Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:52, лекция
Немецкий мыслитель И. Кант (1724—1804) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько - нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными», вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «Я» после моей физической смерти? Это и есть вопросы философии. Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во- вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их проблем от науки) имеют особую ценностную, или смысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.
1. Предмет философии.
2. Специфика философского знания.
3. Структура философии.
4. Место и роль философии в культуре.
Философия XVII-XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в других странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально- философское движение Просвещение, сыгравшее выдающуюся роль в идеологической подготовке Французской революции 1789 - 1793 гг.
С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Будучи отсталой в то время в экономическом и политическом отношениях, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей: Канта, Гёте, Фихте, Гегеля, Бетховена, Шиллера, Шеллинга, Гейне, Фейербаха. Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развития - диалектики.
В середине XIX в. там же (в Германии) возникает марксизм, философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Главный вклад Маркса в философию состоял в открытии и обосновании материалистического понимаем истории и в углубленной разработке - на материале современного ему буржуазного общества - материалистической диалектики. Однако в реальную социальную жизнь человечества (в XX в. в особенности) марксизм вошел главным образом своей другой - не научно-философской, а идеологической стороной, как идеология открытого и жесткого классового противостояния, оправдывающая (во имя отвлеченных классовых интересов) крайние формы классовой борьбы и насилия.
Европейский рационализм (от Бэкона до Маркса) в диалектике социального и индивидуального отдавал несомненный приоритет социальному (общему). Исследование классов, формаций, исторических эпох выдвигалось на передний край, тогда как проблемы единичного - внутренней организации личности - оставались в тени (в тени оставался и феномен бессознательного). Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила, управляющая поведением человека и обществa. На этой основе в XIX в. возникает иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше), которая ведущую роль в жизни, и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам. Философы - иррационалисты увидели и с большой силой выразили теневую сторону жизни, прогресса. Но из этого они сделали разные выводы. Идеал Шопенгауэра — нирвана, т. е. отрешенность от жизни как безусловного зла. Кьеркегор требует признать, что высшие истины (к ним относятся глубоко интимные переживай страха и ожидания смерти) не могут быть высказаны, а мол лишь переживаться каждым человеком наедине с собой и по - своему. Волюнтаризм Ницше лишь внешне «оптимистичен», поскольку утверждает волю к власти как к полноте жизни. Но это слепая жизнь, без всякой разумной цели. Ницше не скрывал своего крайне враждебного отношения к христианству.
3. Современная западная философия
Рубеж XIX-XX вв. - важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой новейший современный эта ее сложной и противоречивой истории. Философию XX в. можно назвать постклассической, так как она отличается от «классического» этапа своего развития. XX в. - это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций), когда перед всеми людьми планеты встал реально вопрос о самом существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к природному миру и собственному миру культуры значительно более сложными, чем в прошлые времена, более опосредованными. Диалог «философии человека» и «философии науки» в наше время по cyти только начинается. В этом диалоге родились и рождаются новые направления философского знания. Укажем на некоторые из них.
Неопозитивизм
(логический позитивизм) - современна
форма позитивизма, общекультурные и гносеологические
корни которого уходят в XIX столетие, когда
были сформулированы и разработаны основные
принципы и положения классического позитивизма:
признание достоверным только физически-опытного
знания и отказ научного исследователя
от «ненаучного», «метафизического» объяснения
(т. е. мировоззренческих и философских
проблем) как теоретически и практически невозможных. Понимая философию
как род деятельности, сводящийся к анализу естественных
и искусственных языков, логические позитивисты добились
определенных результатов в
выяснении роли знаково-символических
средств в научном познании, в возможности
математизации знания, соотношения теоретического аппарата
и эмпирического базиса науки. Идеальным
средством решения этих задач неопозитивисты
считают аппарат математической логики.
Постпозитивизм возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический, характер и подвержено ошибкам.
Психоанализ - направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру 3. Фрейду (1856-1939). В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.
Феноменология - направление, современный вид которому придал немецкий философ Гуссерль (1859-1938). Феноменология, по его мнению, - дисциплина, описывающая сущностныe характеристики сознания. Выполнить их феноменология может только будучи строгой наукой. Это значит, что она должна выделить чистое, т. е. допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности. Только таким путем можно прийти к пониманию сущности сознания вообще, основная характеристика которого - «интенциональность», т. е. его направленность на тот или иной предмет. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их той сущности получил у феноменологов наименование «феноменологической редукции», т.е. переориентировки внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразие видов человеческого опыта.
Экзистенциализм - направление, признающее единственной подлинной реальностью бытие человеческой личности. Общим положением экзистенциализма является утверждение о первичности человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида. И это потому, что человек сам определяет свою сущность. Он стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но в обыденной жизни человек не осознает бессмысленности мира и стремится быть «как все», избегая свободы и ответственности. Этим однако, отличается обыденный человек от подлинного, принимающего на себя всю ответственность за свой выбор и свои решения. Современный экзистенциализм (преимущественно немецкий и французский) сформировался под влиянием идей датского философа Кьеркегора, философии жизни и феноменологии. Предтечей экзистенциализма были русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов.
Структурализм и постструктурализм - общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры. Предпосылки структурализма можно проследить даже в античности (пифагорейцы, неоплатоники), но в современную философию идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии). Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических структур, т. е. устойчивых связей объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры. Вместе с тем он явился противником гуманистических представлений о центральной роли человека и его свободы, что объективно дегуманизирует обществознание. Продолжением, но и самокритикой структурализма стал постстуктурализм, признавший невозможность редукции субъекта к структурам, что в значительной степени означало возвращение к человеку как субъекту.
Философская герменевтика - первоначально (с античных времён) это слово означало искусство истолкования текстов. С ХХ в. (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Анкер и др.) этим словом обозначается философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменов духовной культуры. Так, для Гадамера понимание - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения человеком мира в «опыте жизни», в «опыте истории» и «опыте искусства».
Философская антропология ставит перед собой задачу осмысления проблем человеческой природы и основных модусов человеческого бытия. Противоречивая сущность человека задается в том, что он и погружен в мир, и возвышается над ним, что дает возможность ему взглянуть на мир и с точки зрения мгновения, с точки зрения вечности. Уникальность человека как космического существа, способного к самосознанию, требует изучать его и как объект, и как субъект своей жизни. Философская антропология выступила против биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивая духовные и творческие основы человека и общества.
4. Русская философия
Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее уходят в глубь российской (шире - славянской) истории. Но предпосылки (сюда мы отнесем прежде всего историческое сознание и самосознание народа) еще не есть само явление. Они лишь подготавливают рождение и развитие его.
Философия
же в ее подлинном смысле слова возникает
в России в XIX в. Даже XVIII в. (век М. В. Ломоносова
и А. Н. Радищева) в значительной мере еще
подготовительный, потому что русская
мысль до Чаадаева и славянофилов во многом
еще лишь следовала за мыслью европейской,
еще искала свою тему,
свою тональность, свой голос выражения.
В классическом, золотом для России XIX
в, русская философия не только училась
у Запада, но и учила его. Страна Ф. М. Достоевского,
Л. Н. Толстого и Вл. Соловьева становилась
поистине духовным лидером человечества. Русская
философская классика XIX в., как и русская
классическая литература, несли миру глубоко
выстраданную опытом поколении истину:
нет и не может быть такой цели, ради
которой была бы допустима жертва хотя
бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю
крови, в одну детскую слезинку. Русская
философия выступила как философия Предупреждения.
Её лейтмотив - нравственное вето на любой
социальный проект, на любой «прогресс»,
если только они рассчитаны на принуждение,
насилие над личностью. Для русской философии
характерен отказ от академических форм
теоретизирования; чисто рационалистического
способа доказательства и обоснования
прочувствованных сердцем, пережитых,
выстрадана истин. Истина постигается,
по учению русских философов, не
чисто рациональным, рассудочным актом,
а цельной жизнью духа, «полнотой жизни»
(Н. А. Бердяев). Полнота жизни - это и есть
краеугольный камень вершинного завоевания
русской философской мысли - идеи, или
учения, всеединства. Русская
философия - душа русского народа, об своими
идеалами и ценностями, очень далекими
от прагматизма и утилитаризма западной
культуры. Философскую установку Запада
четко выразил Спиноза: не плакать, не
смеяться, а понимать.
В полную противоположность такому крайнему
рационализму русская философия (русская
духовность) утверждала - устами старца
Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского
- невозможность постижения Истины без любви: высшие
откровения духа даются лишь любящему
сердцу. И это не чувственная любовь (как
у Фейербаха). Это духовная любовь - именно
она отличает человека от всех живых. Именно
она придает нашему сознанию цельность и
полноту.
Классическая
русская философия, как и классическая
русская литеpaтypa, антибуржуазна. «Близорукость»
и «утопизм» искал альтернативу
капитализму, были в то же время
дальновидным провидением
более глубокой исторической сущности: антигуманного,
безнравственного, антиэстетического,
а
потому по необходимости
и «неистинного» преходящего характера
западноевропейского, т. е. буржуазного,
типа развития.
Отстав от российской
действительности, русская философия
намного ее опередила.
В программе Всеединства и цельного
знания был прочерчен
путь, которой мог и должен был пересечься
с основной магистралью европейской мысли,
но не слиться с ней, а сохранить
свой голос в этом дуэте. Это был голос Любви
и Добра, не заглушающий, но и не заглушаемый
западным голосом - Воли
и Разума.
Русская философия - целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своёму права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.
Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии двух последних столетий:
Информация о работе Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества