Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе. 3
2. Специфика философского мировоззрения. 3
3. Назовите основные методы и функции философии. 8
4. Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире? 10
5. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих (мифологической, религиозной и философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?

Файлы: 1 файл

Философия, ее предмет и роль в обществе.docx

— 46.74 Кб (Скачать файл)

Герменевтика - метод правильного  прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в  западной философии.

 Выделяются следующие основные  функции философии.

1. Мировоззренческая функция философии  состоит в ее способности давать  картину мира в целом, объединять  данные наук, искусств, практик.

2. Методологическая функция философии  состоит в определении способов  достижения какой-либо цели, например  эффективного конструирования научного  познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии  со спецификой философии речь  идет о таких методах, принципах  действия, которые обладают фундаментальным,  а не узколокальным значением.  Одним из таких методов является  исторический метод: чем бы  вы не занимались, есть резон  учитывать историю интересующих  вас проблем. В философии многое  делается в плане прояснения  содержания основных принципов  науки, искусства, практики.

3. Гуманистическая функция философии  также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно  внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута  любовью к людям, человеческому  достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает  себя научным подходом, а наряду  с ним культивирует эстетический  и этический подходы.

4. Практическая функция философии  состоит, прежде всего в ее  моральности, заботе о благе  людей.

4. Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире?

 

В последнее время весьма интенсивно обсуждается вопрос о том, может  ли философия быть наукой6. В этом вопросе следует разделять мнение тех, кто говорит, что «есть разные философии, некоторые из них носят научный характер, а другие - нет». Для обоснования этого положения следует рассмотреть критерии научности знания и установить, может ли философия соответствовать этим критериям.

К настоящему времени выработаны следующие критерии научности.

Доказательность, или рациональность - логическая обоснованность каждого положения другими, уже доказанными, положениями. В случае ненауки истинность знания либо вообще не доказывается (например, в искусстве), либо в качестве обоснования приводятся лишь некоторые доводы (в обыденном знании, религии, псевдонауке). И только в науке неукоснительно соблюдается логический закон достаточного основания. 

Непротиворечивость - в научном знании не должно быть взаимоисключающих суждений. Критерий служит следствием логического закона противоречия: два отрицающих друг друга высказывания не могут одновременно быть истинными. 

Эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость - установление истинности или ложности теоретических положений путем их соотнесения с практическими результатами, получаемыми в эксперименте или наблюдении за естественным ходом событий. Критерий включает в себя два компонента - подтверждение (верификацию) и опровержение (фальсификацию). Первый компонент ориентирует на нахождение истинного, второй - на отсечение ложного в научном знании. Совпадение предсказанных гипотезой следствий с фактами (достоверными практическими результатами) служит критерием ее истинности, их несовпадение - критерием ложности.

Достоверность эмпирического материала  - результаты экспериментов и наблюдений, которые использовались при разработке проблем и создании теорий, должны обладать статусом научных фактов, то есть они должны статистически устойчиво повторяться в наблюдении или воспроизводиться в эксперименте. 

Общезначимость (интерсубъективность) - вначале новые открытые положения, в том числе и законы, обычно признаются немногими лицами, но после их доказательства, включающего в себя и эмпирическое подтверждение, они принимаются всем научным сообществом или большинством его членов.

Системность (целостность, когерентность) - все элементы научного знания связаны между собой и зависят друг от друга. На свойстве системности знания основывается логический критерий истины: если гипотетическое знание по законам логики соответствует уже принятому (достоверному) знанию, то оно тоже истинно. 

Принятие и использование учеными  указанных критериев обеспечивает достижение максимальной объективности  знания, что служит непосредственной целью науки. Все указанные критерии имеют не абсолютный, а относительный  характер: в науках имеются фрагменты, не отвечающие каким-либо критериям.

Для решения вопроса о научности  или ненаучности какого-либо знания необходимо использовать весь комплекс приведенных выше критериев. Но в силу относительности указанных критериев в науке вместе с истинными положениями всегда существуют заблуждения, которые, однако, постоянно отсеиваются.

