Первая
проповедь Будды: Четыре благородные истины,
две «крайности» в поведении людей, которые
мешают им встать на путь освобождения
от страданий.
- Одна
крайность предполагает жизнь, погружённую
в желания, связанную с мирскими наслаждениями;
это жизнь низкая, темная, бесполезная.
- Другая
крайность предполагает жизнь в самоистязании;
это жизнь, исполненная страдания, бесполезная.
- Избегая
этих двух крайностей, Татхагата во время Просветления постиг срединный путь, — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».
- ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ
ИСТИНЫ:
1) жизнь есть страдание;
2) у этого страдания есть причина;
3) эта причина может быть устранена;
4) есть путь, который ведет к освобождению от причины страданий — это восьмеричный золотой путь Будды.
3 причины страданий
1.Первая причина - жажда жизни,
привязанность к идеям и мнениям.
Эта привязанность - причиной всех
существующих раздоров и конфликтов,
вызывает войны.
2.Вторая причина — гнев, который
приводит к несправедливым поступкам
и заставляет человека создавать
неблагоприятную карму.
3.Третья причина — неведение
о законах мира, о смысле существования.
Неведение порождает ложное восприятие.
Способ избавления от страданий
- Благородный восьмеричный
путь:
1. Правильное понимание
2. Правильная мысль
3. Правильная речь
4. Правильное действие
5. Правильный образ жизни
6. Правильное усилие
7. Правильная внимательность
8. Правильное сосредоточение
Правильные речь, действие, образ жизни
|
Правильное усилие, внимательность, сосредоточение
|
Правильное усилие, внимательность, сосредоточение
|
Правильная речь — воздержание
от лжи, от клеветы и злословия.
|
Правильное усилие —
воля к тому, чтобы останавливать вредные
и разрушительные мысли, успокаивать взволнованный
ум.
|
Правильная мысль —
мысли любви и мысли ненасилия, способность
относиться ко всем существам без привязанности.
|
Правильное действие — нравственное, достойное
и мирное поведению. (основные нравственные
заповеди: не убивать, не воровать, не обманывать,
не вступать в незаконные половые сношения). |
Правильная внимательность— способность
осознавать, быть внимательным к тому,
что мы делаем, к своим проявлениям чувств,
ощущениям, идеям и мыслям, которые посещают
наш ум.
|
Правильное понимание —
понимание сути вещей и понимание Четырех
благородных истины. Это понимание —
высшая мудрость, которая видит конечную
действительность.
|
Правильный образ
жизни — необходимость
честно трудиться
|
Правильное сосредоточение ведет
к состоянию глубокого спокойствия.
|
|
Нравственное поведение
|
Дисциплина ума
|
Мудрость
|
Понятие Кармы и Дхармы.Варны
- Карма (Закон причины и следствия) и Дхарма (Закон существования, Долг в высшем смысле этого слова) — прочно вошли в сознание Индии. Детально разработанные в упанишадах, они фактически определили закон существования и мировоззрение индусов.
- Древнеиндийское
общество делилось на сословия — варны (санскр. «разряд людей»): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Впоследствии в литературе и в быту вместо понятия варна стало употребляться слово каста, означающее не сословное, а профессиональное деление: каста горшечников, писцов, прачек и др.
- Брахманы — жрецы, учителя для людей. Их долг учиться и учить других, поддерживать связь с богами.
Кшатрии — воины, правители, аристократия.
Их долг защищать народ, богов, совершать
жертвоприношения и учиться.
Вайшьи — земледельцы и др. Их долг
возделывать землю и разводить скот.
Шудры — слуги. Их долг служить трем
высшим кастам.
Освобождение от страдания (КОЛЕСА САНСАРЫ),Нирвана
- Человек обречен
на страдание.
- Карма — Закон причинности
— привязывает к этому миру и втягивает
в сансару. Ослепленный неведением,
человек принимает за настоящую действительность
космическую иллюзию. Страдание— не случайность.
Человек может вырваться из этого колеса
страданий. Карма, сам опыт страдания благотворен,
поскольку помогает человеку найти путь
освобождения.
- Освобождение от
страдания, как бы оно ни называлось: нирвана,
мокша или мукти, — конечная цель всех индийских философов, мистиков, религий.
- Путь к прекращению
страдания существует (отсюда отсутствие
пессимизма в сознании индуса). Главное
условие освобождения — избавления от
неведения, обретение истинного знания.
- В этом смысле Индия
— страна исключительной духовной свободы.
Все свои усилия она направляла на исследование,
глубокое исследование природы внутреннего
мира, внутренней жизни.
Философия и религия в индии.
- Философия в Индии
- неразрывная нить с религией.
Шри Ауробиндо: «Философия
— это интеллектуальный поиск основополагающей
истины вещей,
религия — это попытка
сделать истину динамичной в человеческой
душе. Они взаимно важны:
религия, которая
не служит выражением философской истины,
вырождается в предрассудки и
обскурантизм, а философия,
не питающая себя религиозным духом, становится
бесплодным
светом».
- К.-Г. Юнг:
«Мы, на Западе, говорим о благотворном
влиянии религий, и наша религия — это
религия любви к ближнему;
в наших устремленных ввысь
храмах мы строим
высокие алтари.
Индийцы же говорят
о дхьяне — медитации
сосредоточении,
их божество живет внутри
всех вещей, и прежде
всего — в людях, они
отворачиваются
от внешнего мира
и обращают свой взор внутрь себя.
В древних индуистских
храмах алтарь выстроен
на 2–3 метра вглубь
земли».
- Индия — страна исключительной духовной
свободы. Особую миссию Индии на земле
определяет и необычайное многообразие
народов, говорящих на разных языках и
исповедующих разные религии, оно под
стать богатству и многообразию природы.
Индийские народы отличаются один от другого
цветом кожи, культурными традициями,
обычаями, образом жизни.
- Рабиндранат Тагор (1861–1941): «Провидение словно открыло
на земле Индии огромную лабораторию,
чтобы получить небывалый общественный
сплав».
- Говоря словами Р.Тагора, Индия была избрана «достичь высокого человеческого
идеала, достичь такого совершенства,
которое стало бы приобретением для всех
людей».
ХРАМ СОЛНЦА В ИНДИИ
- Дхармачакра (санкс. «колесо дхармы», «колесо закона») – мандала, символ непрекращающегося круга рождений и смертей (самсары) в дхармических религиях. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. Обычно восемь спиц трактуются как изображение составляющих Благородного восемиричного пути: правильное понимание (правильное воззрение), правильное стремление (правильная решимость), правильная речь, правильная деятельность (правильное поведение), правильные средства к существованию (правильный образ жизни), правильное усилие, правильная осознанность (правильное направление мысли), правильная концентрация.