Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:52, лекция

Описание работы

Немецкий мыслитель И. Кант (1724—1804) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько - нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными», вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «Я» после моей физической смерти? Это и есть вопросы философии. Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во- вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их проблем от науки) имеют особую ценностную, или смысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.

Содержание работы

1. Предмет философии.
2. Специфика философского знания.
3. Структура философии.
4. Место и роль философии в культуре.

Файлы: 1 файл

лекции 1,2.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Философия XVII-XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в других странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально- философское движение Просвещение, сыгравшее выдающуюся роль в идеологической подготовке Французской революции 1789 - 1793 гг.

     С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Будучи отсталой в то время в экономическом и политическом отношениях, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей: Канта, Гёте, Фихте, Гегеля, Бетховена, Шиллера, Шеллинга, Гейне, Фейербаха. Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развития - диалектики.

     В середине XIX в. там же (в Германии) возникает марксизм, философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Главный вклад Маркса в философию состоял в открытии и обосновании материалистического понимаем истории и в углубленной разработке - на материале современного ему буржуазного общества - материалистической диалектики. Однако в реальную социальную жизнь человечества (в XX в. в особенности) марксизм вошел главным образом своей другой - не научно-философской, а идеологической стороной, как идеология открытого и жесткого классового противостояния, оправдывающая (во имя отвлеченных классовых интересов) крайние формы классовой борьбы и насилия.

   Европейский рационализм (от Бэкона до Маркса) в диалектике социального и индивидуального отдавал несомненный приоритет социальному (общему). Исследование классов, формаций, исторических эпох выдвигалось на передний край, тогда как проблемы единичного - внутренней организации личности - оставались в тени (в тени оставался и феномен бессознательного). Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила, управляющая поведением человека и обществa. На этой основе в XIX в. возникает иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше), которая ведущую роль в жизни, и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам. Философы - иррационалисты увидели и с большой силой выразили теневую сторону жизни, прогресса. Но из этого они сделали разные выводы. Идеал Шопенгауэра — нирвана, т. е. отрешенность от жизни как безусловного зла. Кьеркегор требует признать, что высшие истины (к ним относятся глубоко интимные переживай страха и ожидания смерти) не могут быть высказаны, а мол лишь переживаться каждым человеком наедине с собой и по - своему. Волюнтаризм Ницше лишь внешне «оптимистичен», поскольку утверждает волю к власти как к полноте жизни. Но это слепая жизнь, без всякой разумной цели. Ницше не скрывал своего крайне враждебного отношения к христианству.

 

3. Современная западная философия

Рубеж XIX-XX вв. - важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой новейший современный эта ее сложной и противоречивой истории. Философию XX в. можно назвать постклассической, так как она отличается от «классического» этапа своего развития. XX в. - это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций), когда перед всеми людьми планеты встал реально вопрос о самом существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к природному миру и собственному миру культуры значительно более сложными, чем в прошлые времена, более опосредованными. Диалог «философии человека» и «философии науки» в наше время по cyти только начинается. В этом диалоге родились и рождаются новые направления философского знания. Укажем на некоторые из них. 

Неопозитивизм (логический позитивизм) - современна форма позитивизма, общекультурные и гносеологические корни которого уходят в XIX столетие, когда были сформулированы и разработаны основные принципы и положения классического позитивизма: признание достоверным только физически-опытного знания и отказ научного исследователя от «ненаучного», «метафизического» объяснения (т. е. мировоззренческих и философских проблем) как теоретически и практически невозможных. Понимая философию как род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков, логические позитивисты добились определенных результатов в 
выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания, соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки. Идеальным средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики.

Постпозитивизм возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический, характер и подвержено ошибкам. 

Психоанализ - направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру 3. Фрейду (1856-1939). В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.

    Феноменология - направление, современный вид которому придал немецкий философ Гуссерль (1859-1938). Феноменология, по его мнению, - дисциплина, описывающая сущностныe характеристики сознания. Выполнить их феноменология может только будучи строгой наукой. Это значит, что она должна выделить чистое, т. е. допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности. Только таким путем можно прийти к пониманию сущности сознания вообще, основная характеристика которого - «интенциональность», т. е. его направленность на тот или иной предмет. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их той сущности получил у феноменологов наименование «феноменологической редукции», т.е. переориентировки внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразие видов человеческого опыта.

Экзистенциализм - направление, признающее единственной подлинной реальностью бытие человеческой личности. Общим положением экзистенциализма является утверждение о первичности человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида. И это потому, что человек сам определяет свою сущность. Он стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но в обыденной жизни человек не осознает бессмысленности мира и стремится быть «как все», избегая свободы и ответственности. Этим однако, отличается обыденный человек от подлинного, принимающего на себя всю ответственность за свой выбор и свои решения. Современный экзистенциализм (преимущественно немецкий и французский) сформировался под влиянием идей датского философа Кьеркегора, философии жизни и феноменологии. Предтечей экзистенциализма были русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов.

Структурализм и постструктурализм - общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры. Предпосылки структурализма можно проследить даже в античности (пифагорейцы, неоплатоники), но в современную философию идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии). Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических структур, т. е. устойчивых связей объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры. Вместе с тем он явился противником гуманистических представлений о центральной роли человека и его свободы, что объективно дегуманизирует обществознание. Продолжением, но и самокритикой структурализма стал постстуктурализм, признавший невозможность редукции субъекта к структурам, что в значительной степени означало возвращение к человеку как субъекту.

Философская герменевтика - первоначально (с античных времён) это слово означало искусство истолкования текстов. С ХХ в. (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Анкер и др.) этим словом обозначается философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменов духовной культуры. Так, для Гадамера понимание - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения человеком мира в «опыте жизни», в «опыте истории» и «опыте искусства».

Философская антропология ставит перед собой задачу осмысления проблем человеческой природы и основных модусов человеческого бытия. Противоречивая сущность человека задается в том, что он и погружен в мир, и возвышается над ним, что дает возможность ему взглянуть на мир и с точки зрения мгновения, с точки зрения вечности. Уникальность человека как космического существа, способного к самосознанию, требует изучать его и как объект, и как субъект своей жизни. Философская антропология выступила против биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивая духовные и творческие основы человека и общества.

 

4. Русская философия

Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее уходят в глубь российской (шире - славянской) истории. Но предпосылки (сюда мы отнесем прежде всего историческое сознание  и самосознание народа) еще не есть само явление. Они лишь подготавливают рождение и развитие его.

   Философия же в ее подлинном смысле слова возникает в России в XIX в. Даже XVIII в. (век М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева) в значительной мере еще подготовительный, потому что русская мысль до Чаадаева и славянофилов во многом еще лишь следовала за мыслью европейской, еще искала свою тему, свою тональность, свой голос выражения. В классическом, золотом для России XIX в, русская философия не только училась у Запада, но и учила его. Страна Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и Вл. Соловьева становилась поистине духовным лидером человечества. Русская философская классика XIX в., как и русская классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколении истину: нет и не может быть такой цели, ради 
которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Русская философия выступила как философия Предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования; чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстрадана истин. Истина постигается, по учению русских философов, не  
чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, «полнотой жизни» (Н. А. Бердяев).  Полнота жизни - это и есть краеугольный камень вершинного завоевания русской философской мысли - идеи, или учения, всеединства. Русская философия - душа русского народа, об своими идеалами и ценностями, очень далекими от прагматизма и утилитаризма западной культуры. Философскую установку Запада четко выразил Спиноза: не плакать, не смеяться, а понимать. В полную противоположность такому крайнему рационализму русская философия (русская духовность) утверждала - устами старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского - невозможность постижения Истины без любви: высшие откровения духа даются лишь любящему сердцу. И это не чувственная любовь (как у Фейербаха). Это духовная любовь - именно она отличает человека от всех живых. Именно она придает нашему сознанию цельность и полноту.

        Классическая  русская философия, как и классическая  русская литеpaтypa, антибуржуазна. «Близорукость» и «утопизм» искал альтернативу капитализму, были в то же время 
дальновидным провидением более глубокой исторической сущности: антигуманного, безнравственного, антиэстетического, а 
потому по необходимости и «неистинного» преходящего характера западноевропейского, т. е. буржуазного, типа развития. 
Отстав от российской действительности, русская философия намного ее опередила. В программе Всеединства и цельного 
знания был прочерчен путь, которой мог и должен был пересечься с основной магистралью европейской мысли, но не слиться с ней, а сохранить свой голос в этом дуэте. Это был голос Любви и Добра, не заглушающий, но и не заглушаемый западным голосом - Воли и Разума.     

    Русская философия - целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своёму права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.

Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии двух последних столетий:

  1. Начало самостоятельной философской мыслив России связано со славянофильством (40-50-е гг. XIX в.). Основатели этого течения А. С.Хомяков (1804-1860) и И. В. Киреевский (1806-1856) открыто противопоставляли свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне-рационалистическому. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический (диалектический) идеализм Канта и Гегеля.
  2. Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники (40-60-е гг. 
    XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и Запад. Среди западников были 
    как либералы-реформаторы (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры 
    (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). 
    Основоположником западничества следует признать 
    замечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева (1794 – 1856).
  3. Народничество (60-80-е гг. XIX в.). Эта направлени России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался как реакционное, попятное движение. К народничеству близко стоял русский анархизм (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин)
  4. Философия всеединства (70-е гг. XIX в.—30-е гг. XX в.). Корни этого философского учения уходят в глубь веков – к античности и Возрождению. В русской духовности идея  всеединства была возрождена и развита Вл. Соловьевым (1853-1900). Всеединство (универсальная связь мира) доступно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этом основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками С. Л. Франком, П. А. Флоренским, Л. П. Карсавиным.
  5. Русская религиозная философия конца XIX — начала XX. На этом рубеже (в так называемый серебряный век русской культуры) творческий подъем охватил религию, философию, искусство. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиозного обновленчества был оригинальный русский мыслитель В. В. Розанов (1856-1919). Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову (1866-1938), непримиримому критику европейского ционализма. К данному направлению относится многогранное творчество А. Й. Ильина (1883-1954) - философа, правоведа, литературного критика.

Информация о работе Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества