Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:21, контрольная работа
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе. 3
2. Специфика философского мировоззрения. 3
3. Назовите основные методы и функции философии. 8
4. Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире? 10
5. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих (мифологической, религиозной и философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?
Контрольная работа по
«Философия»
на тему «Философия, ее предмет и роль в обществе»
ПЛАН:
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе. 3
2. Специфика философского мировоззрения. 3
3. Назовите основные методы и функции философии. 8
4. Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире? 10
5. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих (мифологической, религиозной и философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора? 11
Список используемой литературы 19
Мировоззрение - многомерное явление оно формируется в различных областях человеческой жизни, практике, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия.
Мировоззрение - это система идей, оценок, норм, моральных установлений и верований, которые порождают определенный образ восприятия каждодневной действительности.
Мировоззрение складывается из элементов,
принадлежащих ко всем формам общественного
сознания; большую роль в нем играют
философские, научные, политические взгляды,
а также взгляды нравственные
и эстетические. Научные знания,
включаясь в систему
Философские взгляды и убеждения
составляют фундамент всей системы
мировоззрения: именно философия выполняет
функции осознания рационально-
Мировоззрение человека находится
в постоянном развитии и включает
в себя две относительно самостоятельные
части: мировосприятие (мироощущение)
и миропонимание. Мировосприятие связано
со способностью человека познавать
мир на чувственно наглядном уровне,
и в этом смысле оно определяет
эмоциональный настрой
Для качественной характеристики мировоззрения
существенно наличие в нем
не только знаний, но и убеждений. Если
знания представляют собой по преимуществу
содержательные компоненты системы
мировоззрения, то убеждения предполагают
ценностно окрашенное нравственное
и эмоционально-
Если взять за основу классификации
решение основного вопроса
Люди уже в исторические времена
создавали представления о
Предшественники философов опирались на понятия, взятые из мифологии. Миф - одна из форм выражения человеком своего реального на исходном этапе отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это первый (пусть фантастический) ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле естественного порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, отличается антропоморфизмом и персонифицирует силы природы. Однако оно содержит и сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных на основе векового опыта.
В этой неделимой целостности мира
отражались изменения и с социально-
Прослеживать момент социального
интереса в мифологических представлениях
весьма сложно, но, так как оно
пронизывает все представления,
показать изменения в общественном
сознании весьма необходимо. В первых
проявлениях философского мышления,
встречающихся в древнейших мирах,
идеологический аспект крайне важен. Он
выступает на первый план там, где
речь идет о проблематике, касающейся
места человека в обществе. К идеологической
функции мира можно отнести, например,
подчеркивание божественного
При объективно исторических условиях
происходило отделение
Основа религии - вера, а науки - сомнение. О поры до времени религия могла сдерживать развитие науки с помощью политической власти (а симбиоз религии и власти в середине века очевидны, да и сейчас власть оставляет за собой возможность прибегать к помощи религии). Но в конечном счете политическая иерархия религии становится важнее самой религии. Протестантизм был формой массового социального протеста именно против такого перерождения. Марне, характеризуя деятельность Лютера, указывал, что последний стремился уничтожить авторитет церкви и восстановить авторитет веры. Дискредитировав себя как господствующее мировоззрение, религия уже не могла оставаться таковым. И параллельно религиозной форме мировоззрения начинает развиваться научная форма мировоззрения. Начав с философии природы, человек открывает новые горизонты знаний, приходит к убеждению в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности человека, идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы.
Нередко «союз» религиозного и научного мировоззрения заключается под давлением коммерциализации науки. Тогда становилось очевидным, что господствующие классы общества финансируют протаскивание удобных им взглядов. Известно, что германский военный промышленник А. Крупп учредил в начале ХХ века большие денежные премии за лучшие работы, популяризирующие идеи социал-дарвинизма среди рабочих. Понятие «удобных» взглядов означает то, что политическая власть пропагандирует большинству в целях своей выгоды на взгляды, с которыми сама не согласна. «Союз» двух противостоящий мировоззрений - разновидность политико-социального обмана.4
«Антропологическое
В настоящее время
Таким образом, выделяют четыре исторические формы мировоззрения в порядке их возникновения: мифологическую, религиозную, научную, «антропологическую». Первая из них в настоящее время как самостоятельная форма не существует, но не исчезла совсем, остальные три так или иначе присутствует в основе всех существующих философских систем, социальных наук и идеологий.
Философия - теоретически сформулированное мировоззрение, это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм человека к миру. Формально это определение сходно с определением мировоззрения но мировоззрение само по себе не является философией или какой-либо другой общественной наукой. Философия отличается от алых форм мировоззрения прежде всего способом осмысления предмета, степенью интеллектуальной разработанности проблем и метода подхода к ним.5
То отличие впервые появилось в немецкой классической философии, а от нее в марксизме. Как указывали уже цитировавшие в ходе данной работы М. Собрадо Чавес и Х. Варгос Куллель, марксистская философия отличалась попыткой глобального охвата действительности: «Марксистское течение одновременно охватывало различные измерения философского и социального знания, стремясь разработать целостную теорию как для естественных, так и для общественных наук и сформулировать общезначимую концепцию мироздания.
Марксизм основывался на гуманистической
доктрине, рассматривавшей человека
как субъекта который нуждается
в совершенствовании и «
Понятно, что для успешной конкуренции с марксизмом любое другое мировоззрение тоже должно было совершить «глобальный охват действительности», прежде всего в области: взаимоотношений мира и человека, основного вопроса философии, философского познания и нравственности. Большинство этих взглядов либо было изложено выше, либо будет изложено при рассмотрении вопроса о «мировоззрении на практике». Но один пример все же можно привести здесь, он касается основного вопроса философии. Дело в том, что существует решение, резко отличающееся и от привычного нам материалистического, и от традиционного идеалистического.
Конечно, в мировоззрении подчеркивается важность психологических, социально-психологических и эмоциональных моментов, они определяют черты характера и настроения человека, а в конечном счете - готовность к действию, готовность отстаивать свои взгляды. Но противопоставлять выше перечисленным моментам научную составляющую в философском мировоззрении, как делает свинцов, ошибочно.
Проблему близости к насущным человеческим нуждам, тревогам и заботам» способна решить не только философия, эту проблему по своему решают психология и образование, экономика и политика искусство и религия. И любая сторона человеческой культуры из числа названных вполне может обладать определенной «степенью оторванности от жизни». Ясно, что под влиянием незваных составляющих человеческой культуры находится и философское мировоззрение, очевидна и обратная связь.
Основными методами философии являются:
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически. Метод единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений. Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок.