Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе. 3
2. Специфика философского мировоззрения. 3
3. Назовите основные методы и функции философии. 8
4. Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире? 10
5. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих (мифологической, религиозной и философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?

Файлы: 1 файл

Философия, ее предмет и роль в обществе.docx

— 46.74 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по

«Философия»

на тему «Философия, ее предмет и роль в  обществе»

 

 

 

 

ПЛАН:

 

1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе. 3

2. Специфика философского мировоззрения. 3

3. Назовите основные методы и функции философии. 8

4. Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире? 10

5.  Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих (мифологической, религиозной и философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора? 11

 

Список используемой литературы 19

 

 

1. Понятие мировоззрения.  Исторические типы мировоззрения  и их специфика. Роль мировоззрения  в обществе

 

Мировоззрение - многомерное явление оно формируется в различных областях человеческой жизни, практике, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия.

Мировоззрение - это система идей, оценок, норм, моральных установлений и верований, которые порождают определенный образ восприятия каждодневной действительности.

Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного  сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические взгляды, а также взгляды нравственные и эстетические. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат целям ориентации человека или  группы в окружающей социальной и  природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношения  человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и норму служат регулятивным показателем взаимоотношений  и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам.1 Во всех классовых обществах большую роль в формирования мировоззрения играет также религия.

Философские взгляды и убеждения  составляют фундамент всей системы  мировоззрения: именно философия выполняет  функции осознания рационально-покатийного выражения и обоснования мировоззренческих установок; она теоретически осмысляет совокупные данные науки и практики и стремится выразить их в виде объективной и исторически определенной картины действительности. Как мы увидим позднее, главным вопросом мировоззрения является основой философии. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрений, то убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное отношение к знанию и к самой реальностью.

Мировоззрение человека находится  в постоянном развитии и включает в себя две относительно самостоятельные  части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировосприятие связано  со способностью человека познавать  мир на чувственно наглядном уровне, и в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека. Значение миропонимание в том, что  оно служит основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Для качественной характеристики мировоззрения  существенно наличие в нем  не только знаний, но и убеждений. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы  мировоззрения, то убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоционально-психологическое  отношение и к знанию, и к  самой реальности.

Если взять за основу классификации  решение основного вопроса философии, то мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим. Иногда классификация  дается более детально - выделяется научное, религиозное, антропологические и другие виды мировоззрения. Однако нетрудно убедиться, что мировоззрение - в широком смысле - существует прежде в философии и других социальных наук.

Люди уже в исторические времена  создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые управляют и миром, и  человеком. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют  материальные остатки древнейших культур, археологические находки. Древнейшие письменные памятники ближневосточных  областей не представляют целостных  философских систем с точным понятийным аппаратом: нет ни проблематики бытия  и существования мира, ни честности  в вопросе о возможности человека познать мир.2

Предшественники философов опирались  на понятия, взятые из мифологии. Миф  - одна из форм выражения человеком своего реального на исходном этапе отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это первый (пусть фантастический) ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле естественного порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, отличается антропоморфизмом и персонифицирует силы природы. Однако оно содержит и сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных на основе векового опыта.

В этой неделимой целостности мира отражались изменения и с социально-экономической  структуре общества, и в политических силах в процессе централизации  древнейших государственных образований. Практическое значение мифологии в  мировоззрение и в настоящее  время не утрачено. К образам мифологии, в основном греческой, римской и  немного древнегерманской, прибегали  в своих работах как Маркс, Энгельс и Ленин, так и сторонники противополажных взглядов - Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Шубарт. Мифологическая основа выделяет первый исторический, наивный тип мировоззрения, ныне сохранившийся только в качестве вспомогательного.

Прослеживать момент социального  интереса в мифологических представлениях весьма сложно, но, так как оно  пронизывает все представления, показать изменения в общественном сознании весьма необходимо. В первых проявлениях философского мышления, встречающихся в древнейших мирах, идеологический аспект крайне важен. Он выступает на первый план там, где  речь идет о проблематике, касающейся места человека в обществе. К идеологической функции мира можно отнести, например, подчеркивание божественного происхождения  монархического правления, значение жреческого сословия, а также обоснование  перемещения политической власти и  др.

При объективно исторических условиях происходило отделение философии  от мифологии. Общинная организация  - дофеодальная или в форме «патриархального рабства» - сохраняла общественные отношения. Отсюда и интерес к проблемам управления обществом и государственной организации. Постановка онтологических вопросов, таким образом, определялась философско-антропологической направленностью, которая проявилась в разработке проблем этической и социальной иерархизации и обосновании сохранения определенных общественных отношений, способствующих образованию государства.3

Основа религии - вера, а науки - сомнение. О поры до времени религия могла сдерживать развитие науки с помощью политической власти (а симбиоз религии и власти в середине века очевидны, да и сейчас власть оставляет за собой возможность прибегать к помощи религии). Но в конечном счете политическая иерархия религии становится важнее самой религии. Протестантизм был формой массового социального протеста именно против такого перерождения. Марне, характеризуя деятельность Лютера, указывал, что последний стремился уничтожить авторитет церкви и восстановить авторитет веры. Дискредитировав себя как господствующее мировоззрение, религия уже не могла оставаться таковым. И параллельно религиозной форме мировоззрения начинает развиваться научная форма мировоззрения. Начав с философии природы, человек открывает новые горизонты знаний, приходит к убеждению в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности человека, идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы.

Нередко «союз» религиозного и научного мировоззрения заключается под  давлением коммерциализации науки. Тогда становилось очевидным, что  господствующие классы общества финансируют  протаскивание удобных им взглядов. Известно, что германский военный  промышленник А. Крупп учредил в начале ХХ века большие денежные премии за лучшие работы, популяризирующие идеи социал-дарвинизма среди рабочих. Понятие «удобных» взглядов означает то, что политическая власть пропагандирует большинству в целях своей выгоды на взгляды, с которыми сама не согласна. «Союз» двух противостоящий мировоззрений - разновидность политико-социального обмана.4 

 «Антропологическое мировоззрение  появилось как реакция на кризис  религиозного мировоззрения и  успехи мировоззрения научного, особенно марксистского. Ведь  первыми идеологами «антропологического»  мировоззрения были легальные  марксисты, сделавшие попытку  примерить христианскую религию  с марксистским мировоззрением. 

В настоящее время антропологическое» мировоззрение - поле военных действий двух мировоззрений - религиозного и научного. Ведь наряду с религиозными марксистами постепенно появлялись и экзистенциалисты - атеисты (Камю, Сартр), но это вовсе не означает появлению каких-то новых форм мировоззрений возможность восстановить свои силы, а сторонниками научного мировоззрения - возможность вести спор, нарушив формальные научные рамки. Здесь мы впервые ощущаем вопрос о научности философского мировоззрения.

Таким образом, выделяют четыре исторические формы мировоззрения в порядке их возникновения: мифологическую, религиозную, научную, «антропологическую». Первая из них в настоящее время как самостоятельная форма не существует, но не исчезла совсем, остальные три так или иначе присутствует в основе всех существующих философских систем, социальных наук и идеологий.

2. Специфика философского  мировоззрения

Философия - теоретически сформулированное мировоззрение, это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм человека к миру. Формально это определение сходно с определением мировоззрения но мировоззрение само по себе не является философией или какой-либо другой общественной наукой. Философия отличается от алых форм мировоззрения прежде всего способом осмысления предмета, степенью интеллектуальной разработанности проблем и метода подхода к ним.5

То отличие впервые появилось  в немецкой классической философии, а от нее в марксизме. Как указывали  уже цитировавшие в ходе данной работы М. Собрадо Чавес и Х. Варгос Куллель, марксистская философия отличалась попыткой глобального охвата действительности: «Марксистское течение одновременно охватывало различные измерения философского и социального знания, стремясь разработать целостную теорию как для естественных, так и для общественных наук и сформулировать общезначимую концепцию мироздания.

Марксизм основывался на гуманистической  доктрине, рассматривавшей человека как субъекта который нуждается  в совершенствовании и «естественным» состоянием которого должно быть мирное сосуществование людей с природой и друг с другом в условиях свободы. В основании марксизма была также  заложена идея неуклонного прогресса, все большего овладения законами развития и преобразования общества и природы. В своем стремлении к глобальному охвату действительности марксизм сделал особый упор на мировоззрение, служившее основой для диалектического  и исторического материализма». Они также отмечали, что марксистское мировоззрение с представлениями, сложившимися в науке XIX в., т.е. в  момент появления философского мировоззрения  марксизма.

Понятно, что для успешной конкуренции  с марксизмом любое другое мировоззрение  тоже должно было совершить «глобальный  охват действительности», прежде всего  в области: взаимоотношений мира и человека, основного вопроса  философии, философского познания и  нравственности. Большинство этих взглядов либо было изложено выше, либо будет  изложено при рассмотрении вопроса  о «мировоззрении на практике». Но один пример все же можно привести здесь, он касается основного вопроса философии. Дело в том, что существует решение, резко отличающееся и от привычного нам материалистического, и от традиционного  идеалистического.

Конечно, в мировоззрении подчеркивается важность психологических, социально-психологических  и эмоциональных моментов, они  определяют черты характера и  настроения человека, а в конечном счете - готовность к действию, готовность отстаивать свои взгляды. Но противопоставлять выше перечисленным моментам научную составляющую в философском мировоззрении, как делает свинцов, ошибочно.

Проблему близости к насущным человеческим нуждам, тревогам и заботам» способна решить не только философия, эту проблему по своему решают психология и образование, экономика и политика искусство  и религия. И любая сторона  человеческой культуры из числа названных  вполне может обладать определенной «степенью оторванности от жизни». Ясно, что под влиянием незваных составляющих человеческой культуры находится  и философское мировоззрение, очевидна и обратная связь.

3. Назовите основные методы  и функции философии

 

Основными методами философии являются:

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются  гибко, критически. Метод единства и  борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный  диалектике, при котором объекты  рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск  абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм - восприятие окружающего  мира через призму догм - раз и  навсегда принятых убеждений. Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого  творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются  поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Софистика - метод, основанный на выведении  из ложных, но искусно и некорректно  поданных как истинные посылок.

Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе