Философия, её предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

1.Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе.
2.Специфика философского мировоззрения.
3.Назовите основные методы и функции философии.
4.Является ли философия наукой, и какова роль философии в современном мире?

Файлы: 1 файл

К.Р. №1 философия.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

По мере развития человеческого  общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования  познавательного аппарата появилась  возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта  форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос - разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Термин "философия" в  переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Слово "философ" впервые употребил греческий  математики мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Первоначально понятие "философия" употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий  характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении  человека и его положении в  мире и т. д. Она унаследовала также  весь объем позитивного знания, которое  на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих  проблем в зарождающейся философии  происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому  можно сказать, что философия- это  теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система  общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем  человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия - это теоретический  уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает  в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию  и науку. Как отмечает немецкий философ  Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию  сближает стремление опереться на теоретические  методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования  своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что  теоретическая форма обоснования  действительности, область знания формируется  именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации  называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности.

После того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания - математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы  универсального теоретического познания. Философия - это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований  бытия. Философской мысли присуще  рассмотрение мира за пределами человеческого  опыта. Никакой опыт не позволяет  постичь мир как целостную, беспредельную  в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую  человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом  объективную реальность, с которой  люди должны постоянно считаться. Целостное  понимание мира дает мировоззренческую  опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно  ставить и решать свои проблемы. Итак, универсализм - характерный признак  философского способа освоения действительности. 

2.Специфика философского мировоззрения.

В отличие  от мифологии и религии, философия  опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она  приходит на смену мифологии и  религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Философия – это не безусловная вера, а  размышление, философия – это  не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое  осмысление уже сложившихся представлений  о мире.

Философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение – результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений.

Философия выражала появившуюся потребность  разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех  проблемах, которые возникали в  ходе исторического процесса, поэтому  отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение  мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

Мифологическое  и религиозное мировоззрение  – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда  появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления.

Каждая  философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или  иных проблем.

Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований:

Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.

Они близки по форме отражения. Они обе  – духовное отношение человека к  действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты.

Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная  истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной  концепции в соответствии с важными  для человека ориентирами жизнедеятельности).

И, тем  не менее, это различные формы  духовной деятельности. Их различия заключается  как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:

Философия как рефлексия, как размышление  исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные  причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.

Бог для философии является понятием бытия, которое также требует  своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским  дисциплинам можно отнести философию  религии. Для религиозного мировоззрения  Бог – не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания.

Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить  их своим специфическим языком, с  помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе  и религиозных) философских концепций.

Религия – сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.

Религия ориентирует человека на безусловную  веру ("Верую, даже если это нелепо" – Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную  позицию, а не только на позицию, пусть  и признанных, авторитетов.

Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому  вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор позиций.

Религия говорит о спасении души в потустороннем  мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на "труд души", а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.

Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками  соотношения с Богом, поэтому, так  или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается  на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что в данной работе не ставилась задача умалить или  принизить религиозное сознание и "выпятить", возвеличить –  философское. Думается, что здесь  вернее оставить за философией и религией (по примеру средневековой концепции "двойственной истины"), каждой – свой путь постижения истины. 

3.Назовите основные методы и функции философии.

Философский метод – это система наиболее общих принципов и приемов  теоретического и практического  освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задает общие принципы, ориентиры  познания и деятельности (Ф. Бекон  «Философской метод – факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

1.Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – это всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления; это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай.

Важнейшими принципами диалектики являются:

-Принцип  развития, согласно которому существование  любого объекта предстоит как  возникновение, становление и  исследование. Всякое развитие включает  в себя движение, которое рассматривается  в единстве со временем, поэтому  с точки зрения диалектики  развитие абсолютно.

-Принцип  всеобщей связи, который раскрывается  группой парных категорий (единственное  – общее, причина – следствие,  возможность – действительность, содержание – форма, сущность  – явление).

Историческими формами являются:

-Диалектика античности – Гераклит  особое внимание уделял движению  и изменению вещей, переходу  противоположностей друг в друга,  то есть диалектика объективного  мира («дорога в году, является  дорогой вниз», «нельзя в одну  реку войти дважды»); Сократ и  Платон под диалектикой понимали  ведение спора, диалог с целью  выяснения смысла понятий и  достижения истины – диалектика  мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создает существенный материалистический компонент.

-Идеалистическая диалектика. Ее  создали представители немецкой  классической философии. Среди  них выделяется Гегель, создавший систему диалектики, которая

выступала и как теория и как  метод (XVIII-XIX вв.)

-Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851 гг.).

2.Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего-либо и неизменного существования. Она является противоположным диалектике методом познания. Ее особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо черное».

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, то есть отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».

Философия выявляет наиболее общие  идеи, представления; формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.

Специфика философии проявляется  в ее функциях. Основными функциями  философии являются:

  • Мировоззренческая - главная функция философии, так как она совпадает с ее основным содержанием; заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания той или иной эпохи, того или иного периода; в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей.
  • Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция включает в себя изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации.
  • Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком.
  • Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру.
  • Социокультурная  функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, а также она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы ее развития в будущем. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.
  • Интеграционная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.
  • Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.
  • Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.
  • Критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.
  • Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.
  • Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», то есть в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.
  • Логическая функция. Содержанием ее является анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.
  • Онтологическая функция является учением о бытии, его формах и способах.

Информация о работе Философия, её предмет и роль в обществе