Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:04, контрольная работа
Описание работы
Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные программы действия. Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли — Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно важными.
Содержание работы
Понятие мировоззрения и его связь с философией Специфика философского мировоззрения. a) Функции философии: Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Прогностическая Социокультурная Интеграционная Интерпретационная Коммуникативная Критическая Эвристическая Гуманистическая Логическая Онтологическая б) Методы философии : Диалектика Метафизика Философия как наука и роль ее роль в современном мире. Задание 6. Список использованной литературы
Приднестровский Государственный
Университет имени Т.Г. Шевченко
Тема: «Философия, ее предмет и роль
в обществе».
Выполнила
студентка 22 гр.:
Проверил
преподаватель философии:
2012 –
2013 г.
Содержание:
Понятие мировоззрения и его связь с философией
Специфика философского мировоззрения.
a) Функции философии:
Мировоззренческая
Гносеологическая
Методологическая
Прогностическая
Социокультурная
Интеграционная
Интерпретационная
Коммуникативная
Критическая
Эвристическая
Гуманистическая
Логическая
Онтологическая
б) Методы философии :
Диалектика
Метафизика
Философия как наука и роль ее роль в современном мире.
Задание
6. Список использованной литературы
Понятие мировоззрения и его связь с философией.
Человек живет,
осмысливая себя и окружающую действительность.
Он познает и оценивает мир, вырабатывая
осознанное отношение к нему, определяет
свои возможности и место в мире, создает
собственные программы действия.
Происхождение
философии как особой интеллектуальной
деятельности и формы знания относится
к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие
это происходит исторически независимо
и одновременно в трех регионах Земли
— Индии, Китае и Древней Греции, причем
философские традиции, берущие начало
в трех названных культурных центрах,
оказались чрезвычайно важными.
Философия
составляет теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро, вокруг которого
образовалось своего рода духовное облако
обобщенных обыденных взглядов житейской
мудрости, что составляет жизненно важный
уровень мировоззрения.
Однако это
вовсе не означает, что всякое мировоззрение
является также философией. Понятие «мировоззрение»
шире понятия «философия». Это означает,
что первое включает в себя второе. Подобно
тому, как понятие «плод» подразумевает,
например, не только яблоко, но и грушу,
вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение»
нельзя свести только к философии. Оно
включает в себя и другие виды мировоззрения
– мифологическое, художественное, религиозное
и т. д. [10, С.14].
Философия
- это такая форма общественного и индивидуального
сознания, которая постоянно теоретически
обосновывается, обладает большей степенью
научности, чем просто мировоззрение,
скажем, на житейском уровне здравого
смысла, наличествующего у человека, порой
даже не умеющего ни писать, ни читать.[6,
С.8].
В целом мировоззрение
можно было бы определить следующим образом:
это обобщенная система взглядов человека
(и общества) на мир в целом, на свое собственное
место в нем, понимание и оценка человеком
смысла своей жизни и деятельности, судеб
человечества; совокупность обобщенных
научных, философских, социально-политических,
правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации,
верований, убеждений и идеалов людей.
[6, С.8].
В зависимости
от того, как решается вопрос о соотношении
духа и материи, мировоззрение может быть
идеалистическим или материалистическим,
религиозным или атеистическим. [6, С.9].
Материализм
есть философское воззрение, признающее
субстанцией, сущностной основой бытия
материю. Согласно материализму, мир есть
движущаяся материя. Духовное же начало,
сознание есть свойство высокоорганизованной
материи - мозга.
Идеализм
есть философское мировоззрение, согласно
которому истинное бытие принадлежит
не материи, а духовному началу - разуму,
воле. Материальное и духовное - это совечно
единое сущее. Вне этого принципа мы не
можем понять смысл сущего, его регулятивные
принципы, объективную целесообразность
и гармонию в мироздании. В рамках только
материализма мы в принципе не в состоянии
ответить на вопрос: кто в универсуме так
мудро формообразует все и вся и осуществляет
регулятивную функцию.
Материализм
несовместим с признанием объективной
целесообразности в мире, а это неоспоримый
факт в бытии сущего.
С нравственно-психологической
точки зрения мировоззрение может характеризоваться
как оптимистическое или пессимистическое.
В практике
общения, в литературе понятие мировоззрения
употребляется и в более узком смысле,
например говорят: "философское мировоззрение",
"политическое мировоззрение" или
"художественное мировоззрение",
или даже в еще более узком понимании -
"врачебное мировоззрение", "физическое
мировоззрение" и т.п. [6,С.10].
Итак, обобщенная
система представлений о мире и о себе,
ценностных ориентаций и волевых побуждений,
определяющая жизненную позицию субъекта,
называется мировоззрением. [12, С.87]
Мировоззрение
и философия есть результат отражения
мира, но глубина этого отражения может
быть различной. Первый элементарный вид
отражения происходит на уровне ощущений.
Применительно к мировоззрению он связан
с мироощущением или миросозерцанием.
Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние
проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
Следующие
по глубине уровни отражения в этом плане
– мировосприятие и миропредставление.
Здесь создается уже цельная картина мира,
обозначается взаимосвязь процессов и
явлений, происходит фиксация их тождества
и различия. Однако на этом уровне мировоззрение
ограничено больше чувственным опытом,
нежели рациональным мышлением, здесь
чувства и рассудок еще преобладают над
разумом. И только тогда, когда происходит
отражение посредством понятий, формируется
мировоззрение, способное вскрыть закономерности
и сущность явлений и процессов.
Понятийное
отражение – это самый глубинный уровень
отражения, связанный с абстрактным мышлением
и теоретическим познанием. Мировоззрение
на этом уровне можно назвать миропониманием.
Именно его и представляет философия.
Таким образом,
философия – это высший уровень и вид
мировоззрения, это теоретически оформленное,
системно-рациональное мировоззрение.
Она по самой своей сути призвана вскрывать
рациональный смысл и всеобщие закономерности
существования и развития мира и человека.
[10, С.14].
Отметим еще
один – исторический аспект разграничения
философии и мировоззрения. Речь идет
о том, что философия – это самый поздний
в историческом плане вид мировоззрения,
возникший после мифа и религии.
В связи с
этим следует сказать, что общество уже
обходилось и, вообще говоря, может обойтись
и без основанной на разуме и мышлении
философии, но тогда на ее место автоматически
заступает мировоззрение, представляющее
или мифологическое мироощущение, или
религиозное миропредставление, основанное
на вере в сверхъестественные силы. История
дает этому самые убедительные доказательства.[10,
С.15].
Итоговое
определение соотношения философии и
мировоззрения можно сформулировать так:
философия - это система основополагающих
идей в составе мировоззрения человека
и общества.[ 6, С.10].
Специфика философского мировоззрения.
В отличие
от мифологии и религии, философия опирается
на теоретико-логическое размышление
человека о мире. Она приходит на смену
мифологии и религии как единое совокупное
знание, основанное на другом фундаменте.
Философия
– это не безусловная вера, а размышление,
философия – это не точка, не догматическое
установление, а всегда вопрос. Основой
философского размышления является критическое
осмысление уже сложившихся представлений
о мире.
Философия
– это рефлексия, а это значит, что она
имеет дело не с самим предметом бытия,
а с мыслью о бытии, с определенным, уже
сложившимся сознанием бытия. Философия
– это анализ наших представлений о бытии,
поэтому чрезвычайно высока степень ее
абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь,
взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева,
философское мировоззрение – результат
не праздного любопытства не занятых в
какой-либо деятельности людей, а плод
трудных и долгих размышлений. [ 8, С.23].
Философия
выражала появившуюся потребность разбираться
с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях,
в тех проблемах, которые возникали в ходе
исторического процесса, поэтому отличительной
особенностью философского мировоззрения
является отражение мира в системе понятий.
Кроме того, философское мировоззрение,
в отличие от мифологического и религиозного,
больше оперирует научными фактами, больше
делает опору на данные конкретных наук.
Мифологическое
и религиозное мировоззрение – это групповое,
коллективное сознание. Философия же возникает
тогда, когда появляется необходимость
индивидуального, личностного осмысления.
Каждая философская
концепция сугубо индивидуальна. Философия
всегда ориентирует человека на самостоятельный
анализ тех или иных проблем.
Цель теоретической
философии, представленной в ее истории,
– расширить информационное поле для
такой деятельности. У самого человека
всегда остается право выработать собственную
позицию, но на основе философских знаний
она будет более весома и значима.
Философия
и религия являются близкими по ряду оснований:
они близки по предмету отражения. И та,
и другая направлены на поиски смысла
бытия, выражают потребности в гармонизации
отношений.
Они близки
по форме отражения. Они обе – духовное
отношение человека к действительности,
выраженное в наиболее общей, абсолютной
форме, ибо и Бог, и философия – определенные
абсолюты.
Они близки
и тем, что это ценностные формы духовной
деятельности (не научная истина конкретного
знания является их целью, а формирование
духовной жизненной концепции в соответствии
с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).
И, тем не менее, это
различные формы духовной деятельности.
Их различия заключается как по предмету,
так и по способам отражения человеком
мира:
Философия
как рефлексия, как размышление исходит
в своих позициях из естественной реальности
бытия, бытия самого по себе, имеющего
какие-то внутренние, собственные причины
развития. Религия ориентирует на сверхъестественное,
на потусторонний мир, на запредельное
бытие, только на трансцендентность.
Бог для философии
является понятием бытия, которое также
требует своего анализа, как и любое другое
понятие, поэтому к философским дисциплинам
можно отнести философию религии. Для
религиозного мировоззрения Бог – не
понятие, а реальный, конкретный объект
поклонения и веры.
Философия
пытается обосновывать свои концепции
посредством системы понятий, подкрепляемых
логикой научного знания.
Она черпает
свой материал из разных сфер этой деятельности,
пытаясь осмыслить их своим специфическим
языком, с помощью разума, логики философского
анализа. Рациональное изложение касается
и иррациональных (в том числе и религиозных)
философских концепций.
Религия –
сфера чувств, мистики, благовейного трепета.
С религией связано особое психологическое
состояние человека: состояние экстаза,
отрешенности от внешнего мира, определенная
потеря своей самости, погружение в мир,
где сам мало что значишь. Философия выступает
как самосознающая себя культура, которая
критически определяет свой смысл, свою
сущность и свое предназначение.
Религия ориентирует
человека на безусловную веру ("Верую,
даже если это нелепо" – Тертуллиан).
Философия направляет на разум, на сомнение,
на свою собственную позицию, а не только
на позицию, пусть и признанных, авторитетов.
Религия посредством
Бога претендует на абсолютную истину.
Философия подходит к этому вопросу "скромнее",
скептичнее, предоставляет выбор позиций.
Религия говорит
о спасении души в потустороннем мире.
Философия ориентирует человека на совершенствование
души, на "труд души", а значит, и на
ее спасение, в земном бытии, через мирскую
созидательную деятельность.
Религия, хотя
и постулирует свободу воли человека,
все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому,
так или иначе, в религиозном сознании
присутствует элемент страха, подчиненности.
Философия полностью опирается на свободу
человеческой личности. Философия сама
только и возможна на основе свободы мысли.
a) Мировоззренческие функции философии.
На первом
месте среди функций философии в соответствии
с приоритетной значимостью проблемы
человека среди всех остальных проблем
философии стоит гуманистическая функция.
Нет на свете,
наверное, ни одного человека, который
не размышлял бы над вопросом о жизни и
смерти, о неминуемости своего конца. Такие
размышления нередко действуют угнетающе
на человека. Вот что писал по этому поводу
известный русский философ Н. А. Бердяев:
"Будущее всегда в конце концов приносит
смерть, и это не может не вызывать тоски"
("Самопознание". М., 1990. С. 47). Тоска,
в сущности, всегда есть тоска по вечности,
невозможность примириться с временем.
Тоска направлена
к высшему миру и сопровождается чувством
ничтожества, пустоты, тленности этого
мира. Тоска обращена к трансцендентному,
вместе с тем она означает неслиянность
с ним. Тоска по трансцендентному, по иному,
чем этот мир, по переходящему за границы
этого мира. Но она говорит об одиночестве
перед лицом трансцендентного. "Всю
жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев,
- меня сопровождала тоска. Это, впрочем,
зависело от периодов жизни, иногда она
достигала большей остроты и напряженности,
иногда ослаблялась" (там же. С. 45).
Философия же "освобождена
от тоски и скуки "жизни". Я
стал философом..., - пишет он, - чтобы
отрешиться от невыразимой тоски
обыденной "жизни". Философская
мысль всегда освобождала меня от
гнетущей тоски "жизни", от ее уродства"
(Там же. С. 49). И далее, уже обобщая
историю развития человеческой мысли,
Н.А. Бердяев заключал: "Философия всегда
была прорывом из бессмысленного, эмпирического,
принуждающего и насилующего нас со всех
сторон мира к миру смысла" ("Я и мир
объектов. Опыт философии одиночества
и общения" // "Философия свободного
духа". М., 1994. С. 232 - 233).