Может ли философия отвечать приведенным  критериям? В воз-можности отнесения к философии таких критериев, как доказательность, непротиворечивость, системность, никаких сомнений не возникает. Все формы рационалистической философии этим критериям, в основном, удовлетворяют. Менее ясно положение с другими критериями. Иногда высказывается сомнение в возможности отнесения к философии критерия эмпирической проверяемости. Думается, что этот критерий к ней может быть отнесен. Обычно эмпирическая проверяемость ассоциируется с использованием специальных проверочных экспериментов. Это связано с тем, что критерии научности вырабатывались главным образом применительно к естествознанию. Но следует вспомнить, что опыт (empeiria) включает в себя не только результаты экспериментов, но и наблюдений, экономических реформ, художественных творений, политических деяний, педагогической и правовой практики и др.7 

Конечно, экспериментальная проверка философских положений - вещь редкая, но, тем не менее, и она как способ обоснования философского знания имеет место. Например, эмпирические данные медико-биологических наук об изменении сознания при механических, электрических, химических воздействиях на головной мозг подтверждают важнейшее положение научной философии о сознании как функции мозга. А вот идея о существовании души вне тела не имеет достоверного эмпирического подтверждения и поэтому не является положением ни науки, ни научной философии, но входит в содержание ненаучной философии, псевдонауки и религии, принимающих ее на веру.

Но большей частью проверка философских  положений происходит не экспериментами, а иными формами опыта. Поскольку  философия опирается на обобщение  всего человеческого опыта (производственного, научного, художественного, политического, правового, обыденного), то все формы опыта могут быть подтверждением философских положений, если последние верны, или их опровержением, если они неверны. Особенно большое значение для проверки философских идей имеют доказанные и подтвержденные положения науки, поскольку именно они представляют собой максимально объективное и строго проверяемое знание. Эти данные выступают для философии как бы в качестве своеобразного эмпирического материала. Научная философия основывается главным образом на достоверном опытном материале, а ненаучная чаще всего использует недостоверные данные.8

Огромную роль в существовании  ненаучной философии играют внерациональные  формы сознания: желания, эмоции и  бессознательные установки. Так, несмотря на то, что объективный идеализм и религия не имеют ни одного бесспорного  эмпирического или теоретического подтверждения, они обладают мощным союзником - неистребимым и сильнейшим желанием людей (пока еще слабых) иметь заступничество Бога и загробное вечное существование. Благодаря этому союзнику они и существуют века. По этой причине в истории философии преобладал идеализм и большинство крупных философов были идеалистами. Материалистическое мировоззрение требует от человека большего мужества, чем религиозно-идеалистическое. Чтобы быть материалистом, необходимо, во-первых, противодействовать мощной многовековой религиозной традиции и, во-вторых, преодолеть бессознательное стремление к вечной жизни, признать, что эта, то есть земная, жизнь является единственной и никакой другой жизни не будет.9 В этом заключается трагическое мужество материализма.

Обсуждая вопрос о научности  философии, надо иметь в виду, что  могут быть различные степени  научности философии. Например, философия  Гегеля научна в тех своих моментах, в которых она основывается на достоверных данных и адекватно отражает процессы развития в мире. Но она же ненаучна там, где использует недостоверные положения о существовании абсолютной идеи и отчуждении от нее объективного мира.

Относительно роли философии в  современном обществе существуют две  основные позиции.

Первая основывается на том, что  сегодня уже невозможна ценностная ориентация в её классическом виде как стабильный моральный фундамент, на который можно опереться в  любой ситуации. Проект «последнего  обоснования» отошел в прошлое, мы живем  в «культуре без центра», а  значительные целевые программы  Запада, как Новый Завет и Коммунистический манифест, потерпел поражение. Это позиция  Ричарда Рорти.

Иная позиция, которая основывается на сциентистском способе мышления, сводится к тому, что на все вопросы, имеющие смысл, можно дать научный  ответ. Те же вопросы, на которые невозможно найти ответ, не имеют смысла. Соответственно ориентацию можно получить только от конкретных наук.

Несостоятельность сциентистской  позиции проявляется в том, что  не на все фундаментально значимые вопросы можно дать эмпирический ответ и это не является основанием считать их лишенными смысла. А  поражение Великих программ лишь свидетельствует о необходимости  современного, постмодерного общества искать свои ценностные ориентиры. Парадоксом современности есть то, что исключая философию из своей жизни, современные социумы подрывают основы своего существования. Ведь в эпоху радикальных культурных сдвигов общества, где происходят трансформации постиндустриального образца, чрезвычайно остро ощущается потребность в определении стратегий и ценностных ориентаций своего дальнейшего развития.10 Это сопровождается мировоззренческим голодом, который обостряется наличием множества непригодных к использованию, а нередко и пагубных мировоззренческих предложений, которые сегодня обрушиваются на простого человека.

Осада философии эмпирическими  науками и паранаучными теориями, новейшими мифологиями, а также родственными им эзотерическими учениями, которые много обещают и создают иллюзии, но избегают ответственности, является симптомами духовного кризиса общественной жизни, который имеет тенденцию к обострению.

Философия проблематизирует большинство мировоззренческих вопросов, задает и решает их вновь и вновь. Она содержит множество ответов на одни и те же вопросы, то есть существует множество различных философских систем. Таков ее смысл существования и «необозримое идейное богатство».

Действительно, философия предстает  как банк идей, которые отвечают как на новые вопросы, повторяющие  старые, так и на такие вопросы, которым нет аналога в прошлом. Перемены в социальной реальности и  ее превращения требуют своего рационального  осмысления. Поэтому банк философских  идей важен не только для изучения поступательных изменений, но и для  понимания многообразия проявлений одной и той же реальности и  ее видоизменений.

5. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих (мифологической, религиозной и философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив - разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?

 

Первая попытка человека объяснить  происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и  другое породили мифологию. Именно мифология  стала начальной ступенью формирования всех мировоззренческих позиций, исторически  сложившаяся на языческом фундаменте.

Мифологическое мировоззрение - основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие  сакральному порядку. В первобытном  обществе мифология находилась в  тесном взаимодействии с религией.

В свою очередь в основе религиозного мировоззрения лежит принцип  служения божеству, поддержание установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, религиозных добродетелях.

Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия  составляли единое целое.

Исходя из этого можно сделать  вывод что люди, которым была предоставлена  альтернатива, рассуждая с точки  зрения мифологии и религии могли  бы руководствоваться едиными мотивами.

Однако мифология была представлена в образах богов, которым были не чужды проявление слабости, не гуманности, а порой и открытой корысти (наряду с великодушием, щедростью и идеализмом). Поэтому, думается, что человек мог  бы отдать предпочтение альтернативе «разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей».

Религиозные позиции устанавливались  систему предписаний и запретов, которые регламентируют поведение  человека в его отношении к  обществу, семье, другим людям, она ставит целью - восстановить единство внутреннего  мира человека. В этом случае корыстный  выбор маловероятен, в силу страха перед наказанием, т.к. основными  религиозными добродетелями считаются  смирение, послушание, богобоязненность, богопочитание.

Что же касается философской позиции  мировоззрения, то оно основывается не только на чувствах, образах и  здравом смысле, но прежде всего  на рационально-теоретическом знании, научное обоснование тех или  иных фактов. Философия выражает свободу  человеческого духа, способность  человека осмысливать свое место, свое предназначенье, опираясь прежде всего  на собственные силы.

Человек, придерживающийся философской  точки зрения, мог бы избрать для  себя любую форму поведения, которые  были предоставлены в условиях задачи. Так как любая философская  концепция - лишь одна из возможных  точек зрения, один из ракурсов рассмотрения проблем в зависимости от временного отрезка культурного развития общества в целом.

Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе