.
- Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв.
- Благословляющая
ладонь Его развернутая к зрителям указывает на то, что Он освобождает дживы (личные души), сжигая все оковы ведущие к просветлению.
Буддизм
- зародился внутри уже распадающегося
брахманизма, и его целью было возрождение
первозданного смысла Дхармы — формы
веры для людей и пути освобождения для
святых.
Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой.