Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные программы действия.
Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли — Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно важными.

Содержание работы

Понятие мировоззрения и его связь с философией
Специфика философского мировоззрения.
a) Функции философии:
Мировоззренческая
Гносеологическая
Методологическая
Прогностическая
Социокультурная
Интеграционная
Интерпретационная
Коммуникативная
Критическая
Эвристическая
Гуманистическая
Логическая
Онтологическая
б) Методы философии :
Диалектика
Метафизика
Философия как наука и роль ее роль в современном мире.
Задание
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

филос.docx

— 68.74 Кб (Скачать файл)

На основе принципов  рационального миропонимания философская  мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские "эскизы" тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.

Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно  в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием "белых пятен" в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен  человек, что его не удовлетворяют  плохо связанные между собой  фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, неразорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный  синтез знаний сопряжены также с  разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их "стыковке", согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных  науке, философия выполняет и  особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие  всевозможные конкретные явления, нуждаются  в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений  не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии.

Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом, можно ли отнести науку к положительным, полезным или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука - что нож, который в руках хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы - страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Помимо науки важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные и другие представления. В свою очередь философия призвана осмысливать весь сложный комплекс общественно-исторического бытия людей или культуры.

  1. Сравнительный образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях ( мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации :

им нужно выбрать одну из альтернатив  – разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться на равнее со всеми. Как они могли бы рассуждать ? Что думали о последствиях своего выбора?

 

Выбор альтернативы сложен и решающим фактором в этом случае будет не только мировоззренческая позиция. Важную роль в таком выборе сыграет  нравственность и личные качества принимающего решения.

Согласно мифологическому мировоззрению  выбор был бы сделан в пользу первого  варианта - обманом заставить работать на себя других людей. Решающим фактором принятия решения являлось бы условие: если дар богов был предоставлен, то необходимо его использовать.

Человек с религиозным мировоззрением не позволил бы обогатиться за чужой  счет, обмануть кого-то и разбогатеть  нечестным путем. О выборе думал как о искушении которым бы сатана пытался сбить с пути истинного.

Человек, принимающий решение  с мировоззренческой позиции  такого рода, руководствовался бы, прежде всего:  актуальностью того или иного способа разрешения проблемной ситуации на данном (каком-то) отрезке исторического времени и в данном (каком–то) обществе со своими социокультурными характеристиками. Здесь нельзя однозначно сказать, какой бы выбор сделал такой человек,- все зависит от множества социокультурных, политических, географических очень конкретных деталей.

  1. Список использованной литературы

1. П.В. Алексеев, А.В.  Панин. Философия: Учебник. - 3-е  изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

2. Высказывания великих.  М.:”Мысль”, 1993, - 244с.

3. История философии  в кратком изложении. М.: «Мысль», 2004. - 155с.

4. А.Ф. Малышевский.  Введение в философию: Учеб. пособие. / Под ред. А.Ф. Малышевского. –М.: Просвещение, 2005, - 256с.

5. Н.Н. Смирнова. Конспект  лекций по философии; СПб.: ООО  «Издательство “Альфа”», 2000.

6. А.Г. Спиркин –  Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.- 816с.

7. Семинарские занятия  по философии: Учебник. / Под ред.  К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297с.

8. Е.М. Удовиченко. Философия:  конспект лекций и словарь  терминов. Учебное пособие. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 197 с.

9. Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко,  В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.

10.   Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004.

11.   Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2000. – 351 с.

12.   Философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.

13.   Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / Под рук. И.Т. Фролова. М.: ДРОФА, 2004.

14.   А. Якушев. Философия: конспект лекций. Учебное пособие. – М.: Приор-издат, 2009. — 224 с.

15. Статья «Философия (конспект лекций, часть 1)», www.statya.ru

16. Фролов И.Т., Араб-Оглы  Э.А., Арефьева Г.С. и др., Введение  в философию, часть 1, Москва, Издательство политической литературы, 1989 г.


Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе